программа "Чудо кожа" ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа "Чудо кожа" ФГОС
Автор: Локтева Татьяна Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………. …. 4
2. Учебно-тематический план ……………………………………………. 7
Содержание программы …………………………………………….. 8
4. Методическое обеспечение программы …………………………….11
5. Литература ……………………………………………………………….13
Пояснительная записка
Программа Чудо кожа по содержательной, тематической направленности - художественно – эстетическая, по функциональному предназначению – декоративно - прикладная, по форме организации групповая, по времени реализации - годичная. Программа Чудо-кожа предназначена для обучающихся в общеобразовательной школе и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовке по технологии.
Новизна программы. Концепция модернизации дополнительного образования в современном мире рассматривает дополнительное образование как важнейшую составляющую в становлении и развитии личности ребенка. Поэтому, дополнительное образование в широком смысле слова является важнейшим фактором, той структурой, которая направляет свою деятельность на адаптацию ребёнка в социуме, выявление и развитие его творческих способностей. через приобретение знаний, умений, навыков при изготовлении поделок из кожи.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью. Решение этой проблемы в приобретении определенного опыта, способностей при изготовлении и оформлении различных изделий.
Работа в данном направлении имеет большое значение для развития таких качеств личности как трудолюбие, воля, дисциплинированность, желание трудится в коллективе. В ходе занятий воспитанники усваивают систему технических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике, что в будущем может им пригодиться в дизайне одежды, в украшении интерьера, в изготовлении аксессуаров.
Цель программы: создание условий для творческого развития и самореализации личности ребёнка средствами прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с видом декоративно-прикладного искусства – художественной обработкой кожи;
- сформировать у воспитанников знания и умения по художественной обработке кожи.
Развивающие:
- способствовать развитию у воспитанников познавательных функций: внимания, воображения, памяти, творческих способностей;
- формировать художественный и эстетический вкус;
- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
- развивать настойчивость, самостоятельность;
Воспитательные: - способствовать формированию таких черт характера, как аккуратность, усидчивость, дисциплинированность, терпимость по отношению к другим людям;
- прививать воспитанникам навыки организации рабочего места, доведение начатой работы до конца.
Возраст и сроки реализации программы. Данная программа рассчитана для детей 10-12 лет, наполняемость 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу (всего 35 в год)
Форма занятий групповая.
Ожидаемые результаты и способы определения их определения. В результате работы воспитанники приобретают Знания: - о названии кож; - о правилах безопасности труда при работе с резцом, ножницами, пробойником, молотком.
- о различной технике обработки кожи, применяемой при выполнении изделий(нарезка, обжиг, жмурка, продёржка). Умения: - моделировать формы кожаных украшений; - комбинировать кожу с другими материалами;
- пользоваться инструментами для обработки кожи и безопасно их использовать.
Для проверки результатов реализации программы используются тесты, подведение итогов в конце каждого занятия, наблюдения, беседы.
Результатом работы детей является участие в выставках разного уровня.
Учебно – тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Материаловедение
2
1
1
3.
Продёржка
3.1Типы продёржек.
3.2Перфорация по коже
3.3 Закладка книжная с использованием продержки
3.4.Изготовление ремешков
12
2
2
4
4
3,5
1
1
0,5
1
8,5
1
1
3,5
3
4.
Аппликация
4.1 Аппликация (сочетание кожи с другими материалами)
4.2Аппликация предметная
4.3Аппликация рельефная
8
3
2
3
3
1
1
1
5
2
1
2
5.
Изготовление бижутерии
5.1Подвеска на шнуре
5.2Подвеска сумочка
8
4
4
2
1
1
6
3
3
6.
Подставка под карандаши
3
1
2
7.
Итоговое занятие
1
1
ИТОГО:
35
12,5
22,5
Содержание программы
Тема 1.Вводное занятие (1ч) Теоретическая часть: Цели, задачи работы творческого объединения. Техника безопасности и личной гигиены на рабочем месте. Декоративно-прикладное творчество, его влияние на культуру и быт. Развитие кожевенного ремесла.
Практическая часть: Знакомство с образцами, выполненными учащимися.
Тема 2. Материаловедение (2ч)
Теоретическая часть: Классификация материалов по происхождению, виды кожи, свойства кожи, обуславливающие широкий спектр её применения. Уход за кожевенными изделиями. Практическая часть: Просмотр образцов кожи, определение области её применения.
Раздел 3. Продёржка (12ч)
Тема 3.1. Типы продёржек(2ч.)
Теоретическая часть: Продёржка как художественный приём. Типы продёржек: продёржка состоящая из самих элементов и продёржка, использующая дополнительный соединительный элемент. Область применения.
Практическая часть: изготовление образцов продёржек.
Тема 3.2. Перфорация по коже(2часа)
Теоретическая часть: Понятие о перфорации. Особенности перфорации по коже. Инструменты для нанесения перфорации.
Практическая часть: Отработка навыков работы с пробойником. Получение разных линий.
Тема 3.3. Закладка книжная с использованием продёржки (4ч)
Теоретическая часть: Область применения закладки, технология её изготовления.
Практическая часть: Выбор эскиза, подбор материала, разметка, раскрой, изготовление изделия.
Раздел 4. Аппликация (8ч.)
Тема 4.1. Аппликация (сочетание кожи с другими материалами) (3ч)
Теоретическая часть: Виды аппликации, область применения, техника изготовления аппликаций.
Практическая часть: Выбор сюжета, подбор материалов, изготовление шаблонов, выполнение эскиза, изготовление аппликации с использованием различных материалов ( ткань, кожа, природный материал)
Тема 4.2. Аппликация предметная (2ч.)
Теоретическая часть: Понятие предметной аппликации. Техника выполнения аппликации по схеме.
Практическая часть: Работа с шаблоном, изготовление аппликации.
Тема 4.3. Аппликация рельефная (3ч.)
Теоретическая часть: Понятие рельефа в аппликации. Особенности изготовления полуобъёмных аппликаций из кожи. Использование свечи. Инструктаж по технике безопасности при работе со свечой.
Практическая часть: Изготовление полуобъёмной детали из кожи различными способами.
Раздел 5. Изготовление бижутерии (8ч.)
Тема 5.1. Подвеска на шнуре (4ч)
Теоретическая часть: Область применения бижутерии, виды бижутерии, история её появления, правила ношения.
Практическая часть: Выбор изделия, подбор материала, крой деталей, сборка деталей, отделка, изготовление изделия.
Тема 5.2. Подвеска сумочка(4ч.)
Теоретическая часть: Виды сумочек: кармашек, ладанка. Выбор изделия.
Практическая часть: Подготовка кожи, перфорирование, нарезка шнуров, изготовление изделия.
Тема 6. Подставка под карандаши (3ч)
Теоретическая часть: Виды подставок, область применения.
Практическая часть: Изготовление объёмной заготовки из пластиковой бутылки. Заготовка полотна для обтяжки, декорирование подставки в технике жмурка, отделка готового изделия.
Тема 7. Итоговое занятие (1ч)
Теоретическая часть: Мини - выставка работ воспитанников.
Методическое обеспечение программы
На занятиях по программе Чудо кожа создаются условия для развития творческого потенциала воспитанников. Создание ситуации успеха поддерживает чувство уверенности ребенка и интерес к творческой деятельности. А также способствует воспитанию определенных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, развитию художественного вкуса и др.
Занятия в творческом объединении предполагает наличие материально-технической базы. Обучение приемам рукоделия требует специально оборудованного кабинета. Занятия проводятся в кабинете технологии с хорошим освещением.
Для занятий используется следующее оборудование:
учебные столы, стулья;
классная доска;
настольное освещение;
учебный и наглядный материал;
инструменты: сантиметровые ленты, карандаши, линейки, ножницы, иглы;
материалы: клей ПВА и Момент, кусочки кожи, копировальная бумага и т.д.
Содержание программы обуславливает выбор методов, видов и форм в работе с воспитанниками. В процессе обучения используются различные элементы современных педагогических технологий:
здоровьесберегающие;
игровые.
Для развития способностей и личностных качеств воспитанника на занятиях применяются различные методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
практический;
репродуктивный;
продуктивный;
активизирующий метод:
игровые упражнения;
ситуативные игры;
опросники, тесты, анкеты....
Формы организации учебных занятий по программе разнообразны:
занятия - мастерские;
эвристические беседы;
занятия – аукционы;
экскурсии и т.д.
Совершенствованию работы воспитанника способствует метод личного показа педагогом операций по изготовлению изделий. Организация и проведение учебного занятия включает следующие структурные элементы:
- психологический настрой воспитанников;
- мотивация на плодотворную деятельность воспитанника;
- разучивание, обобщение и закрепление нового материала;
- повторение ранее изученного материала;
- подведение итогов занятия;
- рефлексия.
Литература
1. Новикова, И.В. 100 поделок из кожи [Текст]: практическое пособие / И.В. Новикова. - Ярославль.: Изд-во АСТ,2003. - 65 с.
2. Сивотялова, О. Изделия из кожи [Текст]: практические материалы/ О. Сивотялова. – С/П.: Изд-во Литера, 2000. – 186 с.
3. Тюрина, Н.Е. Чудо - кожа [Текст]: практическое пособие /Н.Е.Тюрина. - М.: Изд-во Пресс, 2006.- 86с.
4. Филипова, С.Н. Изделия из кожи [Текст]: практическое пособие/ С.Н. Филипова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.- 95с.
Чудо кожа [Текст]: программа дополнительного образования / Т. В. Локтева – Тяжинский: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Тяжинский центр дополнительного образования
Технический редактор И. Г. Роговцова, заместитель директора по учебной работе, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр дополнительного образования для детей Тяжинского района Кемеровской области
Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Тяжинский центр дополнительного образования
Отпечатано в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Тяжинский центр дополнительного образования
Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п.г.т. Тяжинский, ул. Ленина, 11, тел. (8-384-49-21-0-77), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Тяжинский центр дополнительного образования
9