«Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»
Автор: Мащенко Лилия Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»Мастер - класс «Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»Мащенко Л.В.воспитатель высшей категории Юрга Слайд 11. Звучат частушки в записи.2. Выход (под музыку частушки).«Кто сложил такие байки,Кто частушки сочинил?Ты, поди, теперь узнай-каКто он был и где он жил!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада всех приветствовать на моём мастер – классе.Уважаемые участники, добираясь сегодня до нашего детского сада, вам пришлось затратить энергию. Я предлагаю восстановить наш энергетический баланс путем ряда простых действий:
  • с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
  • щеки - вверх - вниз (10 раз);
  • кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз).
  • Тема моего мастер – класса «Воспитание любви к традициям и быту русского народа посредствам малых фольклорных форм»Слайд 2Цель: приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества в воспитании любви к своей малой Родине детей старшего дошкольного возраста.Слайд 3Задачи:   - развивать творческие способности дошкольников;   - знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;   - знакомство детей с традициями и образами русского народа;   - развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;   - расширять представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;   - воспитывать эстетические чувства;   - воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному искусству.Слайд 4Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами будем говорить о фольклоре, именно о малых жанрах. Что такое фольклор? Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов «фольк» - народ, «лор» - учение. Фольклор – это народная мудрость. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно.Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие.Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства. Мы с вами вспомним такие малые жанры, которые нам известны с детских лет и которые нас сопровождают в течение всей нашей жизни: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, частушки.Слайд 5 Возникло устное народное творчество очень давно, в глубокой древности, когда люди еще не знали письма. Поэтому произведения словесного народного творчества долгие столетия передавались от одного человека к другому устно. Слайд 6Жанры детского фольклора:
  • колыбельные песни;
  • пестушки;
  • потешки;
  • прибаутки;
  • заклички
  • приговорки;
  • детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающем их мире);
  • народные игры.
  • Слайд 7Колыбельная песня - это песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. А теперь помогите мне вспомнить колыбельную песню «Ай, лю-ли, ай, лю-ли».Ай, лю-ли, ай, лю-ли,Угомон тебя возьми,Угомон тебя возьми,Наша детка сладко спи.Спойте, пожалуйста, колыбельную, которую вам пела ваша мама или вы сами пели своим детям.Слайд 8Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Например, когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:Ножки, ножки,Бегите по дорожке,Нарвите горошку.Слайд 9Потешки - песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей.Задание: произнесите потешку с движениями.
  • Ладушки, ладушки!
  • Где были?
  • У бабушки.
  • Что ели?
  • Кашку.
  • Что пили?
  • Бражку.
  • Кого били? Машку.
  • Назовите самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».Слайд 10Прибаутка   (от слова «баять», то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.Слайд 11Закличка. Короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. - Весна красна! На чем пришла?
  • На сошечке, на бороночке!
  • На овсяном снопочку,
  • На ржаном колосочку!
  • Иди, дождик, дождичек,
  • Пробуравь землицу,
  • Дай нам водицу!
  • На каких праздниках используют заклички? (На масленицу, при уборке урожая, на праздник весны) Слайд 12Приговорка. Коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.Божья коровка,Лети на небко,Там твои деткиКушают котлетки.Всем по одной,А тебе … ни одной.Слайд 13Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.Задание: посчитайтесь!Раз, два, три, четыре, пять.Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет.Пих-пах!Ой-ой-ой, умирает зайчик мой! Слайд 14Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.Ехал грека через реку.Видит грека: в реке рак,Сунул грека руку в реку -Рак за руку грека — цап!Задание: вспомните скороговорку и произнесите!Слайд 15Загадка, выражение, которое нуждается в разгадке.Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Что это? корова Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Что это? матрешка Слайды 16 – 17 А сейчас мы с вами поговорим о частушке. Что же такое частушка? Частушка — это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины 19 века, особенно стали популярны в первой половине 20 века. Частушка - это удивительный жанр, это поэтическая крупица народной мудрости. Частушки и сегодня сочиняют и взрослые, и дети. Люди во время свадеб, ярмарок часто поют частушки.Слайд 18Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.Слайд 19Небылицы – это невероятность и комичность в тексте.Перевертыши – это нелогичность содержания, вызывающая смех.Нескладухи – это внесение путаницы в смысл текста. Полное отсутствие рифмы.Слайд 20 - 21В разных областях России частушки называют по разному.
  • пригудки;
  • припевки;
  • говорушки;
  • ихахошки;
  • страдания;
  • перепевки;
  • посиделки и т.д.
  • ВыводыЗаключение: Дорогие мои коллеги, я вам желаюНовых горизонтов и открытий,Смелых начинаний и идей,Самых удивительных событий!Самых замечательных детей!Всем спасибо, до свидания!