ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор: Володина Ольга Владимировна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Аннотация Статья посвящена образовательной программе, которая предназначена для внеурочной деятельности студентов 2-4 курсов колледжа, интересующихся проектно-исследовательской деятельностью, и рассчитана на 1 час в неделю. Программа дополняет и расширяет знания по МДК04.01. Технология хлебобулочных, мучных кондитерских изделий и даёт возможность студентам осознать свою значимость, знакомит их с методами исследовательской работы, развивает любознательность, формирует умения поставить цель и организовать ее достижение. Актуальность ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Поэтому актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми и обусловлена она методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Цель программы: Формирование и развитие исследовательской компетенции студентов, овладение методами творческой работы. Задачи:  формирование у студентов потребности к целенаправленному самообразованию;  формировать умения и навыки исследовательской деятельности, в т.ч. и на примере собственного исследования;  формировать умение правильно ставить цель и задачи работы, формулировать гипотезу, обозначать объект и предмет исследования;  совершенствовать умения грамотно работать с различными источниками информации;  формировать опыт публичного выступления;  развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности. Формы и методы исследовательской деятельности Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, обработка информации, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, презентация, конференции, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии. Общая характеристика курса Содержание программы базируется на основах классического ведения исследовательских проектов, основах методологии научного исследования и традициях такого рода текстов. В содержании программы можно выделить 3 направления:  Формирование представлений о роли проектно-исследовательской деятельности, развитие интеллектуальных способностей студентов.  Формирование знаний о структуре, этапах, содержании проектно-исследовательской работы.  Развитие умений работать с различными источниками информации и навыков исследовательского поиска. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению студентами основами проектно-исследовательской деятельности: от осмысления сути проектно-исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, выработать собственное отношение к окружающему миру. Преподаватель распределяет количество часов на такие занятия, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Программа курса является «сквозной», для студентов 2-4 курсов колледжа. При прохождении тем, важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса кроме вопросов о научном исследовании, структуре проектно-исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией. Структура программы 1) Введение (что представляет собой исследовательский проект, основные методы исследовательских работ, типы работ, примеры работ) 2) Этапы исследовательской деятельности (выбор темы, выделение проблемы, постановка целей задач исследования, выдвижение гипотезы, составление плана освоения методик исследования, сбор и обработка материала, обобщение, анализ, вывод, представление работы) 3) Практическая часть 4) Принципы работы с собранным материалом (обработка данных, практическая работа) 5) Оформление работы (внешнее оформление, структура, разделы) 6) Подготовка к защите работы (требования, критерии, способы, проведение экспертизы чужой деятельности) 7) Защита исследовательской работы (презентация, публичное выступление, анализы результатов, плюсы и минусы работы) Методы диагностики  Наблюдение за активностью обучающихся на занятиях.  Результаты выполнения практических работ.  Результаты участия студентов в конференциях и конкурсах.  Анализ итоговых исследовательских работ. Личностные, метапредметные, предметные результаты Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно – практических конференциях, защиты работы на зачетном занятии, участие в различного рода интеллектуальных конкурсах. При выполнении научного исследования по данной программе студент будет обучен работе с различными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет. Система занятий направлена на развитие интеллектуальных умений студентов. Каждое занятие призвано ставить конкретные задачи, которые помогут учащимся по-новому взглянуть на собственную интеллектуальную деятельность, оценить достижения людей, имеющих успехи в науке, искусстве и т.д. Результаты фиксируются в виде дневника достижений. Итоговой аттестацией является публичная защита своего проекта - студенты выступают на олимпиадах и конференциях, где становятся призерами и победителями. Выводы Итогами проектно-исследовательской деятельности следует считать не только отличные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие студентов, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать и самостоятельно работать, уяснение сущности исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности. Литература 1. Граф, В.А. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. / В.А. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. -М.:Изд-во Моск. ун-та,2014. 2. Григорьев, Д.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность учащихся. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 321с 3. Леонтович, А.В. Исследовательская и проектная работа учащихся / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев. - М.: ВАКО, 2014 4. Рузавин, Г.И. Методы научного исследования/Г.И. Рузавин.-М.,Аспект-пресс, 2003 5. Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения/ А.И. Савенков. .: Академия, 2005. -345с. 6. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения учащихся./ А.И. Савенков. –Самара: Учебная литература, дом Федоров, 2010. 7. Степанова, М.В. учебно – исследовательская деятельность студентов в профильном обучении. / М.В. Степанова. - Санкт – Петербург , 2009 8. Усачева, И.В., Формирование учебной исследовательской деятельности / И.В. Усачева, И.И. Ильясов – М., 2008 9. Интернет-ресурсы.