Конспект занятия для старшей группы по развитию речи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия для старшей группы по развитию речи
Автор: Мануйлова Галина Сергеевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи: образовательные: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;активизировать словарь детей по теме занятия;совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период. развивающие: развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;развивать интерес к выполнению заданий.воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе;развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.Здоровьесберегаюшие:создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,познавательное развитие ,физическое развитие ,речевое развитие.Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени;3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);листочки из картона для дорожки;индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка;наборы элементов для создания картины осенней природы;аудиозапись «Звуки осеннего леса»;видеофильм «Осень».Вводная частьВоспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Да!Тогда отгадайте загадку: Несу я урожаи, Птиц к югу отправляю, Деревья укрываю,Но не касаюсь елочек и сосен,Кто я такая?- Осень!- Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? Письмо:«На лесной опушке я краски разводила,По листве тихонько кистью проводила.Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы. Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»- Принимаем приглашение осени? - Да!Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу- Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду.Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят.Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?-Чтобы подышать свежим воздухомА зачем осенью, да ещё и поздней? -Собрать грибы- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал? - Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? - Опавшей листвой, грибами.- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр.А зачем деревья сбрасывают осенью листву? - Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму. (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени) - Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.Первая картинка солнечная, весёлая.А на второй картинке?- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.Эта картина уже не такая весёлая. А на третьей картинке? - Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег. -Какое время года изображено на первой картине? Осень- А на этой? Осень- А какое время года на третьей картине? Осень- Почему про осень нарисованы три разных картинки?Осень бывает разной.- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?- Да!Вначале проведём разминку.Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за воспитателем:Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут, приседают,Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках, выполняя лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, взмахи кистями рук, лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают пальцы в кулак.А теперь перейдём к заданиям на карточках.1 задание «Отгадай загадку» Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок! 1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? - Лесник!2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу? - Лесовик! 3) А сказочное чудище, которое старается сделать все,чтобы путники заблудились? - Леший!4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. Лист. 5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает. Одним проходу не дает, других он подгоняет. -Ветер6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий, В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. -Дождь 2 задание «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Морозы осенью бывают?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?Солнце светит очень жарко?Можно детям загорать?Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?Молодцы, справились с заданиями. - Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. Просмотр презентации «Осень» Практическая часть Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. ( Дети составляют картины осени ) Итог занятияМолодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся. )- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу. Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? ( Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.)А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!