"Пластилиновая живопись"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Пластилиновая живопись"
Автор: Касина Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств города Сельцо Брянской области
Методическая разработка
по теме Пластилиновая живопись
преподаватель изобразительного искусства
Касина Ольга Владимировна
2019 год
Методическая разработка по теме Пластилиновая живопись
Автор: Касина Ольга Владимировна, преподаватель дополнительного образования, МБУДО ДШИ города Сельцо.
Описание материала: представленный мной методической разработки по изобразительному творчеству рассчитан для работы с детьми среднего школьного возраста (10-12 лет). Этот материал предлагается преподавателем дополнительного образования, ДШИ. Данная методика помогает развить в детях мелкую моторику, наблюдательность, художественное восприятие путем погружения в игровую ситуацию. Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Пластилиновая живопись имеет 2 смысловых слова: пластилин (материал, используемый в работе) и живопись (видизобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесениякрасокна твёрдую или гибкуюповерхность).
Этот вид деятельности комплексно воздействуют на развитие младшего школьника: способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, развивает пространственное и образное мышление, воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Пластилиновая живопись - один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором заложены огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми младшего школьного возраста. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т.С. Комарова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. Работа с пластилином влияет на нервную систему в целом (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.).
Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.
Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Моделирование,лепка,аппликацияразвивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Пластилин можно наносить плотными мазками или прикреплять к поверхности отдельно вылепленные фигуры и детали будущего сюжета.
Картины из пластилина
Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи. Этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.
Откройте со своим ребенком технику пластилиновой живописи. Уникальные картины - без проблем. Только вместо красок мы предлагаем вам пластилин. Не удивляйтесь, но это не только удобно, но и красиво! Техника пластилиновой живописи похожа на письмо маслом - цветной пластилин скатывается в шарики и наносится на картон мазками, что способствует развитию мелкой моторики у ребенка и дает представление о богатстве цветов и оттенков. Юный художник развивает свое цветовосприятие и чувство гармонии.
Наши современные пластилины по своему качеству могут различаться очень широко. Есть более плотные по своей твердости. А есть наоборот, мягкие, нежные, легко плавящиеся. Так же, как и мягкость, разнообразен и цветовой спектр пластилинов, предлагаемых в магазинных наборах.
Но используя пластилин в качестве красок, можно нужный оттенок получить путем смешивания одного цвета пластилина с другим.
Описание.
Цветоведение. Создаем палитру
Неотъемлемой частью пластилиновой живописи является разогрев пластилина и смешение цветов.
Рекомендации к подбору пластилина для живописи:
Классический пластилин
Этот вид пластилина, знакомый нам всем по первым урокам лепки, до сих пор не сдает своих позиций: и сегодня можно без труда приобрести набор ребристых брусочков из детства фирм Луч или Гамма не самых ярких цветов и не самой податливой текстуры. Достоинствами такого пластилина являются его невысокая стоимость, повсеместная доступность и натуральные компоненты в составе: пластилин изготавливают из предварительно очищенной и измельченной в порошок глины. Однако у этого вида пластилина есть и свои недостатки: прежде всего, он не слишком пластичен, а потому предназначен для детей старше трех лет, которым уже под силу размять его твердоватые кусочки.
Восковой пластилин
Восковой пластилин (например, пластилин Пчелка фирмы Гамма) создан как раз специально детей возрастом от одного года: за счет включенного в его состав воска, он легко разминается даже в слабых ручках малышей, при этом детали, выполненные из этого материала, отлично слепляются между собой, что также облегчает задачу крохам.
Пластилин на растительной основе
Иностранные производители (Erich Krause,) выпускают чаще всего пластилин на растительной основе. В строгом смысле слова это уже не пластилин, а специальная паста для лепки и моделирования. Она не затвердевает, обладает приятной и мягкой текстурой, а также высокой пластичностью и яркими цветами, в том числе флуоресцентными, что особенно нравится детям. При этом кусочки разных цветов можно смешивать между собой, получая новые оттенки.
Для того чтобы быстро размять пластилин, необходимо отрывать от бруска маленькие кусочки и активно их мять пальцами рук, присоединяя в процессе новые маленькие кусочки в общую массу. Смешивая цвета, разрываем и соединяем пластилиновую массу.
Чем цвет отличается от оттенка?
Пример: Рыжий кот, - цвет его рыжи, а оттенки оранжевые, персиковые, коричневые. Чтобы создать все оттенки шерстки кота потребуются цвета оранжевый, красный, коричневый, белый, черный.
Создаем 5 оттенков одного цвета
1
2
3
4
5
Темные тени
Промежуточный цвет
затемненный
основной цвет
Промежуточный цвет
высветленный
Светлые места
Разговор о светотени.
Преподаватель рассказывает детям о том, что тени не бывают черные: какие угодно, но не черные. Дети активно стараются разубедить педагога, но он должен быть непреклонен и уметь объяснить состояние любого черного цвета с точки зрения художника-живописца. То же самое и с белым цветом. Понятие рефлекс. Черный и белый цвета мы используем для того, чтобы затемнить, либо высветлить цвет.
Вырабатываем зоркий глаз живописца: разглядываем улицу через окно, смотрим на небо и белые облака, ищем отражения в лужах и различные цвета в волосах детей блондинов и брюнетов.
Этап
Тема
Кол-во часов
1 этап
Ягоды и фрукты (Арбуз, груша, яблоко, слива, вишня, клубника)
4
2 этап
Цветы (букет в вазе)
4
3 этап
Животные ( Енот, Кот, Собака, Аисты)
6
4 этап
Мой портрет (увеличенная до формата А4 черно-белая копия портретной фотографии ребенка)
12
5 этап
Выставка (коллективное оформление экспозиции)
2
Инструменты для лепки картины.
Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку. Для изготовления картин понадобятся следующие материалы: оргстекло, но можно использовать фанеру, картон или клеенку. Самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, детский цветной пластилин.
Пластиковая доска или доска из оргалита с ровной, гладкой поверхностью для раскатывания пластилина и изготовления из него деталей и фигурок. Стакан с водой, хлопчатобумажная салфетка для рук.
Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички, необходимые для выравнивания пластилина, вырезания и деталировки изображаемых предметов. Для придания поверхности определенной структуры используем различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Раздаточный материал.
Детям выдаются картинки форматом А4, напечатанные на чёрно-белом принтере. Бумага офисная стандартная. На первых двух этапах на картинках графично изображены контуры объектов, штриховкой обозначены тени. На третьем и четвертом этапах картинки представляют собой черно-белые фотографии. Картинки черно-белые для того, чтобы не стеснять ребенка в выборе цвета, стимулировать его память и творческое самовыражение через цвет. Поэтому кот может быть розовый, аисты голубые, а цветы иметь совершенно экзотический окрас.
Приемы работы со стеками и пластиковым ножом напоминают приемы настоящего живописца, орудующего мастихином, только вместо кистей на занятии дети используют пальцы. Красочный след, оставляемый пластилином на бумаге, мы, как и в масляной живописи называем мазок. Следим за направлением мазка, чтобы он подчеркивал объем предмета, направление волокон, а не разрушал их.
Начинаем выполнять работу, заполняя самые темные места, оставляя работу белилами в самую последнюю очередь. В процессе работы с цветом и, особенно, с лепкой объемных форм, педагог должен постоянно заострять внимание на том, что такой предмет не может быть закрашен одним цветом. На черно-белой картинке есть подсказки в виде штриховки, по которой дети могут определить, где делать тень, где полутень, а где самое светлое пятно.
Какие существуют техники и приемы рисования пластилином?
В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное илибарельефноеизображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.
Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.
Сама техника нанесения пластилина может быть разной. У каждого художника на этот счет свои индивидуальные приемы, свой так называемый стиль, или почерк, по которому можно узнать автора. Здесь хотелось бы остановиться и рассказать немного подробнее о некоторых техниках и приемах рисования пластилином.
Давайте вспомним произведения художников-импрессионистов. Чем именно их картины отличаются от работ других мастеров?
Художники-импрессионисты используют необычную методику накладывания мазков на холст. Они большими сочными мазками передают желаемые формы и объем. А крупные красочные мазки создают иллюзию подвижности, мерцания.
Приблизительно так же можно рисовать и пластилином, нанося пластилиновые мазки на грунтованный картон. Мазки из пластилина выглядят слегка рельефными, но эта своеобразная особенность подчеркивает уникальность выбранного средства для живописи.
Есть другой способ рисования пластилином. Но он больше похож на декоративный прием, так как напоминает нечто среднее между аппликацией и рисованием. Для рисования этим способом нужно вылепливать или частично, или полностью все составляющие детали будущего изображения, нанося их на пластилиновое полотно.
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Все зависит от художественного замысла автора. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.
Для изготовления картин понадобятся следующие материалы: оргалит (плотный картон) и самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, детский цветной пластилин.
Пластиковая доска или доска из оргалита с ровной, гладкой поверхностью для раскатывания пластилина и изготовления из него деталей и фигурок. Стакан с водой, хлопчатобумажная салфетка для рук.
Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички, необходимые для выравнивания пластилина, вырезания и деталировки изображаемых предметов. Для придания поверхности определенной структуры используем различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления.
Оформление и хранение пластилиновых картин.
Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.
Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.
Что лучше рисовать?
Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.
Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые сочинения пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.
Желаю всем всегда находить место для творческого праздника в своей жизни, удачи и новых красивых идей!
Список литературы
1. А, А. А Поделки из пластилина и соленого теста / А А. А, Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2010. -558c.2. Адамчик, М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук / М.В. Адамчик. - М.: Астрель, 2014. -996c.3. Альбом. Аппликации из пластилина "Яркие пейзажи" (для детей 3-5 лет). Москва:РГГУ, 2013. -504c.4. Аппликации из пластилина: 3-6 лет. - М.: Феникс, 2015. - 300 c.5. Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина / А. Багрянцева. - М.: Эксмо, 2014. -615c.6. Багрянцева, Алена Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2012. -588c.7. Багрянцева, Алена Ферма из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2013. -575c.8. Батий, Я. Страна пластилина / Я. Батий. - М.: Ранок, 2013. -660c.9. Берд, Генри Н. Пластилин колец / Берд, Генри Н., Кенни, Дуглас К.. - М.: SIMPOSIUM, 2002. - 266 c.10. Больгерт, Нелли Лепим из пластилина / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. -885c.11. Больгерт, Нелли Мультстудия "Пластилин" / Нелли Больгерт , Сергей Больгерт. - М.: Робинс, 2012. -658c.12. Веселый пластилин. 16 поделок. 3-6 лет. - М.: Искательпресс, 2013. -995c.13. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 1. - М.: Фламинго, 2014. -974c.14. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 2. - М.: Фламинго, 2014. -124c.15. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 3. - М.: Фламинго, 2014. -978c.16. Веселый пластилин. Первые шаги. Выпуск 4. - М.: Фламинго, 2014. -925c.17. Волкова, Наталия Разноцветный пластилин. Оригинальные поделки для веселого творчества / Наталия Волкова. - М.: Эксмо, 2011. -593c.18. Волкова, Наталья Викторовна Лепим из пластилина вместе с детьми / Волкова Наталья Викторовна. - М.: Эксмо, 2012. -686c.19. Волшебный пластилин. - М.: АСТ-Пресс, 2011. -665c.20. Волшебный пластилин. - М.: Ранок, 2013. -202c.21. Гагин, Тимур В. Пластилин мира, или Курс "НЛП-практик" как он есть / Гагин Тимур В.. - М.: Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2012. -676c.22. Генри, Н. Берд Пластилин колец / Генри Н. Берд, Дуглас К. Кенни. - М.: Симпозиум, 2002. - 266 c.23. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С. Горичева. - М.: Академия развития, 2007. -308c.24. Деркач, Т.Б. Пластилин. Лепим вместе / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. -771c.25. Деркач, Т.Б. Пластилин. Лепим по образцу / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. -677c.26. Деркач, Т.Б. Пластилин. Леплю сам / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. -471c.27. Деркач, Т.Б. Пластилин. Посмотри и повтори / Т.Б. Деркач. - М.: Дрофа, 2013. -707c.28. Диденко, Н.Д. Сказочный пластилин / Н.Д. Диденко. - М.: Феникс, 2013. -615c.29. Другова, Елена Новогодняя сказка. Лепим из пластилина / Елена Другова. - М.: Питер, 2014. -961c.30. Другова, Елена Пластилиновый аквариум. Лепим из плавающего пластилина / Елена Другова. - М.: Питер, 2013. -243c.31. Забавные зверушки. Лепим из пластилина. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. -943c.32. Забавные самоделки из пластилина. - М.: Эксмо, 2013. -318c.33. Зайцев, В. Б. Поделки из пластилина / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. -458c.34. Зайцева, Анна Поделки из пластилина. Лепим вместе с детьми / Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2012. -298c.35. Зайцева, Анна Чудесный пластилин. Лепим вместе с детьми / Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2011. -889c.36. Игнатова, А. Вектор пластилина / А. Игнатова. - М.: Детгиз, 2013. -905c.37. Кабаченко, Сергей Животные из пластилина. Пошаговые мастер-классы / Сергей Кабаченко. - М.: Эксмо, 2015. -429c.38. Карленок, И.В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом / И.В. Карленок. - М.: Эксмо, 2014. -730c.39. Карлсон, Морин Секреты пластилина для детей / Морин Карлсон. - М.: Астрель, 2013. -196c.40. Каток, С.Л. Волшебный пластилин / С.Л. Каток. - М.: АСТ, 2013. -710c.41. Козлова, И. С. Красивые фигурки из пластилина / И.С. Козлова, В.С. Тундалева. - М.: Владис, Рипол Классик, 2013. - 152 c.42. Козлова, И. С. Фигурки из пластилина. Красивые вещи своими руками / И.С. Козлова, В.С. Тундалева. - М.: Рипол Классик, Владис, 2012. - 216 c.43. Комоед, Н.И. Чудесный пластилин / Н.И. Комоед. - М.: Попурри, 2010. -630c.44. Кьюксарт, Б. Пластилинолепие. Занятия с пластилином для детей дошкольного возраста. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Б. Кьюксарт. - М.: Национальное образование, 2015. - 144 c.45. Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е.Г. Лебедева. - М.: Айрис-пресс, 2013. -628c.46. Ленгина, Юлия Константиновна Картины из пластилина / Ленгина Юлия Константиновна. - М.: Феникс, 2014. -399c.47. Лепим из пластилина. - Москва: 2000. -272c.48. Лепнин, В. Лепим животных из пластилина / В. Лепнин. - М.: Клуб семейного досуга, 2014. -689c.49. Лепнин, В. Лепим из пластилина / В. Лепнин. - М.: Клуб семейного досуга, 2012. -331c.50. Лесовская, Светлана Герои сказок из пластилина / Светлана Лесовская. - М.: Эксмо, 2012. -482c.51. Лесовская, Светлана Зверушки из пластилина / Светлана Лесовская. - М.: Эксмо, 2012. -989c.52. Ллимос, Пломер Анна Мастерим из пластилина / Ллимос Пломер Анна. - М.: Клуб семейного досуга, 2013. -254c.53. Лыкова, И.А. Лепка из пластилина. Сказка. 5-8 лет / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010. -712c.54. Лыкова, И.А. Плывет-плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. -984c.55. Лыкова, И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2015. -768c.56. Лыкова, Ирина Жил-был пластилин. Лепим бабушкины сказки... и играем / Ирина Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. -697c.57. Макаренко, М.К. Рисуем пластилином / М.К. Макаренко. - М.: Ранок, 2015. -146c.58. Макаренко, Мария Рыбки, крабики, осьминожки и другие обитатели моря из пластилина / Мария Макаренко. - М.: Эксмо, 2015. -320c.59. Макаренко, Мария Чудеса из пластилина / Мария Макаренко. - М.: АСТ, 2014. -346c.60. Мамонтова, Александра Лепим из пластилина. 3-5 лет (+ DVD-ROM) / Александра Мамонтова. - М.: Рид Групп, 2011. -687c.61. Митькин, Н.Н. Герои русских сказок из пластилина своими руками / Н.Н. Митькин. - М.: Эксмо, 2015. -166c.62. Морозова, О. А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь по художественному труду / О.А. Морозова. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. -960c.63. Морозова, О. А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь. Для детей 6-8 лет / О.А. Морозова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. -783c.64. Московка, О. Животные жарких стран. Секреты пластилина / О. Московка. - М.: Карапуз, 2013. -359c.65. Московка, О. Пластилин в картинках. Кит / О. Московка. - М.: Карапуз, 2015. -944c.66. Московка, О. Пластилин в картинках. Коровка / О. Московка. - М.: Карапуз, 2015. -630c.67. Московка, О.С. Домашние животные. Секреты пластилина / О.С. Московка. - М.: Карапуз, 2013. -939c.68. Новацкая, М.В. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми / М.В. Новацкая. - М.: Питер, 2014. -468c.69. Орен, Рони Секреты пластилина / Рони Орен. - М.: Machaon, 2015. -824c.