ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Автор: Володина Ольга Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение. Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей. В учреждениях среднего профессионального образования (СПО) при устном изложении учебного материалов основном используются словесные методы обучения. Средних важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объёмного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. При этом традиционная лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим: - лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений; - лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям; - лекции нужны, если нет учебников или их мало; -одни студенты успевают осмыслить, другие – только записать слова преподавателя. Это противоречит принципу индивидуализации обучения. Но в то же время полный отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остаётся как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в учреждениях СПО. Перечисленные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала. В частности за счёт применения в учебном процессе нетрадиционных методов обучения. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений студентов. Наиболее распространены такие методы обучения: - метод проектов; - метод решения проблем; - кейс-метод; - «мозговой штурм» и другие. Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании точных дисциплин, является метод решения проблем (проблемное обучение). Вместо того чтобы представлять студентам факты и их взаимосвязь голословно, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему. Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной – всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путём постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация – это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путём постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее. Проблемная задача содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для её решения. Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи студентов, организуя обмен мнениями). Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приёмы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» занятия. В ходе решения проблемы студенты углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения. Деятельность групп по решению проблем охватывает семь этапов: - выяснение содержания/значения понятий и терминов; - определение проблемы; - анализ проблемы и её последствий, т. е. разбиение её на составные элементы или задачи; - ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними; - формулирование задачи; - поиск дополнительной информации; - отчёт перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование. Так как методика проблемного обучения является групповой, то это ещё более усиливает её эффективность, так как по материалам научных исследований групповые формы работы на уроке являются наиболее результативными. Таким образом, на занятии проблемного характера студенты находятся в постоянном мыслительном процессе с преподавателем, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам: - во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся навсегда достоянием студентов; - во-вторых, так как знания усвоены активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); - в-третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажёром в развитии интеллекта (развивающий эффект); - в-четвертых, подобного рода занятие повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности). Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если студенты овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастёт, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни. Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что: - большинство современных предприятий и учреждений заинтересованы в кадрах, способных принимать на себя ответственность и работать самостоятельно. А для этого выпускникам необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т. е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы; - умение решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством – концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться; - решением проблем на предприятии, как правило, занимается не отдельный работник, а коллектив в ходе совместной деятельности. А проблемные задачи как раз во время учебного процесса обычно решаются в группах из4–6 человек. Среднее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального уровня, что предполагает формирование у студентов определённых ключевых компетенций и, как следствие, установление требований ких подготовке в рамках образовательной программы. Компетентностный подход - очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира. Литература 1. Громкова, М. Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: Учебное пособие для преподавателейсреднего, высшего и дополнительного образования/М.Т. Громкова. - М.: НПЦ«Профессионал-Ф», 2001. – 342 с. 2. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя/И.П. Подласый. - М.: Народное образование, 2003 -485 с. 3. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей/А.К. СПб.: КАРО, 2002.