Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.
Автор: Шайдуллова Ильсияр Ринатовна
Актуальность исследования обусловлена устойчивым развитием цивилизации, которое неразрывно связано с преодолением экологического кризиса. В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем современного российского общества рассматривается формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на преодоление деградации природной среды и ее сохранение. В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан. Решение этих задач актуализирует вопросы использования потенциала экологического воспитания подрастающих поколений. 2О17 год Президент РФ объявил Годом экологии. И это неслучайно. Постепенно приходит осознание необходимости изменения системы нравственных ценностей с учетом нового отношения к природе, к ее проблемам. Противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования и неудовлетворительной динамикой становления экологической культуры детей свидетельствует о необходимости научного поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой. Современные экологические проблемы невозможно преодолеть только научно-техническими средствами, ибо они порождены ценностями и нормами технократической цивилизации. Их корректировка - основное условие достижения экологического равновесия. Принципы новой экологической культуры с ее ценностными ориентирами, экологическим мировоззрением, нормами жизни, идеалом человека, гуманного по отношению к самому себе и природе, противоположны потребительским установкам, доминирующим в обществе. В то же время современная практика экологического воспитания явно ограничена ориентацией на воспитание грамотного природопользования на основе рационально-хозяйственного отношения к природе. Необходимость обновления содержания экологического воспитания посредством смещения акцентов в сферу формирования экологических культурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой достаточно обоснована в педагогической науке (Н.Ф. Виноградова, Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, С.Н. Николаевой, В.И. Панова, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасова, И.В. Цветкова, и др.). Но педагогическая организация процесса экологического воспитания детей еще не обеспечивает должной его эффективности. Организация метода проектов в экологическом образовании дошкольников основывалась на исследованиях, Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги. Как отмечает Н.Г. Комратова, метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Метод проектов перспективный способ организации экологического воспитания старших дошкольников, построенный на основе их интересов, осуществляемый при активном участии детей в его планировании и во всех этапах реализации. На протяжении десятилетий метод проектов был недостаточно востребован, вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания. Это имеет особую актуальность для экологического воспитания детей дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит развитие их способностей к планированию и выполнению действий во внутреннем плане, рефлексии, отмечается переход к осознанности собственных психических процессов. Актуальность выбранного направления исследования обусловлена противоречием между потребностью педагогической теории и практики в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности и недостаточного использования потенциала метода проектов в дошкольном образовании. Данными соображениями определяется актуальность нашего исследования, тема которого «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов».Проблема исследования: каковы возможности метода проектов в формировании экологической культуры у старших дошкольников. Объект исследования: процесс формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.Предмет исследования: педагогические условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.Цель исследования: разработка содержания метода и формы формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.Задачи:1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить сущность понятий «экологическое образование» и «экологическая культура».2. Определить специфику экологического образования в дошкольном возрасте. 3. Изучить теоретические основы применения метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников.4. Разработать и реализовать циклы экологических проектов, направленных на формирование экологической культуры старших дошкольников.5. Проверить эффективность метода проектов посредством проведения педагогического эксперимента. Гипотеза: Применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, если: - организовать поэтапную практическую деятельность детей по выявлению и достижению экологических целей, ориентированную на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности; - разработать и реализовать различные виды экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих), направленных на взаимодействие детей с объектами окружающей среды; - будут созданы следующие педагогические условия: соблюдение цепочки последовательных действий; обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей социоприродной средой.Методы исследования:теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, психолого-педагогический эксперимент.