Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мир игр"
Автор: Валиуллина Гульнара Римовна


Игра как развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Из опыта работы воспитателя средней группы (4-5 лет) Валиуллина Гульнара Римовна
Безигры нет, не может быть полноценного умственногоразвития.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
1. Вступительная часть
Для современной образовательной системы проблема умственного,интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться ввозрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственныеспособности. Вдошкольном возрастепроисходит закладка такого фундамента.
Актуальность темыобусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель работы: воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнемразвитияпознавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.
Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать и обобщить литературные источники по теме
2. Изучить и обобщить педагогический опыт по развитию математических способностей детей
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс по формированию элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность
4. Формировать у коллег опыт педагогического сотрудничества
В своей работе с детьми я не стремлюсь к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а стараюсь развить способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения конструировать предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

2. Основная часть
2.1. Практический раздел
Ориентируясь на труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С. , а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – моя главная цель в обучении детей.
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
2.2. Методы и приемы.
Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.
Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения:
1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие вытягивать знания, научить детей задавать сильные вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является Да - нет, Монетка. Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики и не только, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, предмет, они испытывают радость и гордость.
В разделе Количество и счет, на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры:Гаражи; Сколько нас без одного?;Какое число я задумала?; Назови число; Кто знает, пусть дальше считает; Какие числа пропущены?; Найди пару.
Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: Выложи цифру из палочек; Собери цифру правильно; Слепи из пластилина; На что похожа цифра?; Назови предметы, напоминающие цифру, Рисуем крупой. А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, частушки, инсценировки, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, использую физкультминутки.
Стала использовать в своей работе игру Изобрази цифру. Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. Игры Воскобовича прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи игры Волшебная восьмерка. Где родителям так же был показан мастер – класс по изготовлению и использованию данной игры – пособия. Здесь же идет закрепление знаний цвета и т.д.
Знакомить детей с миром геометрических фигурможно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: Веселые фигуры, Геометрическая мозаика. Игры с блоками Дьенеша, игры Воскобовича. Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру Пара слов, где мы говорим: Круг. Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть вдидактические игры:Назови лишнюю фигуру;Подбери заплатку; Найди крышку каждой коробочке; Геометрическое лото; Назови фигуры.
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.
Для развития пространственных ориентировоку детей я использую проблемные игровые сюжеты: Помоги зайчику добраться до своего домика, Путешествие.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество игр и упражнений, которые влияют наразвитие творческих способностейу детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся готовые книжки – раскраски, например: Что нужно нарисовать в пустой клетке? , Определите, как должен быть раскрашен последний мяч, Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?, Определите, какие окна должны быть в последнем домике? и т. д.
На развитие наблюдательностиу детей подобрала серию картин Найди в рисунке отличия, Найди две одинаковые рыбки , Узнай по контору и т. п.
Для закрепления понятия величинаиспользую игры с блоками Дьенеша. Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: Что сначала, что потом?; Какая фигура будет последней?.
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
комплекс развивающих игр;
путешествие;
экспериментирование;
подгрупповая работа;
игра-путешествие;
математический КВН;
эксперимент;
познавательные игры;
индивидуальная работа.

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

3. Заключение
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, в назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я еще раз убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.

4. Литература
1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.
2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.
3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. – №8. – С.30-39
4.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.
6. Волина В. Веселая математика – Москва, 1999г.
7. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике – Москва, 1989г.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.
9. Играем в числа – серия пособий.
10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г.
11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: Детство-Пресс, 2010г.
12. Ориентировка в пространстве – Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.
13. Программа От рождения до школы – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
14. Развиваем восприятие, воображение – А. Левина.
15. Узорова О., Нефедова Е. 1000 упражнений для подготовки к школе – ООО Издательство Астрель, 2002г.