"Влияние природы на развитие дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние природы на развитие дошкольников"
Автор: Марченко Елена Александровна
«Влияние природы на развитие дошкольников». Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственныйопыт, на котором и основываются его дальнейшие знания. Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей. Накапливая под руководством старших новые представления, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы, мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны - трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания. Развитие любви к природе содействует формированию моральной личности гражданина. Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе. Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка. Забота о животных и растениях воспитывает в ребенке доброе и ответственное отношение к ним. Важно, чтобы ребенок испытывал потребность помочь другому живому существу.Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как: - развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;- развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;- развитие творческого воображения; - развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;Мы использовали новый подход к ребенку в организации педагогического процесса – личностно – ориентированное взаимодействиевзрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Перед нами стоит задача: Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения.Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:Пробуждение ребенка к активности;Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого, в обычном необычного; З. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной деятельности.Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы использовали в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности). Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно – действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, поэтому используем нетрадиционные занятия, способствующие развитию логического мышления и активности детей.-Занятия – путешествия- Занятия – сказка- Занятия - викторина- Занятия – игра Занятия проводятся с игровыми персонажами – куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям – легко принять задачу и занять активную позицию в её решении. Для снятия умственного напряжения применяли физкультурные паузы и игры с природоведческим содержанием. Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме. Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т.к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания. Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические занятия, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.