Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Кулишенко Светлана Владимировна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 62» Заводского района г. Саратова. Саратов, ул. Огородная, д. 166, тел.: 8 (8452) 95-93-17Отчет работы по нравственно-патриотическому воспитанию Подготовила : воспитатель Кулишенко С.В. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первыепредставления детей об окружающем мире, обществе и культуре.Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то всё это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребёнка и остаётся как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.Целью патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.Достижение поставленной цели осуществляю через решение следующих задач:1. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, посёлку.2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.5. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края.Работу по патриотическому воспитанию начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитаниюотвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С этой целью проведены и проводятся такие формы и методы работы, как беседы «Моя семья», «Семейные традиции», составление рассказов с рассматриванием семейных альбомов «Это моя любимая семья»; чтение стихов и пословиц о семье, семейных отношениях – «При солнышке тепло, при матушке добро», «На что и клад, коли в семье лад», «Братская любовь крепче каменных стен», «Вся семья вместе, так и душа на месте»; продуктивные виды деятельности - рисование «Моя дружная семья», изготовление поздравительных открыток и сувениров для пап и мам. В ноябре прошел праздник посвященный «Дню матери».В своей работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.Проведено анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в семье».Организована совместная работа детей и родителей: составление семейного альбома: составление генеалогического дерева семьи, семейные фотографии и др. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы «Дерево держится корнями, а человек – семьей», консультации по вопросам семейного воспитания «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», обмен мнениями на тему «Расту вместе со своим ребенком», рекомендации «Расскажите детям о своих профессиях, об увлечениях, о семейных традициях». Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Знания, полученные в детском саду, закрепляются в семье. Родителям было рекомендовано посетить краеведческий музей, театр кукол, театр юного зрителя, показать достопримечательности нашего города; проведено анкетирование «Семейный опыт патриотического воспитания»; даны консультации «Как воспитать маленького патриота», «Что рассказать ребенку о городе?»; рекомендовали рассказать детям о выборе своей профессии, почему они любят город и с нетерпением возвращаются сюда после отпуска, показать детям любимые места города. Знакомлю детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. На данном этапе были проведены праздники и развлечения «Масленица»«Осень в гости к нам пришла». Традиционно в нашем детском саду, проходят выставки «Дары осени»«Новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.Знакомство дошкольников с родным городом, краем – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, родному краю подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной провожу поэтапно. Следующим этапом является знакомство детей с достопримечательностями нашего района, города. Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. На примере подвигов героев – школьников рассказываем детям о войне с фашистами; воспитываем чувство гордости, стремление быть похожими на таких героев. Закрепляем знания воспитанников о других героях ВОВ, подвигах солдат, совершенных в мирное время с помощью бесед объединённых общей темой«Слава и гордость земли русской» - «Русские богатыри», «Праздник Победы»,«Есть такая профессия – Родину защищать», «За что люди благодарны защитникамЗемли Русской?» Чтение и рассматривание энциклопедии «Герои нашего времени»расширяют представления детей о людях, прославившие Родину - ученых,полководцах, художниках, изобретателях, врачах, композиторах, писателях,путешественниках, мастерах. Были созданы и просмотрены презентации «Юрий Гагарин», «А.П.Гайдар», просмотр видеороликов на тему «Герои Великой Отечественной войны»;«Наша армия»; слушание песен военных лет, оформление тематических выставок,чтение художественной литературы, изготовление поздравительных открыток исувениров ко Дню защитника Отечества, - все это пробуждает интерес и уважение к истории России, воспитывает чувство гордости за воинов-защитников, благодарность ветеранам, вызывает желание быть смелыми, отважными, сильными и благородными. Мои воспитанники  участвовали в конкурсе: «Я помню, я горжусь». К празднику Победы дети изготовили поздравительные открытки.Стало традицией после окончания праздника возлагать цветы к Вечному огню. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.Ведется работа по расширению представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй, поэтому активное участие принимают родители. Дети вместе с родителями составляли генеалогические древа, рассказы о своей семье, о своих семейных традициях. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Подводя итоги о проделанной работе, следует вывод, что родители моих воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно-патриотического воспитания. У них возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду. Участие родителей воспитанников в жизни детского сада стало более активным.Уверена, что проводимая мною работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.Методическая литература:1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. Образоват. Учрежденийи родителей / (Т.Н. Дронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.). – 2-е изд. _М. : Просвещение, 2006.-1912. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие дляреализации государственной программы «Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп.– М.: АРКТИ, 2004. – 184с.3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие попатриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. _ М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.4. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению сокружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез,2006. – 144 с.5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитаниедошкольников: Для работы с детьми 5- 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.112с.6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско –патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.:«Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 112с.7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... (Нетрадиционные формыработы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М.:«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию вДОУ)/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской. –М: ТЦ Сфера, 2004.- 192с. (Серия«Вместе с детьми».)Художественная литература:1. Анатолий Васильевич Митяев «Почему Армия всем родная». Издательство«Малыш» Москва 1987;2. Для младшего школьного возраста Наталья Федоровна Кравцова «В ночномполете»Художник Ю.Копейко;3. «Душа и звезды» Евдокия Ромбандеева. Редактор: Ширыкалова Н.Г.,старший научный сотрудник Лаборатории комплексных исследований СОАН СССР.;4. Житков Б.С. Помощь идет. Рассказы. Переиздание. Рис. В.Юдина. М., «Дет.лит.», 1977.;5. «Кто на севере живет» Н.А. Барков Текст, 1997 ;6. Рассказы об армии Серия «Внеклассное чтение» для младшего школьноговозраста;7.Рассказ танкиста: Стихи/ Рис. О.Верейского.- Переизд. – М.: Дет. лит.,1986.-30с.,;8.Сказки народов Севера, М. – Л., 1959; Сказки народов Сибири. Новосибирсккн. Издат., 1956;Мифы, предания, сказки хантов и манси, М., 1990.;9.Стихи о Советской Армии/Рис. Г. Метченко. – М.: Дет. лит., 1988. – 32 с.: ил.– (Читаем сами);10.Страны и народы: Научно – популярное издание для детей/ Ил. Ю.Г.Алутиной, К.Р. Борисова, О.Г.Дмитриевой, А.Л. Дудина, М.Ю. Матросова,Н.А.Ящука; Оформл. Серии И.П. Смирнова. – М.: ООО «Росмэн-Тздат»,2001. – 31 с.;11.«Три сына» Ненецкие мказки Литературная обработка Г.А. Меновщикова,В.И. Васильева. Рисунки В.Гошко;