"Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников
Автор: Коротких Татьяна Яковлевна
Дидактическая игра как средствоэкологического воспитания дошкольников В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Чаще всего дидактическую игру использую для повторения, обобщения и закрепления изученного материала. Бондаренко А.К. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:игры с предметами (игрушками, природным материалом);настольно-печатные игры;словесные игры. Предметные игры – в играх используются игрушки и реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена, ракушки, песок, глина, камешки, снег). В качестве примера таких игр можно назвать «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Путаница», «Узнай на вкус» и т. д. Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Настольно-печатные игры - "Зоологическое лото", "Ботаническое лото", "Четыре времени года", "Малыши", "Ягоды и фрукты", "Растения", "Подбери листья". Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению; по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В качестве примера таких игр можно назвать «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно», проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого педагога; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей. Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, педагогу следует играть вместе с ними. Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство педагога в игру детей. Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным и коррекционным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.Следовательно, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактическая игра может быть включена в любой раздел дополнительной образовательной программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка в целом.