педагогический совет-деловая игра «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: педагогический совет-деловая игра «Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО »
Автор: Дайнеко Светлана Григорьевна

Педсовет – Деловая игра
Тема: Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников.
Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А.Сухомлинского: Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самостоятельной деятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).
Художественно-эстетическое воспитание -
Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
(Д.Б. Лихачёв)
Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому увоспитуемых формируются художественные чувства ивкус, любовь кискусству, умение понимать его, наслаждаться им испособность по возможности творить вискусстве.
(В.Н.Шацкая)
Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.
(Краткий словарь по эстетике)
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению черезразличные формы творческой деятельности. (слайд)
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).
Давайте сейчас с вами вспомним, что предполагает образовательная область Художественно-эстетическое развитие? (слайд)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Также к художественно-эстетическому развитию относится формирование интереса к активному участию детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого, удовлетворение потребности в творческом самовыражении.
Принципы реализации образовательной области Художественно – эстетическое развитие
принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Средства реализации образовательной области Художественно – эстетическое развитие
Эстетическое общение
Природа
Искусство
Предметно-развивающая среда
Разнообразные виды игр
Художественная деятельность
Праздники
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.
Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.
Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Как педагоги организуют художественно-эстетическое направление развития детей в ДОУ, мы узнаем из результатов тематического контроля (результаты тематического контроля).
О том, как развивать у дошкольников способы поддержки детской инициативы самостоятельности и творчества детей дошкольного возраста нам расскажет музыкальный руководитель Иванова Марина Николаевна.
А как реализуется художественно-эстетическое направление в группах нашего детского сада? Об этом мы узнаем из педагогического опыта наших коллег (выступление коллег).
Коллеги представили свой педагогический опыт в реализации художественно-эстетического развития детей в своих группах. Как вы уже знаете, по ФГОС есть 5 направлений развития детей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Одним из этих направлений является художественно-эстетическое направление, которое направлено на достижение результатов (по ФГОС - это целые ориентиры).
Сейчас мне хотелось бы с вами разобраться с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, что из них относится к художественно-эстетическому развитию (раздать бумажки).
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
• ребенок проявляет интерес к художественно - эстетической стороне окружающей действительности. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ;
• у ребенка проявляется умение всматриваться в окружающие предметы и явления, в картины и игрушки, находить в них знакомые изображения, замечать яркость, выразительность цветовых образов. Ребенок осваивает знания о свойствах предметов: цвете, оттенках основных цветов, форме и материалах.
Мы не должны забывать, что, согласно ФГОС, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, а результаты работы могут использоваться исключительно для решения одной из образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития).
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности, в результате которой у обучаемых детей происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.
Только творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. И только средствами грамотно выстроенного педагогического процесса эстетическое воспитание позволяет научить детей думать, мыслить в процессе слушания, наблюдения, визуального восприятия и грамотно, доступно выражать свои мысли, представления, фантазии – не хаотично, а в определенной органической логике.
Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, предлагаю вам вместе провести педагогический пробег по теме нашего педсовета и актуализировать ваши знания по вопросам художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Мозговой штурм (слайд):
Назовите материалы, которые Вы используете в совместной деятельности по изодеятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение. Рассматривание (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Словесные: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирвание с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые)
Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные.((Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования.(К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаютсянеобычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
Что такое живопись? Назовите основные средства выразительности живописи.(Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета. Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.(Скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
Решение педсовета:
1. Информацию принять к сведению
2. Продолжать систематически планировать различные формы, методы и приемы работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.
Отв: воспитатели групп
Срок: постоянно
3. Принять результаты тематического контроля Организация работы по художественно-эстетическому развитию с учетом ФГОС ДО и сроки по выполнению замечаний и рекомендаций по его итогам.
Отв: воспитатели групп
Срок: постоянно
4. Пополнить и обновить художественные центры.
Отв: воспитатели групп
Срок: до 30 апреля 2017 г.
5. Размещать информацию в родительских уголках по данной теме.
Отв: воспитатели групп
Срок: постоянно