« Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти на занятиях в классе сольфеджио».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти на занятиях в классе сольфеджио».
Автор: Филиппова Валентина Сергеевна
Комитет по делам культуры Тверской области ГБОУ СПО ТО « Тверской колледж культуры имени Н.А.Львова» Методическая разработка открытого урокапо дисциплине « Сольфеджио»Автор: преподаватель ГБОУ СПО ТО ТКК им. Н.А. Львова В.С.Филиппова ТВЕРЬ 2014 гСодержание1.Введение. Пояснительная записка.2.Тематический план открытого занятия.3.Хронометрическая карта открытого занятия.4.Технологическая карта открытого занятия.5.Описание хода занятия – конспект.6.Самоанализ занятия. Пояснительная запискаОткрытое занятие проводится в соответствии с планом открытых занятий в колледже.Тема занятия: « Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти на занятиях в классе сольфеджио».Данная тема является актуальной на протяжении всего обучения в классе сольфеджио, но данный этап является обобщающим так как проводится фактически в конце учебного года.Большинство студентов имеет музыкальную подготовку, поэтому в работу на занятии включаются разнообразные методы развития музыкального слуха:интонирование мелодий разных стилей;сольфеджирование незнакомых мелодий;исполнение ранее выученных мелодий;письменный и устный слуховой анализ ладов, аккордов, интервалов;анализирование нотного текста и музыкально- выразительных средств.Открытое занятие способствует закреплению практических навыков и профессиональному осознанию нотного текста, что поможет в дальнейшем студентам в практической деятельности ( занятиях по специальному инструменту, преподавании предмета сольфеджио в будущей педагогической деятельности).Тема способствует формированию профессиональных компетенций:ПК 1.1 Целостному восприятию музыкального произведения. Способности самостоятельного освоения незнакомых произведений;ПК 1.2 Выполнению теоретического анализирования музыкальных примеров с применением теоретических и практических знаний;ПК 1.3 Овладению исполнительской культурой ,профессиональными музыкальными терминами( музыкальная форма, музыкальный синтаксис, оттенки звучания, осознанию тональности как систему устойчивых и неустойчивых звуков, воспитанию грамотности интонирования мелодий).ПК 1.4 Развитию различных сторон слуха: гармонического и мелодического.Тема направлена на формирование общих компетенций:ОК 1. Пониманию значимости своей будущей профессии. Стимулирует дальнейшее саморазвитие музыкального слуха и интерес в поиске новых методов развития слуха. ОК 2.Умению творчески решать поставленные задачи в будущей педагогической работе в музыкальном коллективе: петь, играть, подбирать по слуху, сочинять подголоски .ОК 3. Самостоятельному определению задачи по освоению репертуара в коллективе.Занятие помогает в подготовке студентов к зачетному занятию в конце четвертого семестра.Основной дидактической целью является развитие и активизация музыкального слуха и всех его сторон:мелодическогогармоническоголадовогоинтервальногоаккордового.Применяется личностно-ориентированная технология сотрудничества преподавателя и студентов.Тип урока комбинированный.На занятии применяются инновационные методы :- игровые, жестовые(показ ступеней ); -использование тембровых эффектов ;-музыкальные диктанты устные и письменные.Задачи данного занятия:1.Образовательные:*расширение знаний по теме развитие музыкального слуха*осознание каждой стороны музыкального слуха* поиск наиболее удобных средств и методов для лучшего развития собственного слуха2.Здоровьесберегающие:* обрести психологически комфортные способы развития музыкального слуха;*правильно организовать самостоятельную работу в освоенииумений интонирования гамм, интервалов, аккордов, номеров по сольфеджио.Планируемый результат занятия:осознать значение всех сторон музыкального слуха;развивать собственный музыкальный слух, осознав степень его развития;знать методы и приемы развития всех сторон музыкального слуха.Тема занятия предполагает связь данной темы с другими предметами профессионального цикла, а именно: специальный инструмент, инструментальный ансамбль, музыкальная литература, история музыкальных стилей.Такой важный момент как анализирование нотного текста предполагает использование аналитического метода, репродуктивного, а также метода развивающего обучения.На занятии используется технология индивидуального подхода так как не все студенты имеют одинаковую музыкальную подготовку.Педагогические приемы:практическийнаглядныйинновационные- тембровый,жесты,соревновательный.Согласовано Утверждаю Зам.директора по УР Болошева О.Г. «__2 июня» 2014 годаСтарший методист____________ Н.А.Баранова«_______» 2014г План открытого занятие1.Преподаватель: Филиппова В.С.2.Дисциплина: сольфеджио (групповое занятие)3.Второй курс.4.Специальность: 070214 Музыкальное искусство эстрады ,вид-«Инструменты эстрадного оркестра»5. Тема « Развитие музыкального слуха на занятиях по сольфеджио».6. Мотивация темы:На занятии по сольфеджио со студентами наряду с навыками обучения интонирования гамм, интервалов, аккордов, необходимо заниматься развитием музыкальной памяти, музыкального слуха как внешнего так и внутреннего, гармонического и мелодического музыкального слуха. Все аспекты музыкального слуха необходимы в работе над программой по специнструменту, инструментальному ансамблю ,а также в будущей профессиональной деятельности - руководитель ансамбля.7. Продолжительность занятия 45 минут.8. Место проведения аудитория 411, 11 июня 2014 г 14-00.9. Цели занятия: дидактическая- развитие навыков работы с двухголосием , развитие гармонического музыкального слуха и координационных навыков.По результатам занятия студенты должны уметь анализировать музыкальные примеры с точки зрения тональности, музыкальной формы, знаков альтерации, особенностей гармонии и т.д.наблюдать за развитием музыкальной мысли, отмечать музыкально- выразительные средства в данной мелодии.Знать:основные направления развития музыкального слуха ; методы развития музыкального слуха на примерах диктанта(двухголосного);интервалов- гармонического и мелодического изложения ;методы развития слуха на примерах мажорного и минорного лада ;работа в конкретной тональности над ступенями устойчивыми и неустойчивыми, видами гамм;знать особенности классической музыки и эстрадной;основные сведения о жанрах и авторах данных мелодических примеров.Развивающие цели занятия:развитие интеллектуальных и музыкальных способностей студентовразвитие сенсорных способностей в игре на фортепианоощущение клавиатуры и визуальных способностейВоспитательная цель:работа над самообразованиеразвитие самостоятельных навыков работы над сольфеджированием и подбором наиболее удобных методов работы с музыкальными произведениямиспособность найти общий язык с участниками будущих музыкальных коллективов.10.Тип занятия: комбинированный урок.11.Вид занятия: практическое занятие.12.Методы обучения: аналитический, репродуктивный, развивающий.13.Учебное оборудование: фортепиано, нотная литература.14.Методическое обеспечение занятия – учебная программа по сольфеджио, календарно – тематический план.15. Межпредметные связи: все дисциплины профессионального цикла « Музыкальная литература», «Специальный инструмент», «Инструментальный ансамбль», « Гармония» и т.д.Хронометрическая карта занятия.Итого: 45 минут Технологическая карта занятия:Самоанализ урока:Место и роль дисциплины « Сольфеджио» в подготовке специалиста.Грамотно организованные занятия по предмету « Сольфеджио» являются условием для формирования всех аспектов музыкального слуха, а без него невозможно формирование музыканта. Наличие развитого музыкального слуха это главное в исполнительских навыках и в творческой деятельности будущего специалиста в музыкальной деятельности.Полифонический, гармонический ,мелодический слух необходим на занятиях по «Сольфеджио», «Гармонии»,»Музыкальной литературе», « Специальному инструменту», « Импровизации», « Ансамблю» и другим музыкальным предметам. Тема направлена на формирование профессиональных компетенций:ПК 1.1.Овладение целостного восприятия музыкального произведения;Способности самостоятельно освоить незнакомое произведение;ПК 1.2. Умение теоретически анализировать музыкальные произведения с применением теоретических и практических знаний;ПК 1.3. Овладение исполнительской культурой,профессиональной терминологией в области музыкальной формы, музыкального синтаксиса,оттенков звучания,тональности,ощущения устойчивых и неустойчивых ступеней,воспитания навыков сольфеджирования.ПК 1.4.Развитие различных сторон музыкального слуха как гармонического так и мелодического.Общие компетенции:ОК 1.1.Понимание значимости будущей профессии,стимулированию саморазвития музыкального слуха.Поиск новых методов развития музыкального слуха;ОК 1.2.Умение находить творческие методы в будущей музыкальной деятельности: пении,игре на инструменте,подбору гармонии пр слуху,сочинении мелодий и выбору репертуара в музыкальном коллективе.Занятие по данной теме способствует развитию музыкальных данных студентов- музыкальной памяти,чувству ритма, интеллектуальных спосо-бностей,музыкальной фантазии, творческих задатков.коммуникабельности.