Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Автор: Кириллова Олеся Алексеевна

Обобщение опыта работы воспитателя Кирилловой О.АПо теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»Проблема духовно-нравственного воспитания на настоящем жизненном этапе является самой актуальной в нашем обществе. Россия переживает  один из непростых исторических периодов, полностью идет разрушение личности, материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления  о добре, милосердии, великодушии, справедливости. А ведь именно в дошкольном возрасте происходит развитие и формирование как телесных, так и душевных качеств ребенка.              Вызывает тревогу и тот факт, что в настоящее время средства массовой информации, особенно телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит вред неокрепшей психике ребенка. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.        Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях, на любви к своей родине.Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.В последние годы в широко отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.В связи с этим я пришла к выводу, что воспитание без духовно-нравственной  основы неполноценно. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашей группы особую одухотворенность.Основные цели  работы по данному направлению:
  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  • Воспитывать в детях любовь к своему селу, своей малой родине.
  • Зародить интерес к истории родного города, к героям – землякам.
  • Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:
  • формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
  • возражать православные народные традиции; знакомить с историей православия;
  • помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
  • знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;
  • повышать познавательную активность детей;
  • формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
  • воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
  •  Для решения поставленных задач мною разработан проект по духовно – нравственному воспитанию детей. В соответствии со ст. 14 Закона Р. Ф. «Об Образовании она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.                Проект построен в соответствии с личностно-ориентированны подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить его единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения проект предполагает использование богатого опыта русского православия.Я включила в проект следующие разделы:
  • Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки. Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.
  •  Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа
  • Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства;
  • Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.
  • Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники, как: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.
  •  Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.
  • Так же в процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы.
  • Знакомство детей с притчами, главами книги «Детская библия» несёт в себе духовное начало. Христианские заповеди: не убий, люби ближнего своего, не лги, неси добро людям не наносит вреда, в них основы нравственности.
  • Посещение детьми православного храма.
  • Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений:
  • Духовно – образовательное (беседы)
  • Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)
  • Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)
  • Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
  • Исследовательское (проектная деятельность)
  • Особое внимание уделяю работе с родителями:использую следующие формы работы с родителями:• Родительские собрания на духовно-нравственные темы• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье• Индивидуальные консультации• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы• Совместные праздникиРаботая по теме «Духовно-нравственное воспитание», я убедилась, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.В своей работе, я использую программу «Наследие» (Е. Соловьёвой) – журнал «Дошкольное воспитание»№ №11, 12 –97год., №1, 2, 3, -98год. Научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание».  В. В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников», «Культура и творчество в детском саду» - М.2015годДва раза в год проводится педагогический мониторинг, позволяющий определить уровень знаний детей и скорректировать дальнейшую работу по данному направлению.За время работы, не скрою, я испытала много затруднений. Не было достаточно литературы, пособий по знакомству с Оренбуржьем, но эти проблемы были решены и работу удалось поставить на должный уровень.Тому подтверждение результативность работы. Дети достигли неплохих результатов – они имеют первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа, об истории своего города. Знают много народных примет, стихов, песен, потешек и с охотой их исполняют. Чтят и уважают православные праздники.  Вся проделанная работа способствовала усвоению детьми вечных ценностей: милосердия сострадания, любви, идеалам добра и правды, стремлению ко всему светлому и неприятию зла.