Экологическое воспитание дошкольников.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание дошкольников.
Автор: Адиханова Татьяна Валерьевна
Экологическое воспитание дошкольников.Цель экологического воспитания – формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры. В глобальном понимании цель экологического воспитания – это воспитание поколения, способного ориентироваться в реальной ситуации, происходящей в окружающей среде, владеющей всеми необходимыми экологическими знаниями и методами решения разнообразных экологических проблем. Согласно ФГОС ДОО цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры. Элементами экологической культуры детей дошкольного возраста является:бережное отношение к окружающей природеустойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живогоправильное понимание «здорового образа жизни» (ЗОЖ)моральные установки и представление об экологических ценностяхэмоциональная отзывчивость на природу и ее явленияположительные чувства и ощущения от общения с окружающей природойжелание познавать и узнавать окружающий мирЦель экологического воспитания достигается посредством решения его основных задач:Образовательные задачи:формирование целостной системы знаний об актуальных проблемах экологии мираусвоение путей разрешения экологических проблемусвоение знаний по профилактике возникновения экологических проблемВоспитательные задачи:формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведенииформирование ЗОЖ на протяжении всей жизнедеятельности, негативное отношение к вредным привычкамразвитие потребности в ЗОЖ и соблюдении экологических правил поведенияРазвивающие задачи:развитие системы теоретических и практических знаний, умений и навыков, направленных на изучение и оценку состояния окружающей средыразвитие умений по сохранению и улучшению состояния окружающей среды.Экологическое воспитание призвано сформировать познания о природе, её взаимодействии с обществом, знание по её исследованию и охране. Ход экологического воспитания детей всегда, в той либо иной мере, сочетает воспитание и образование и ориентируется на создание природной ответственности к окружающему миру. Экологическое воспитание как педагогический процесс ориентируется не только на экологические познания, но и исполняется через его ощущения - психологическую сферу, его искреннюю подготовку к воспитыванию экологических ценностей. Экологическое воспитание - это неотъемлемая часть единой системы воспитания. В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе);создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу;экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.Рассмотрим экологическое воспитание по возрастным группам.Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);• наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста;• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями;• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;• проведение экологических занятий один раз в две недели;• проведение экологических досугов.Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий.Экологическое воспитание детей средней группы.Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:циклы наблюдений за объектами природы детского сада (рыбками, декоративной птицей в клетке, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода, приучаются замечать изменения явлений;совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;подкормка птиц и наблюдения за ними, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. чтение или рассказывание сказок еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе. Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Экологическое воспитание детей старшей группыДети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. У детей появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, дети отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк, как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметыДля большей убедительности проводятся элементарные опыты.. Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.На протяжении всего учебного года дети наблюдают сезонные явления природы; дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона, значками-пиктограммами - параметры погоды, цветом - дни недели.Ежедневно осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленая елочка - живая иголочка», «Украсим Землю цветами» и т.д.. Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами)Параллельно воспитатель на протяжении всего учебного года читает рассказы и сказки, создает вместе с детьми самодельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впечатления, рассказывают фрагменты сказок, воспитатель собирает рисунки, оформляет высказывания ребят и вместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общей гордостью - ее показывают родителям, ставят в книжный уголок для общего пользования. Эта творческая деятельность приобщает детей к пониманию писательского труда, значения книги в жизни человека, углубляет интерес к природе и наблюдениям.Особое значение приобретают занятия - воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний, теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют разные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием растений, зимующими птицами. Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи. Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней. Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы.Дети седьмого года жизни много знают и многое умеют. Они готовы решать специально поставленные умственные задачи. Игра остается, но усложняется - по содержанию и форме она должна соответствовать возросшим возможностям и умениям детей. Дошкольники готовы классифицировать объекты по значимым признакам, искать причину явлений, представить последствия своих действий, особенно если на них обращает внимание взрослый. У детей есть опыт и достаточно широкий круг представлений о мире, поэтому они хорошо понимают речь взрослого, их занимает чтение познавательной литературы.По форме технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста похожа на технологии предыдущих лет, но по содержанию она сложнее. В циклах наблюдений дошкольники прослеживают самые различные нюансы взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней. В циклы включаются наблюдения сравнительного характера, проблемные и опытнические ситуации, Система работы с детьми подготовительной к школе группы имеет ряд важных отличительных особенностей. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны. Стержневым произведением для этой группы является «Экология в картинках» В.Н. Танасийчука - автора ряда познавательных книг о природе для детей. Семнадцать рассказов книги создают образное, доступное детям этого возраста представление об основных экологических законах природы. Дети зарисовывают фрагменты рассказов, которые им особенно понравились, и вместе с воспитателем изготовляют самодельную книгу. К концу года их получается 17 - целая библиотечка, являющаяся художественно-практическим воплощением экологических познаний детей.Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту дети накопили много конкретных чувственных знаний - на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям, демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дошкольники активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранном деле или акции. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.В заключении, хочется рассказать о своей работе в этом направлении. В нашем детском саду ежегодно реализуется «Экологический проект в рамках Природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята –Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия» На протяжении учебного года ведется целенаправленная работа с детьми, родителями и педагогами. Мы проводим занятия, акции, участвуем в городских и областных мероприятия. Мероприятия«Экскурсия по Кузбассу»;«Экскурсия на Городскую станцию Натуралистов»; «В гостях у Липки»; «Юный садовник»; «Вода источник жизни»; «Природа и мы»; «Одуванчик»; Акция «Помоги природе, помоги своему другу»; «Юные защитники природы»; «Зеленая аптека Кузбасса»; «Праздник птиц»; Экскурсия в зоопарк «Вовкин двор»; «Огород на подоконнике»; «Любим природу»; «По страницам Красной книги Кузбасса»; «Сочиним сказку»; Акция «Пернатые соседи»; Экологический десант «Единство человека и природы»; «Беречь природу значит родину беречь» Итогом нашего проекта становится посвящение детей в «Эколята», который проводится 5 июня в День эколога, Всемирный день охраны окружающей среды.