«Повышение качества образовательной деятельности и обеспечение эффективной реализации ФГОС ДО»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Повышение качества образовательной деятельности и обеспечение эффективной реализации ФГОС ДО»
Автор: Куксова Ольга Викторовна

Филиал «Ласточка» МБОУ «Жердевская СОШ №2»Повышение качества образовательной деятельности и обеспечение эффективной реализации ФГОС ДОПодготовила:воспитатель О.В. Куксова Сукмановка2019 Важной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования на данный момент активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Качество образования  в  дошкольной организации – это результат деятельности педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:
  • Образовательная деятельность. Дается оценка уровню качества образовательных программ и их методическому обеспечению, содержание которых дает возможность воспитателям строить воспитательно-образовательный процесс в согласовании с актуальными требованиями и степенью развития общества и единовременно без лишней нагрузки для дошкольников.
  • Развивающая среда. Дается оценка уровню обогащения предметно-пространственной среды, нагрузка которой обеспечивает дошкольнику возможность для саморазвития. Показателями считаются количественное соответствие «воспитатель – дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, характерные черты здания, в котором пребывают дошкольники.
  • Психологический комфорт ребенка. Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Дается оценка уровню обеспечения психологического комфорта дошкольника в образовательном учреждении для сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее эффективными характеристиками поведения воспитателя, который обеспечивает качественное сопровождение, считаются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
  • Здоровьесберегающая деятельность. Хорошая оценка физического контекста жизни дошкольника в учреждении обусловливается не численностью предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, позволяющие построить процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы дошкольник смог принимать участие в образовательной деятельности без лишнего физического и психического напряжения, которое подрывает здоровье.
  • Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.
  • Образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями, чему способствуют современные образовательные технологии:
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология;
  • технология «ТРИЗ»
  • Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. С этой целью проводятся:инамические паузы, которые помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).- Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.- Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний. В нее включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения самочувствия детей.- Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.- Музыкотерапия используется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.- Релаксация помогает снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние.Вывод: применение их на практике помогает детям сохранить здоровье в период пребывания в ДОУ, снимает психическое напряжение, успокаивает, позволяет снизить заболевания и количество часто болеющих детей. Технологии проектной и исследовательской деятельности направлены на формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления, решать проблемные задачи вместе с педагогами. Мною разработаны и реализованы вместе с детьми проекты: «Солнце льет на землю и тепло, и свет…», который помог детям в ходе экспериментальной деятельности выявить влияние солнечного света на живую и неживую природу. «Дорожная азбука». Цель которого: формирование знаний о правилах поведения на дороге. Проект «Почему снег тает?» позволил детям понять, что такое снег и для чего он нужен? Вывод: именно проектно-исследовательская деятельность помогла связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни воспитанников, а также заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Она позволила объединить педагогов, детей, родителей, научила работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. При помощи проектно-исследовательской деятельности каждый ребёнок смог проявить себя, почувствовать себя нужным, у него появилась уверенность в своих силах.Активно использую информационно-коммуникационные технологии, так как они являются одним из эффективных способов повышения мотивации к познанию. Применение ИКТ позволяет за незначительное время охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее, сделать образовательную деятельность привлекательной и современной, решая познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Провожу занятия и реализую образовательные проекты, которые требуют наглядного представления материала, с использованием компьютерных презентаций по темам «Времена года», «Масленица», «Вежливость», «Эмоции», «Мое село», «Россия» и др.Вывод: применение ИКТ на занятиях облегчает усвоение учебного материала, предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей, повышает мотивацию воспитанников, развивает мышление и творческие способности, активизирует познавательную деятельность. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
  •      Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Целью использования данной технологии в детском саду является:
  • развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
  • с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
  • речи и творческого воображения.
  •        Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.Систематическое использование в педагогическом процессе современных образовательных технологий позволяет повысить уровень физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития воспитанников, адаптировать их в обществе. А также повысить профессиональный уровень и компетентность воспитателя, что в совокупности влияет на повышение качества образовательной деятельности и обеспечение эффективной реализации ФГОС ДО.Используемая литература:
  • Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / под редакцией А.А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 95 с.
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н «Профессиональный стандарт».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года №0810 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: М.: Центр педагогического образования, 2014. – 31 с.