"Проектно-исследовательская деятельность в детском саду "
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проектно-исследовательская деятельность в детском саду "
Автор: Хмелёва Татьяна Викторовна
Проектно-исследовательская деятельность в детском саду.Тематика проекта:Развитие познавательных способностей детей.Название проекта:«Откуда пришла книга и для чего она нужна людям»Целевая группа:Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), педагоги ДОУ, родители (законные представители). Содержание проекта. Сегодня все чаще мы слышим выражение «исследовательская деятельность в детском саду». Это возможно? Как ее организовать? Как сделать так, чтобы подтолкнуть ребенка к этой деятельности? Вопросов много. И прежде чем приступать к исследовательской деятельности с дошколятами, педагогу самому необходимо понимать, что это такое и как строить работу. В своей работе опиралась на методические рекомендации А.И.Савенкова по обучению дошкольников навыкам исследовательского поиска, методические разработки Н.А.Рыжовой, используя свой опыт работы и методические наработки. В 2018 году с детьми подготовительной группы «Сказка» проведена исследовательская работа на тему «Откуда пришла книга и для чего она нужна людям»Цель:- Формирование у дошкольников предпосылок исследовательской деятельности через изучение истории происхождения книги и ее роли в жизни человека.Задачи:Способствовать развитию потребности к изучению историю происхождения книги.Поддерживать инициативу детей в познании процесса создания книги.Расширять представления детей о роли книги в жизни людей.Воспитывать у детей интерес к книгам, желание заниматься творческой деятельностью.Сформировать у дошкольников бережное отношение к книгам.Развивать коммуникативные умения и навыки детей.Работа состояла из 10 этапов исследования.Интервью-опрос «Что такое книга?»Анкетирование «Любите ли вы читать и слушать, когда вам читают?»Откуда пришла книга?Как делают книги в наше время? Экскурсия в библиотеку, магазин, типографию.Гусеничка-Буквоешка. Книжки-малышки своими руками.Опыты с книгой.Организуем «Книжкину больницу» Ящик для макулатуры – первый вклад в сохранение лесов России.Каждый этап исследовательской работы фиксировался.Моя задача, как педагога состояла в создании условий для реализации исследовательской работы. Помочь дошколятам построить свою работу последовательно, логически правильно, тем самым стимулируя их познавательный интерес, развивая мышление, воображение. Постановкой проблемных вопросов, созданием поисковых ситуаций старалась подталкивать детей на поиск способов решения. В работе применялись методы: интевьюирования, анкетирования, опрос, экспериментирование, фотографирование, экскурсии и др.Условия реализации исследовательской деятельности.Данная работа была проведена в течение пяти месяцев: с сентября по январь. Каждый этап занимал 2 недели (2 занятия в неделю). В исследовательской деятельности задействована вся группа детей.Занятия с дошколятами были организованы во второй половине дня, что не мешало педагогическому процессу, а дополняло его.Исследовательская деятельность предполагает участие педагогов ДОУ, родителей воспитанников. Для организации исследовательской деятельности необходимо желание детей, которые стремятся познавать, изучать, доказывать и педагогов, способных поддержать детскую инициативу. Срок реализации исследовательской деятельности: 5 месяцев.Результаты:В результате проведенной работы я добилась того, что дети научились определять цель деятельности – я лишь им помогала в этом, дети открывали новые знания – я рекомендовала источники знаний; дошкольники выбирали – я содействовала; воспитанники были активны – я создавала условия для проявления активности.Хорошим показателем успешности исследовательской деятельности по данной теме считаю, развитие коммуникативных способностей, творческих навыков, появление познавательного интереса, так необходимых при дальнейшем обучении в школе. С данной работой моя воспитанница приняла участие в конкурсах различного уровня. Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2018» - 2 место, в номинации гуманитарная.Краевой конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (заочный этап) – 1 место, в номинации гуманитарная. Краевой конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (очный этап) – 3 место, в номинации гуманитарная.Всероссийский конкурс «Педагогика XXI век» - 1 место в номинации лучший детский научно-исследовательский проект.Однако, проведя такую интересную и серьезную работу с дошкольниками, я столкнулась с проблемой публичного выступления детей. Наши дети чувствуют себя скованно перед большой аудиторией, стесняются отвечать на вопросы, чувствуют неуверенность в себе. Теперь передо мной стоит задача не только побуждать детей к исследованию, но и научить детей выступать перед залом, вести диалог, оперировать имеющимися знаниями, отстаивать свою точку зрения.Дальнейшее развитие проекта:На достигнутом мы не останавливаемся. С детьми мы решили продолжить исследование о книге. Дошколятам стало интересно узнать, какие книги любят читать их сверстники. Они заинтересовались творчеством детских писателей и поэтов. У них появилось желание самим сочинять стихи, сказки, рассказы, у некоторых это получается замечательно. А какое есть количество праздников, посвященных книги!!! Поэтому наше исследование будет продолжаться.Опыт работы по исследовательской деятельности с дошкольниками я представляла на районном методическом объединении дошкольных работников и ГКП, районном научном обществе. Планирую представить опыт своей работы по исследовательской деятельности с дошкольниками на краевой методической школе.Дополнительно.Провести с дошкольниками исследовательскую работу не просто. В детском саду детей только побуждают к исследовательской деятельности. Педагоги закладывают в них ее основу. А то что мы , сформируем найдет продолжение в школе. Необходимо отметить, что исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности. Имеет свою структуру и содержание.Структура исследовательской работы стандартна, а от стандарта нельзя отступатьЗаинтересованность дошкольников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда. А задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать в руки мощный стимул его дальнейшему творческому развитию.