Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира)
Автор: Качурина Лидия Васильевна

Учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель- капитан, и ему нужно так организовать обучение, чтобы курс был правильным ,а результаты –хорошими. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Сначала определим, что такое исследовательская деятельность младших школьников, каковы ее цели и задачи.Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);создание положительной мотивации учения;развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, родители имеют возможность сблизиться с детьми, сделать открытия и для себя в различных областях знаний. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдениям, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и готовить защиту детской работы.Дети от природы любознательны. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я стараюсь направить моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в помощники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.При формировании исследовательских умений младших школьников советую обратить особое внимание на следующие условия:1.Мотивированность.Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.2. Целенаправленность и систематичность.Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.3. Творческая среда.Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.4. Психологический комфорт.Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.5. Учет возрастных особенностей.Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.Исследовательской деятельности можно и нужно учить.Учителю предстоит нелегкая работа. В море теоретического материала нужно выбрать оптимальные методы, добавить свои конкретные наработки с учетом психологических возможностей и особенностей младшего школьника.Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса, главное ,чтобы работа была посильная, интересная ученику.