"Факторы, влияющие на продолжительность и эффективность коррекционной работы детей дошкольного возраста"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Факторы, влияющие на продолжительность и эффективность коррекционной работы детей дошкольного возраста"
Автор: Ермилова Елена Ядгаровна
Ермилова Елена ЯдгаровнаУчитель – логопед МАДОУ Детский сад № 4 «Дельфин» МР Учалинский район РБФакторы, влияющие на продолжительность и эффективность коррекционной работы детей дошкольного возраста.Успешность ребенка в школьном обучении обусловлена многими факторами: социальным окружением, взаимоотношениями со сверстниками, учителями, успешностью обучения, адекватной самооценкой.Все взаимодействие осуществляется с помощью речевого общения, которое выходит на первый план эффективной социальной адаптации.Речевое общение способствует развитию экспрессивной и импрессивной речи, познавательных процессов, стабилизации эмоциональной сферы ребенка. Ребенку необходимо не только понимать обращенную к нему речь, но самому иметь развитую речь, не отягощенную фонетико-фонематическим недоразвитием и представленную грамотными речевыми конструкциями.В связи с этим можно отметить, что в первый класс часто приходят дети, нуждающиеся в логопедической помощи по причине различных речевых нарушений, сопровождающихся диапазоном речевого недоразвития: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.Существует ряд факторов, влияющих на речевое развитие и на продолжительность коррекционного воздействия. Среди них можно выделить самые распространенные: наследственность, состояния здоровья и физического развития, среда и воспитание.Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении.Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки: – анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.); – безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.); – физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т. п.); – функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);– аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, психические заболевания и др.);– особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);– задатки.Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым, но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится состоянию здоровья и физическому развитию, социальной среде и воспитанию.У детей с дефектами речи диагностируются отклонения в физическом развитии, преимущественно за счет задержки моторного развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга. Среди дошкольников с речевыми нарушениями преобладают часто болеющие дети. У этих детей чаще определяются 3-я (77,4%) и 4-я (14,3%) группы здоровья при незначительном количестве 2-й (8,3%) и отсутствии 1-й группы. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны центральной нервной системы, сердечно – сосудистой и костной – мышечной систем, ЛOP – органов. Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, которые являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.На ряд заболеваний влияют факторы, связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения, от психофизиологии личности ребенка.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается неблагоприятное течение школьной адаптации, они нуждаются в проведении специальных реабилитационных мероприятий.Очень важно распознавать ранние отклонения в развитии ребенка, помогая тем самым другим специалистам, а главное – сокращая и делая коррекционные мероприятия наиболее эффективными. Среда – это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду.Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально – экономические, политические, морально – правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека.Сюда можно отнести материально – бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом.Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только «живя в обществе», человек может сформироваться как личность.Воспитание – целенаправленный педагогический процесс, воздействие общества на развивающегося человека, основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения.Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.Исходя из вышеизложенных факторов, следует основной вывод, что длительность и эффективность коррекционной работы с детьми с нарушениями речи напрямую зависят от индивидуальных особенностей ребенка, и тех факторов, которые повлияли на формирование личности ребенка.