«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
Автор: Постникова Алена Сергеевна воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»Индивидуальный план самообразованияпо теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» воспитателя 1 квалификационной категорииПостниковой Алены Сергеевны на 2018-2019 учебный год пгт Октябрьское2018Тема самообразования: «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» Работа начата: в сентябре 2017 году Закончить работу над темой предлагается в мае 2020 годаЦель самообразования по теме:- духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.Задачи самообразования: Воспитание гуманных чувств детей:-формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;-формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;-развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Воспитание коллективизма:-Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;-закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;-развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;-поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Этапы проработки материала: Состоит из теоретического и практического этапа. теоретическом этапе раскрываются задачи, формы и методы работы, содержание занятий, мониторинг. Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта.Предполагается результат: Дети овладеют навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. У детей сформируется чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту, умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; Форма предоставления результатов: Кукольные и театральные представления.Структура и содержание плана самообразованияОтслеживание педагогическим работником работы по темеБанк данных литературы по теме: «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности» Посещение методических мероприятийПлан отчета по работе над темой самосознанияза 2018-2019 учебный годФИО Постникова Алена СергеевнаДолжность воспитательИндивидуальная тема «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»Год работы над темой 2018-2019Деятельность по реализации темы Работу в этом году начала с повышения курсов квалификации по теме «Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО» и разработки рабочей программы по дополнительному образованию «Приобщение детей к социокультурным истокам», на основании которой планировала свою дальнейшую деятельность.Основной целью работы было духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Через разнообразные методы работы с детьми: словесный; зрительный; демонстрационный; вопросно-ответный, наглядный и практический, я решала поставленные задачи: -формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; -формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; -развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Реализация новой программы осуществлялась через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, чтение художественной литературы. Через знакомство с книгами «Верность родной земле», «Радость послушания», «Мудрое слово», «Добрые друзья», у детей сформировались понятия о мудрости, верности, добрых делах и друзьях, о детском послушании. Театрализованные игры планировала ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Разыгрывание знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок, игр-имитаций, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, является хорошим средством повышения эмоционального тонуса воспитанников, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях. Вместе с детьми регулярно ставили постановки, детям очень нравится исполнять роли героев. Распределение ролей происходит в зависимости от желания и способностей детей, или роль подбираю сама - по характеру ребенка, его возможности сыграть того или иного героя. На занятиях театральной деятельности совместно с детьми сочиняли сказки. Для сочинения использовали сюжетные картинки или брали начало известных сказок и их немного переделывали. Такой метод работы развивает у детей воображение, фантазию. На занятиях дети учились пользоваться различными интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердите, удивленно строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнера. Также на занятиях были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Этюды помогают ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Организация театрализованных занятий непременно связана с работой над выразительностью речи. Учила детей управлять силой голоса, тембром речи, соответствующим персонажу, учила звукоподражанию, четкой дикции. После разучивания текста побуждала у детей интерес к театрализованным куклам и концентрировала на них внимание детей; начинала работать с детьми над движениями; учила их по средствам движения передавать характер литературного героя. В результате работы кружка получила ожидаемые результаты: 1. Раскрыла творческие способности детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации). 2. Развила психологические процессы (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии). 3. Развила личностные качества детей (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным). 4. Умеют читать стихи, некоторые дети с выражением пересказывают небольшие произведения, выполняют роли в драматизациях сказок, произведений. 5. Могут выступать перед публикой (родителями, сверстниками). Легко и с желанием участвуют в творческой деятельности6. Развит у детей интерес к театральным игрушкам, куклам. Главным достижением работы кружка я считаю создание благоприятной дружеской атмосферы в детском коллективе, установление контакта между воспитателем и воспитанниками, наполнение детей яркими впечатлениями. По результатам мониторинга на начало и конец года можно увидеть сдвиг на 29 %. Выполнение программы театрального кружка – 89%. Таким образом, по результатам данной работы дети овладели навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. У детей формируются чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту, умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; можно увидеть, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих способностей. Приобретенные качества обязательно помогут им в будущем найти свое место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.Итоговый отчет по самообразованию.(по окончании работы над темой самообразования)Должность ФИО Тема учреждения Индивидуальная тема Срок и период работы над темой Задачи самообразования Используемые формы организации самообразования(Курсовая подготовки в институте повышения квалификации; получения второго высшего образования или второй специальности; дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа по самообразованию.Изучена литература Посещено занятий Наработанный материал Форма предоставления материалов