ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Автор: Володина Ольга Владимировна

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития у студентов научно- исследовательских компетенций. Подчеркивается важность научно- исследовательских навыков в процессе обучения. Актуальность темы: В настоящее время востребованным может считаться специалист, способный к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящийся к самосовершенствованию. Залогом хорошего успеха служит вовлечение студентов в научно- исследовательскую деятельность. Цели: определить значимость проведения научно- исследовательских работ; выявление талантливой молодёжи и повышение уровня подготовки специалистов среднего звена. Задачи:  формирование исследовательских компетенций,  развитие творческого и аналитического мышления,  формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности,  развитие профессионально важных качеств и компетенций. Технологии сменяют друг друга настолько стремительно, что так называемый «узкий» специалист просто не нужен работодателю. Поэтому на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей к овладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость перехода образовательной парадигмы от учебно- образовательной, к научно-образовательной, направленной на интеллектуальное развитие будущих специалистов, что ведет за собой и изменение методологической основы образовательных учреждений. В качестве такой основы вызывает интерес обучающее –исследовательский принцип, сущность которого заключается в активном вовлечении студентов в научно исследовательскую деятельность, то есть в «переориентацию учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, воспитание культуры мышления, и, в конечном итоге, на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально- производственной и научной сфере». Базирующийся на данном принципе учебный процесс, наряду с введением студентов в исследовательскую деятельность, позволяет формировать у них необходимые профессиональные и общие компетенции. Исследования в области коммуникативной, социальной и многих других компетенций проведены такими учеными как Д.А. Иванов, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, но вопросам исследовательских компетенций внимания уделено недостаточно. При этом необходимо отметить, что эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы. Исследовательская деятельность студентов направлена на развитие общих и профессиональных компетенций, формирование которых позволяет им в дальнейшем стать востребованными и грамотными современными специалистами. Окружающий нас мир очень динамичен, он постоянно изменяется, заставляя нас для решения проблем искать новые нестандартные варианты, добывать из различных источников информацию и грамотно ее использовать, только в этом случае возможно оставаться востребованным специалистом. Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов. Что же представляет собой научно- исследовательская деятельность? Леонтович А.В.считает, что исследовательская деятельность —деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, это приобретение студентами универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов будем понимать выполнение ими творческих исследовательских задач посредством основных этапов исследования: ·постановка проблемы, формулирование темы; целеполагание, выдвижение гипотез; ознакомление с соответствующей литературой; подбор методик исследования; сбор материала, его анализ; выводы. В нашем случае, студенты выполняли научно- исследовательскую работу по теме: «технология приготовления изделий из дрожжевого теста». Способность студентов к исследовательской деятельности эффективно развивалась в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя. Преподаватель организует и сопровождает деятельность студентов по самостоятельному получению знаний, что не всегда легко психологически, особенно «устоявшимся», консервативным педагогам. В процессе деятельности научно- исследовательской работы решаются такие задачи как: прочное и глубокое усвоение знаний по различным дисциплинам, развитие творческого потенциала, формирование профессиональных и личностных компетенций. В связи с задачами, мы отдали предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов. Участвуя в деятельности выбранной нами темы, студент само утверждается как личность, у него возникает и укрепляет свои позиции познавательный интерес, мотивация на поиск новых знаний. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста. Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста. Литература 1. Бадашкеев, М. В. Исследовательская деятельность студентов как фактор профессионального становления будущих педагогов / М. В. Бадашкеев, М. А. Бадашкеева // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 6. – С. 41–43. 2. Гладышева, М. М. Оценка степени сформированности исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования на начальном этапе экспериментальной работы / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 39–43.