Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Автор: Белова Ирина Анатольевна

Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школеРечь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Одним из показателей умственного и речевого развития учащихся служит богатство его словарного запаса. Чем богаче словарный запас учащихся, тем красочнее и содержательнее его устная и письменная речь.Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.Словарная работа предусматривает четыре направления:1) Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе.2) Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает:а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;г) усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;3) Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.4) Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.Методологические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой — изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.Каждый ребёнок по-своему понимает смысл, который закреплён за словом, но дать словесное объяснение он не всегда может. Следовательно, словарные упражнения не должны быть направлены только на механическое запоминание, необходимо воспитывать умение словесно объяснять смысл слов.Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.1. Зрительный диктант с предварительным разбором.2. Картинный диктант.3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).4. Диктант с использованием загадок.5. Диктант по памяти:6. Диктант с комментированием.7. Творческий диктант.Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера.Чтобы объяснить значение изучаемого ученикам начальной школы необходимо показывать сам предмет или его изображение. Например, дети рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор), называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов.Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речи.Организация работы с трудными словами предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.На помощь школьнику приходит ассоциативное мышление – мышление при помощи образов.Наш разум способен устанавливать замысловатые связи между предметами и событиями. Такие связи надолго сохраняются в памяти. Поэтому словарное слово можно проверить, подобрав к нему слово, в котором нужная буква находится под ударением. Ассоциации дети могут составлять сами дома или в классе, рисовать иллюстрации, составлять рассказы.Для активизации и обогащения словарного запаса учащихся, учитель может использовать игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?», ребусы, кроссворды.1. «Кто больше?»2. «Кто быстрее?»3. «Кто правильнее?»4. «Кто быстрее и правильнее»5. «Собери слова»Таким образом, словарная работа на уроках русского языка позволит учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.Литература
  • М. Р. Львов «Методика развития речи учащихся», М., 1990г.
  • В. П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», М., 1991г.
  • Н. М. Шанский «Краткий этимологический словарь», М, 1971г.
  • В. П. Канакина «Учусь работать самостоятельно», М., 1996г.
  • В. М. Кузнецов «Учимся работать со словарными словами», Аквариум, 2003г.
  • Наталия Сычева «Словарные слова», Аст Москва, 2015 г.