«Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»
Автор: Мащенко Лилия Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»Мастер - класс «Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»Мащенко Л.В.воспитатель высшей категории Юрга Слайд 11. Звучат частушки в записи.2. Выход (под музыку частушки).«Кто сложил такие байки,Кто частушки сочинил?Ты, поди, теперь узнай-каКто он был и где он жил!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада всех приветствовать на моём мастер – классе.Уважаемые участники, добираясь сегодня до нашего детского сада, вам пришлось затратить энергию. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий:с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);щеки - вверх - вниз (10 раз);кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз). Тема моего мастер – класса «Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»Слайд 2Цель: приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста.Слайд 3Задачи: - развивать творческие способности дошкольников; - знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора; - знакомство детей с традициями и образами русского народа; - развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; - расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; - воспитывать эстетические чувства; - воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному искусству.Слайд 4Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами будем говорить о фольклоре, именно о малых жанрах. Что такое фольклор? Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов «фольк» - народ, «лор» - учение. Фольклор – это народная мудрость. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие.Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства. Мы с вами вспомним такие малые жанры, которые нам известны с детских лет и которые нас сопровождают в течение всей нашей жизни: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, частушки.Слайд 5 Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, когда люди еще не знали письма. Поэтому произведения словесного народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно. Слайд 6Жанры детского фольклора:колыбельные песни;пестушки;потешки;прибаутки;закличкиприговорки;детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающем их мире);народные игры.Слайд 7Колыбельная песня - это песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. А теперь помогите мне вспомнить колыбельную песню «Ай, лю-ли, ай, лю-ли».Ай, лю-ли, ай, лю-ли,Угомон тебя возьми,Угомон тебя возьми,Наша детка сладко спи.Спойте, пожалуйста, колыбельную, которую вам пела ваша мама или вы сами пели своим детям.Слайд 8Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Например, когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:Ножки, ножки,Бегите по дорожке,Нарвите горошку.Слайд 9Потешки - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей.Задание: произнесите потешку с движениями. Ладушки, ладушки!Где были? У бабушки.Что ели? Кашку.Что пили? Бражку.Кого били? Машку.Назовите самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».Слайд 10Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.Слайд 11Закличка. Короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. - Весна красна! На чем пришла?На сошечке, на бороночке!На овсяном снопочку,На ржаном колосочку!Иди, дождик, дождичек,Пробуравь землицу,Дай нам водицу! На каких праздниках используют заклички? (На масленицу, при уборке урожая, на праздник весны) Слайд 12Приговорка. Коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.Божья коровка,Лети на небко,Там твои деткиКушают котлетки.Всем по одной,А тебе … ни одной.Слайд 13Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.Задание: посчитайтесь!Раз, два, три, четыре, пять.Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.Пих-пах!Ой-ой-ой, умирает зайчик мой! Слайд 14Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.Ехал грека через реку.Видит грека: в реке рак,Сунул грека руку в реку -Рак за руку грека — цап!Задание: вспомните скороговорку и произнесите!Слайд 15Загадка, выражение, которое нуждается в разгадке.Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Что это? корова Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Что это? матрешка Слайды 16 – 17 А сейчас мы с вами поговорим о частушке. Что же такое частушка? Частушка — это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины 19 века, особенно стали популярны в первой половине 20 века. Частушка - это удивительный жанр, это поэтическая крупица народной мудрости. Частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Люди во время свадеб, ярмарок часто поют частушки.Слайд 18• Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.•Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.•Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.•Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.•Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.Слайд 19Небылицы – это невероятность и комичность в тексте.Перевертыши – это нелогичность содержания, вызывающая смех.Нескладухи – это внесение путаницы в смысл текста. Полное отсутствие рифмы.Слайд 20 - 21В разных областях России частушки называют по разному.пригудки;припевки;говорушки;ихахошки;страдания;перепевки;посиделки и т.д.ВыводыЗаключение: Дорогие мои коллеги, я вам желаюНовых горизонтов и открытий,Смелых начинаний и идей,Самых удивительных событий!Самых замечательных детей!Всем спасибо, до свидания!