"Сказкотерапия для дошкольников".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сказкотерапия для дошкольников".
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна
Сказкотерапия для дошкольников. (консультация для родителей) Воспитании сказкой - на сегодняшний день это самый успешный метод психологической терапии у маленьких детей. Психологи чаще практикуют такое понятие, как сказкотерапия для дошкольников. Примеры сказок можно прочитать в книгах или найти в Интернете, а затем придумывать собственные, используя принятый алгоритм и ориентируясь на конкретные нужды вашего ребенка. Зачем нужны сказки?Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях. Сказки могут нести такой посыл:Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);Воспитательный (понятия о добре и зле);Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи. Виды сказок:Детская сказкотерапия направлена на такие действия:Учит детей различать добро и зло;Учит хорошим качествам, воспитывает;Исправляет изъяны в поведении;Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;Способствует доверию между детьми и родителями;Развивает фантазию ребенка.Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии:Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком);Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях:Важно контролировать увлечение ребенка сказками, который любит их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались понятия о сказочной и реальной жизни. Касательно дошкольников, им это еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из примеров в сказках. Не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики, такие как:Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.Примеры сказкотерапии для родителей и их детей:Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.Сказки могут делиться на:Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные сказки специалистов, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница», а также придумывать свои собственные.Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки.Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка). Алгоритм сказкотерапии:Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).Придумать положительный финал.Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:Как нужно помогать старшим;Вежливые слова;Правила поведения;Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.