Методика разработки современного урока в условиях реализации ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика разработки современного урока в условиях реализации ФГОС
Автор: Ведерникова Надежда Алексеевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Школа № 152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. ПермиХАРАКТЕРИСТИКАученика 5 «Г» класса Миронова Даниила Ивановича03.03.2008 года рождения проживающего по адресу: г. Пермь, ул. Старикова 14-35Максим обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (2 вариант). Показатели внимания и памяти снижены. Темп деятельности средний. Работоспособность низкая. Планировать свою деятельность может с помощью учителя. Речь мало развита на бытовом уровне. Звуки из слов вычленяет с трудом. Сливает слоги, на письме хорошо копирует письменный и печатный текст. Написанные слова читает с трудом. Прочитанные учителем литературные произведения понимает. Словарь ограничен бытовой тематикой.По счету выполняет письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10, с помощью учителя на счетном материале. Решает простые арифметические задачи только с помощью учителя. Знает геометрические фигуры и цвета.Работы по ИЗО и труду старается выполнять аккуратно, в нужной последовательности и под постоянным контролем учителя. Максим аккуратно раскрашивает, вырезает, клеит. Мальчик активный, на просьбу учителя откликается. Регулярно посещает школу, пропуски по уважительной причине. Всегда опрятный и ухоженный. Навыками самообслуживания владеет. В мероприятиях класса и школы принимает активное участие. Так же является победителем и участников спортивных соревнований. Успехами мальчика родители интересуются.и.о. директора школы: М.Г. Варфоломеева Кл. руководитель: Е.Е. Дружининская30.05.2019 г. Тема: «Времена года».Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.Задачи:Образовательные:
  • Закрепить представления детей о временах года: весне, лете, осени и зиме.
  • Формирование умения выполнять аппликацию.
  • Формирование графомоторных навыков.
  • Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета объекта.
  • Коррекционно – развивающие:
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать внимание, память, мышление посредством формирования общетрудовых умений и навыков.
  • Развивать воображение у детей.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  • Оборудование:Демонстрационный материал: картинки с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), доска, компьютер, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года».Раздаточный материал: иллюстрации, изображающие разное время года, Ход урока:
  • Орг. этап: (мобилизация внимания обучающихся, воспитание культуры поведения на уроке)
  • - Вот и прозвенел звонок, начинаем наш урок! Сейчас у нас урок развитие речи. На уроке развития речи мы много говорим, слушаем  учителя, выполняем задания.- А теперь давайте разбудим наш язычок.Язычок наш просыпается и идет умываться.Умывает верхнюю губуУмывает нижнюю губуПобежал яз. гулять на улицуПосмотрел вниз на дорожкуПосмотрел наверх, где ярко светит солнышко.Стал переходить дорогуСначала посмотрел налево потом направо,а потом побежал по дорожке, как лошадка. Молодцы!-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь.- Посмотрите на доску, как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке? Тема нашего урока – Времена года. - Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года и повторим все, что знаем о них.
  • Основная часть.
  • - Итак, все готовы? Сели поудобнее. Отправляемся в путь!Посмотрите а доску, хозяйка какого времени года нас встречает? – ЗИМА.2. Рассказ учителя о зиме, рассматривание и проговаривание признаков зимы по картинкам.-Дни зимой короткие. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.-Зимой идет снег, он укрывает землю, деревья, кусты, крыши домов белым покрывалом. Деревья и кусты стоят без листьев.-Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. -Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. - Лесные звери укрываются от холода в дуплах, норах, берлогах и всю зиму спят.- Люди одеваются в теплую одежду.- Зимой дети и взрослые катаются на санках, коньках и лыжах. Из снега лепят снеговиков, строят крепости, играют в снежки.- Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, поют песни.– Все признаки зимы мы с вами вспомнили? (ДА)- Давайте повторим признаки зимы. (Дети повторяют)- А мы отправляемся дальше. И нас встречает хозяйка следующего времени года- ВЕСНА!Рассказ учителя о весне, рассматривание картинок.Весна наступает после Зимы. Дни становятся длиннее. Вся природа пробуждается после зимней спячки. - Солнышко греет все жарче, из-за чего начинает таять снег и Лед на речках раскалывается на льдины.- Весной оживают деревья. На ветках набухают почки, и из них появляются новые листочки. - Начинает появляться свежая травка и первые цветы- подснежники.- Из своих зимних домиков вылезают животные и насекомые, которые проспали всю зиму. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи.- Люди меняют теплые, зимние одежды на курточки и плащики. Для прогулки по лужам надевают резиновые сапоги.– Всё признаки весны мы с вами вспомнили? (ДА)- А мы отправляемся дальше. И нас встречает хозяйка следующего времени года- ЛЕТО!Рассказ учителя о лете, рассматривание картинок.Лето – чудесное время года. Дни становятся все жарче и длиннее, а ночи короче. - Чаще всего стоит ясная, солнечная погода. По голубому небу плывут белоснежные облака. - Летом иногда бывают дожди, но они теплые, и после них часто появляется разноцветная радуга.- Деревья одеты в яркие, зеленые одежды, на которых поют звонкие птицы. Повсюду густо растет трава, усеянная разноцветными цветами и вкусными ягодами, над которыми порхают бабочки и жужжат всякие насекомые.- Детеныши животных готовятся к самостоятельной жизни. Птенцы вырастают и учатся летать.- Взрослые и дети летом одеты в легкие одежды (сарафанчики, футболки, шорты). Они много гуляют, купаются в речках и загорают- В конце лета в лесу появляются грибы, а в саду начинают созревать фрукты.– Всё признаки весны мы с вами вспомнили? (ДА)- Сейчас отправляемся дальше в наше путешествие. И мы в году – дождливую ОСЕНЬ!Рассказ учителя об осени.Осень наступает после лета. Осенью природа увядает, готовится к зимнему отдыху. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. - На небе появляются серые тучи, идут долгие, холодные дожди, после которых на долго остаются лужи. - Листья на деревьях начинают менять свой цвет - из зеленых они превращаются в желтые, красные и светло-коричневые. Но ближе к зиме деревья сбрасывают листву. - Насекомые осенью пропадают, поэтому пищи для птиц остается совсем мало, и многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. А звери делают запасы на зиму.- Люди начинают сбор урожая овощей и фруктов. Заготавливают корм для домашних животных.  - Взрослые и дети надевают теплую одежду. -Сейчас мы побывали в гостях у всех времен года. Но для того, чтоб вы лучше запомнили их признаки, мы с вами сделаем необычную поделку. Она называется – чудо дерево.3 Рассматривание поделки – образец.-Посмотрите какое это дерево необычное, на нем изображено сразу все четыре времени года.Сейчас, ребята, я вам покажу как оно делается. А потом вы самостоятельно сделайте свое чудо-дерево.4 Физкльтминутка.Перед началом работы давайте сделаем разминку и разбудим наши ручки. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте, пожалуйста, за мной. - А теперь давайте выполним поделку.Практическая часть – выполнение поделки «Чудо-дерево».
  • Порядок выполнения работы.
  • У вас на столах находится готовый макет дерева из белого картона. Чтобы его превратить в чудо-дерево нужно сначала отгадать загадки.Загадка №1. Снег на полях,Лёд на водах,Вьюга гуляет.Когда это бывает? (зима)На макет дерева приклеиваем шаблон из белого, мягкого материала. Получается зимнее дерево.Загадка №2. Тает снежок,Ожил лужок,Я раскрываю почкиВ зелёные листочки,День прибывает.Когда это бывает? (весна)На макете дерева, на ветках рисуем молодые, маленькие, зеленые листочки. Получается весеннее дерево.Загадка №3. Солнце печёт,Липа цветёт,Рожь поспевает.Когда это бывает? (лето)На макет дерева приклеиваем шаблон из зеленого листа бумаги. Получается летнее дерево.Загадка №4. Пусты поля, Мокнет земля,Дождь поливает, Когда это бывает? (Осень)На макете дерева на ветках рисуем осенние, разноцветные листочки. Получается осеннее дерево.
  • Заключительная часть.
  • Выставка работ – анализ выполненных работ детьми, рассматривание, соотнесение с образцом.Итог урока – рефлексия.Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в класс на нашем поезде.-У кого же мы сегодня побывали в гостях? (у времен года)-Как их зовут?– Ребята вы молодцы! Сегодня прекрасно поработали, все старались, и у вас получились хорошие работы. Наша поделка предназначена для обучения. Дети будут смотреть и запоминать времена года.Рефлексия:-Если вам понравился урок, возьмите солнышко, если вам урок не понравился возьмите тучку.На этом наше занятие окончено. Всем спасибо!Дидактическая игра « Чудесный мешочек».- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).  Физкутминутка: «Зимние ветра» (ЗКР).Заметет дорожки пороша: « ш - ш ш - ш»,(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).Завьюжат вьюги: «в- в- в- в», ( круговые движения руками).Закружит метель: «у- у- у- у», (дети кружатся и садятся).Воспитатель: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается».А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.(ответы детей)Воспитатель: Спасибо, ребята за ваши рассказы, а сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.Подведение итогов:Игра в кругу с мячом (обратная связь):Куда мы с вами сегодня путешествовали?Перечислите последовательность времён года.- Что вам понравилось, запомнилось?- В чём возникали трудности?- Как вы с ними справились?Занятие по развитию речи "Необыкновенное путешествие по временам года круглый год" (подготовительная группа)
  • воспитатель
  • воспитатель
  • воспитатель
  • Разделы: Программные задачи.Связная речь. Формировать умение сочинять сказку, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью, передавать специфику жанра.Словарь. Грамматика. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений. Учить употреблять существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода. Учить образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.Звуковая культура речи. Учить с помощью интонации передавать различные чувства (радость, огорчение).Оборудование: гимнастическая лесенка, куклы по временам года, флажки.Предварительная работа: рассматривание картин о временах года картины И.Грабарь “Зимний пейзаж”, А.Васнецов “Зимний сон”, С.Жуковский “Свежий снег”, И.Остроухов “Золотая осень”, И.Левитан “Октябрь”, И.Грабарь “Рябинка”, А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Март”тение произведений , заучивание пословиц, поговорок, знакомство с новым словом “гид”.Ход занятияВоспитатель: Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох - вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох - выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза).Воспитатель: Ребята, в наш детский сад сегодня пришло письмо город Бугульма, улица Кольцова, 3, детский сад № 39, подготовительная группа. Это письмо от феи Волшебных слов.Воспитатель: Фея нам предлагает отправиться в необыкновенное путешествие - по временам года. Гидом буду я (воспитатель), а вы все будете путешественниками. Хотите? (Да).Четыре сестрицы на свете живут,И всех их по-разному люди зовут.У каждой из них разноцветное платье.Попробуйте этих сестер, отгадайте (ответы детей).Воспитатель: Мы отправляемся к первой сестре.Мы к зимушке в лес побыстрее пойдем.Смекалку, фантазию нашу возьмем.Дорогой в пути никуда не свернем.Но чтобы лес нам поскорее достичь,Должны мы подняться по лесенке ввысь.(Дети идут по гимнастической лесенке по музыку А.Вивальди “Зима” часть1 и приходят в уголок “Зима”. На ковре имитация сугробов, стоит кукла - зима, разбросаны снежинки с заданиями.Первое задание. Разминка “Зимой” (дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения).Мы зимой в снежки играем,По сугробам мы шагаемИ на лыжах мы бежим,На коньках по льду скользим.Второе задание. Словесная игра “Доскажи словечко”.Воспитатель начинает строчку стихотворения, а дети заканчивают в рифму.Тихо, тихо, как во сне,Падает на землю…. (снег).А с небес летят пушинкиСеребристые…(снежинки).На поселок, на лужокСыплет беленький…(снежок). Словно в белый пуховикНарядился…(снеговик).Рядом снежная фигуркаЭто девочка.. (снегурка).На снегу-то, посмотри,С красной грудкой… (снегири). Словно в сказке, как во сне,Землю всю укутал.. (снег).Третье задание “Слова-тезки”Воспитатель: Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их. На какое слово они похожи? (Все эти слова похожи на слово “снег”.)Верно. Во всех этих словах есть общая часть – “снег”. Эти слова называются родственными.Четвертое задание. “Слово на ладошке”.Воспитатель задает вопросы, каждый правильный ответ “собирает” и “прячет” в ладошку.Зимой реки и озера ….какие? (Замерзшие).Зимой снег… что делает? (Идет, сыплется, кружит).Зимой скользко… где? (На дороге, на тротуаре, на катке).Пятое задание. “Хорошо - плохо”.Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.)Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.).Воспитатель: Ребята, какое время года наступает после зимы? (Ответы детей). Мы отправляемся в гости к красавице Весне. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку Ф.Шопена “Вальс ля-мажор” и приходят в уголок “Весна”. На ковре имитация весенней поляны, разбросаны зеленые листочки, стоит кукла Весна.Полно беленький снежок на земле лежатьВремя таять, пропадать,Ручейками убегать.Задание первое. “Признаки весны”. (Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель, появились первые цветы, начала зеленеть трава).Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на мягкую зеленую травку.Упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем говорили”.Дети садятся на ковер друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют” капель, солнышко, ручьи, цветы и т.д.Второе задание. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи). Как вы думает, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы). Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.) Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.) Как называются птицы, которые осенью улетают, а зимой возвращаются? (Перелетные.)Третье задание. Пальчиковая гимнастика с прищепками “Построим гнездо”.Под музыку В.Моцарта “Весенняя” берут прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут и строят гнездо.Четвертое задание. “Дать определение”.Воспитатель:Какая весна? (Теплая, красивая, красная, солнечная, голубая, бурливая)Как можно назвать весеннее солнце? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное)Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее)Воспитатель:Вот пришло и лето красное,Жарким стало солнце ясное.Мы отправляемся в гости к Лету. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку А.Вивальди “Лето” и приходят в уголок “Лето”. На ковре имитация летней поляны, разбросаны солнышки, стоит кукла Лето.Воспитатель: Внимание! Внимание! Вы становитесь участниками игры “Поле природы”.1. Сектор. “Сравни и назови”Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.Солнце желтое, как (одуванчик).Солнце круглое, как (мячик).Солнце ласковое, как (мама).Солнце румяное, как (блинчик).2. Сектор. Психологический этюд “Зима-лето”.Воспитатель зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с “веселым” солнцем и улыбаются, если о зиме – поднимаются флажки с “сонным” солнцем и хмурятся.3. Сектор “Найди пару”На столе разложены предметные картинки: времена года, птицы, животные, растения. Установите взаимосвязь между временем года и природой?? Объясните выбор картинок.4. Сектор “Узнай по портрету”. Дети называют птиц и их характерные признаки, находят сходство и отличия.Воспитатель:Промелькнуло быстро лето,Пробежало по цветам.За горами бродит где-тоИ без нас скучает там.Какое следующее время года? (Ответы детей) Мы отправляемся в гости к Осени (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку Р.Шумана “Слеза” и приходят в уголок “Осень”. На ковре имитация осенней поляны, разбросаны капельки, стоит кукла Осень.За летом осень золотаяНесет корзинки урожая.Первое задание. “Вспомни и назови” (пословицы, приметы осени).Дети: Много желудей на дубу – к лютой зиме”, “Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме” и другие.Второе задание. Игра “Прошагай слова”. (Деление слов на слоги). Каждый ребенок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее число шагов.Третье заданиеВоспитатель: Каждое время года нам кажется лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше.Давайте сравним. Весна … (теплая), а лето… (теплее) или очень… (теплая).Трава….. (зеленая), а после дождя …. (зеленее) или очень…. (зеленая).Поздней осенью солнце…(холодное), а зимой….(холоднее) или более…. (холодное).Воспитатель: Ребята, давайте придумаем для всех времен года сказку. Она должна быть короткой и законченной, используйте те слова, которые вы запомнили, путешествуя по временам года. Но мы должны понять, что это сказка, т.е. надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, деревом или с животным.Воспитатель: Молодцы ребята! Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Дети под музыку П.И.Чайковского “Времена года” идут по гимнастической лесенке и приходят в группу.По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему “Времена года”.Воспитатель:- Правильно, ребята. А сейчас давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.Первой к нам зима идёт,Новый год она ведёт.За зимой, второй - весна,Говорят: "Весна - красна".Третьим - лето всё в цветахИ с малиной на кустах.А четвёртой - осень,Лес наряд свой сбросил. Воспитатель:- Молодцы, ребята. Вот видишь, Маша, какую пальчиковую гимнастику о временах года мы знаем.- А теперь послушайте стихотворение и скажите о каком времени года в нём говорится.Холодно берёзе,Холодно осине,Даже белка в шубеНа морозе стынет.Дети:- Зима.Воспитатель:- Правильно, в этом стихотворении говорится о зиме. А какие ещё признаки зимы вы знаете?Дети:- Мороз, идёт снег, лёд...Воспитатель:- Молодцы, ребята, всё правильно.Стали дождиком метели,На дворе звонят капели,На реке растаял лёд,Воробей из лужи пьёт.(Дети повторяют слова за воспитателем)Воспитатель:- О каком времени года я сейчас рассказала?Дети:- О весне.Воспитатель:- Правильно. А как вы догадались?Дети:- Светит солнышко ярче, тает снег.Воспитатель:- Да, ребята, повсюду звенит капель, появляются первые проталины.- А теперь мы поиграем в игру "Подбери словечко". Маша, будешь нам помогать?(Подбор прилагательных)- Давайте сделаем разминку.Воспитатель:- Продолжаем наше занятие, послушайте дальше.Красным зовётсяПлатье в цветахЯгодой сладкойЗреет в лесах.- Дети, какое время года прозвучало сейчас в этом стихотворении?Дети:- Лето.Воспитатель:- Правильно. Это лето. Назовите мне ещё признаки лета.Дети:- В лесу поспевают ягоды. Повсюду летают бабочки, стрекозы. Идут тёплые дожди, громко поют птицы.Воспитатель:- Молодцы. А теперь ещё одно четверостишие.Потемнели веткиОт воды туманГонит ветер тучиИз холодных стран.- Какое это время года?Дети:- Осень.Воспитатель:- Правильно. Назовите ещё признаки осени.Дети:- Пасмурно, идут дожди, опадают листья.Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы всё угадали и назвали мне все признаки времён года.Мороз раскрашивает не только щеки детей на прогулке, но и красит окошки узорами. Закройте глаза и вспомните, какие узоры вы видели зимой на окнах. Предлагаю нарисовать их манной крупой.Творческое задание «Морозные узоры» (музыкальное сопровождение «Песня Снегурочки» А.Варламова)Нужно насыпать тонким слоем манную крупу в тарелку и равномерно распределить ее по поверхности. Кончиком указательного пальца начинайте рисовать «морозные» узоры. Сильно надавливать не нужно. Если вы хотите создать новый рисунок, равномерно распределите крупу по поверхности и начните новый рисунок.Молодцы! У вас у всех очень красиво получилось.Игра «Хитрые вопросы»Ведущий задает вопросы, если ответ на вопрос «да», дети хлопают в ладоши, если «нет», топают ногамиСентябрь, октябрь, ноябрь-это летние месяцы?Если начинают опадать листья, наступает весна?Дети идут в школу первого сентября?Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках?Зимой все звери готовятся к долгой спячке?Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки?Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды?Весной возвращаются перелетные птицы?Летом можно купаться в речке и загорать на пляже?Осенью идут холодные дожди, желтеют и опадают листья?Зимой люди надевают футболки, шорты, сарафаны?Осень- прекрасное время года?- Очень хорошо знаете все о временах года.Игра «Что когда бывает»Воспитатель: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребятаскажут, что бывает зимой.Ежик (игрушка): Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом) Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые) Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)Педагог выставляет наборное полотно «Насекомые на поляне».У.-д. Летом на цветочной поляне можно увидеть много насекомых. Ребята, как они передвигаются? (Ползают, летают, прыгают.) Покажите, как насекомые летают, прыгают. Давайте поможем им встретиться на нашей поляне.Дети берут изображения насекомых, выкладывают их на поляну и составляют словосочетания.Божьи коровки приползли.Жуки прилетели (приползли).Кузнечики прискакали.Пчёлы прилетели.Муравей приполз.Гусеница приползла.Стрекозы прилетели.Бабочки прилетели.Упражнение «Зимняя одежда»Дети выбирают карточки с изображением предметов зимней одежды. Педагог на мольберт выставляет изображение мальчика, одетого для прогулки в зимний день.Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)  - Что делают птицы осенью? (собираются в стаи, готовятся к перелету, улетают в теплые края, зимующие перебираются поближе к жилью человека).Что делает снег зимой? (падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, застилает землю, скрипит).Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю).Что делает лес летом? (растет, шумит, зеленеет, живет, шелестит листьями, очищает воздух,  радует своей красотой).