"Коррекция лексической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Коррекция лексической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Автор: Тротнер Галина Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная школа
психолого-педагогической поддержки №104
Коррекция лексической стороны речи
у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Методическое пособие
Составитель:
учитель-логопед
Тротнер Г.Н.
Кемерово
2019
В методическом пособии представлены систематизированные упражнения и задания для коррекции лексической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Представленный материал может быть полезен логопедам, школьным учителям.
Предлагаемые нами упражнения и задания систематизированы на основе методики коррекции лексической стороны речи Р.И.Лалаевой, которые позволят наиболее полно корригировать лексическую сторону речи у школьников с нарушением интеллекта.
Тротнер Галина Николаевна, учитель-логопед, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №104, высшая квалификационная категория, 650065, г.Кемерово, пр.Октябрьский, 82А, тел./раб. 37-00-22, 51-82-65, E- mail: chi1i104@mail.ru, тел. 8950-582-15-62, trotner74@mail.ru
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………4
Содержание……………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………….13
Приложения…………………………………………………………………..14
Пояснительная записка
Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Так, Словарь современного русского литературного языка содержит около 130 тысяч слов и издан в 17 томах.
Слово как основная единица языка имеет разные стороны: фонетическую (звучание), лексическую (смысловую) и грамматическую. Многозначность слов добавляет еще тысячи значений, то есть новых слов-омонимов, смысл и оттенки которых становятся понятными лишь в контексте, лишь с учетом ситуации.
По мере развития науки, культуры, по мере накопления опыта растёт, разнообразится, развивается словарь. Богатство словаря есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся в школе очень большое значение.
Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формирование лексики, на овладение активным и пассивным словарём.
К особенностям лексики умственно отсталых детей относятся:
- бедность словарного запаса;
- неточность употребления слов;
- трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме;
- преобладание пассивного словаря над активным;
- отмечаются несформированность структуры значения слова;
- нарушение процесса организации семантических полей.
Важными причинами бедности словарного запаса у этих детей являются:
- низкий уровень их познавательной деятельности;
- ограниченность представлений и знаний об окружающем мире;
- несформированность интересов;
- снижение потребности в речевых и социальных контактах;
- слабость вербальной памяти.
Необходимо отметить существенные количественные различия активного и пассивного словаря у нормальных и умственно отсталых детей одного и того же возраста.
Большинство авторов, изучавших лексику умственно отсталых детей, подчеркивает и качественное своеобразие их словаря. Так, по данным В.Г.Петровой, умственно отсталые школьники первого класса не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий частей предметов. В словаре умственно отсталых детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения вызывает большие трудности. У многих детей с нарушениями интеллекта отсутствуют в речи слова обобщающего характера. Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении детёнышей животных.
В активном словаре умственно отсталых детей отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Ученики 1-2 классов говорят лягушка идёт, змея идёт, птичка идёт.
Глаголы с приставками заменяются бесприставочными глаголами (пришёл, перешёл - шёл).
Умственно отсталые обучающиеся употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, зелёный), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам длинный - короткий, толстый - тонкий используются очень редко.
По данным Н.В.Тарасенко, умственно отсталые школьники младших классов чрезвычайно редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
Количество наречий в словаре умственно отсталых школьников младших классов также весьма ограниченно. Умственно отсталые школьники 1-2 класса употребляют в основном такие наречия, как здесь, там, туда, потом.
Встречается неточное употребление слов, парафазии (замены звуков, слогов). Характерными являются замены слов по семантическому сходству, характерны замены слов с расплывчатым значением (например, скачет, ползает – ребёнок говорит только идёт; толстый, высокий – большой).
Наблюдаются смешения слов одного рода, вида. Так, словом ботинки дети называют сапоги, туфли, галоши; словом рубашка – кофту, рубашку, свитер, куртку. Неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей объясняются трудностями дифференциации как самих предметов, так и их обозначений. Вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения умственно отсталые дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различие. Поэтому они усваивают прежде всего общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов. Таким общим и конкретным признаком может быть, например, назначение предметов - ложки, вилки. Различия предметов усваиваются недостаточно, а обозначения не разграничиваются.
Пассивный словарь умственно отсталых учащихся больше активного, но он с трудом активизируется: часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос. Трудности актуализации связаны, с одной стороны, со склонностью умственно отсталых детей к охранительному торможению, а с другой - с замедленным формированием семантических полей.
Исследование семантических полей у умственно отсталых детей, проведённое А.Р.Лурией и О.С.Виноградовой, показало их недостаточную сформированность. У детей исследовались вербальные ассоциации. Известно, что в норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т.е. по смысловому сходству (высокий – низкий, яблоко – груша, скрипка – смычок). У детей с нарушениями интеллекта актуализируются часто случайные, иногда звуковые ассоциации (врач-грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности семантических полей.
Следующей особенностью лексики умственно отсталых детей является замедленный темп развития значения слова и качественное своеобразие его структуры. Развитие значения слова тесно связано с формированием познавательной деятельности. Первоначально слово имеет лишь предметную соотнесённость, являясь конкретным наименованием предмета. По мере развития познавательной деятельности и речи слово начинает обобщать предметы, признаки, действия, относя их к определенной категории. Таким образом, от простого наименования предмета слово трансформируется в слово-обобщение, которое постепенно становится истинным понятием, представляющим обобщение наиболее существенных признаков данного предмета, явления.
У умственно отсталых школьников длительное время слово является лишь обозначением конкретного предмета. Многие слова так и не становятся истинными понятиями.
Проанализировав научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что выбранная проблема давно интересовала, как ученых, так и практиков. Однако в научно-методической литературе, недостаточно полно раскрыт вопрос содержания коррекционной работы при коррекции лексической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Отсутствие государственных логопедических программ по коррекции лексической стороны речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями и запрос МБОУ Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №104, обусловил необходимость разработки данного методического пособия.
Цель составления методического пособия – оказать методическую помощь педагогам-практикам в коррекции лексической стороны речи у школьников с нарушением интеллекта.
Практическая значимость методического пособия состоит в применении
систематизированных упражнений и заданий, позволяющих наиболее полно корригировать лексическую сторону речи у школьников с нарушением интеллекта.
Представленный материал может быть полезен логопедам, школьным учителям.
В результате работы по данному методическому пособию ожидается:
- повышение качественной успеваемости у школьников с нарушением интеллекта по предметам (письмо, чтение, развитие речи) вследствие чего количество неудовлетворительных оценок будет значительно снижено;
- повышения уровня коммуникативной функции речи;
-повышение уровня социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
Содержание
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.
Развитие лексики в школе психолого-педагогической поддержки проводится в следующих направлениях:
Обогащение словарного запаса.
Уточнение значения слова.
Расширение семантики слова.
Начиная с первого класса проводится обогащение и уточнение
номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. Введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения.
Работа над уточнением значения слова связана с формированием представлений умственно отсталых детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов проводится как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать рисунки, записи, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
На логопедических занятиях следует уточнять значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.
В приложении представлены задания для развития лексики: назвать одним словом все предметы; назвать овощи, фрукты, игрушки, найти лишнюю картинку, разложить картинки на две группы, отгадывание загадок. Последнее задание кроме того, что развивает лексику, так же развивает логику и мышление детей.
Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.
В младших класса расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры: Кто как передвигается, Кто как голос подает, Кто как ест, Кто какие звуки издает, Кто что делает. Игры представлены в приложении.
В процессе логопедической работы необходимо дифференцировать следующие пары глаголов.
Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить-вязать, класть-ставить, строить – чинить, чистить – подметать, нести – везти, мыть – стирать, лежать – спать, лежать – стоять.
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает – умывается, купает – купается, качает – качается, прячет – прячется, обувает – обувается, причесывает – причесывается, одевает – одевается.
Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть – снять, поднять – опустить, бросить – поймать, найти – спрятать, положить – убрать, дать – взять. Необходимы пары картинок по этим действиям.
Дифференциация глаголов осуществляется как в импрессивной, так и в экспрессивной речи. Для дифференциации в импрессивной речи детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи, кто купает, а кто купается). Кроме того, предлагается подобрать картинки в ответ на вопрос. Например, детям предъявляются картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей. Далее задаются вопросы: Кто умеет читать?, Кто умеет бегать?, Кто умеет скакать?, Кто умеет летать? В ответ на вопрос дети отбирают картинки. Для закрепления в экспрессивной речи дети составляют предложения. Например: Птица, самолет летают или Лягушка, заяц скачут.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой-маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). Далее отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий – низкий), толщину (толстый – тонкий), длину (длинный – короткий), ширину (широкий – узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).
Затем проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов:
дерево – деревянный
береза – березовый
стекло – стеклянный
фарфор – фарфоровый
бумага – бумажный
железо – железный
мех – меховой
Эта работа тесно связана с развитием словообразования. Поэтому в приложении даны задания на словообразование.
Также необходимо уточнять значение прилагательных сложных по
семантике, например оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.). В приложении представлено образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных от существительных.
Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.
Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день – ночь, радость – печаль), прилагательными (высокий – низкий, длинный – короткий), глаголами (радуется – грустит), наречиями (далеко – близко).
Логопедическая работа по обогащению словаря у умственно отсталых детей предполагает и уточнение слов – синонимов. В приложении даны антонимы и синонимы.
Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении.
Актуализация словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.
Список литературы
Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. (Текст(//Методическое пособие для учителя-логопеда.-М.:Владос, 2001.-с.224.
Словарь русского языка (Текст(; под ред. С.И.Ожегова. - М.: Русский язык, 1986.-797с.
Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. (Текст(// Пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1975.-с.176.
Шустрова, Л.В. Практическая стилистика русского языка. (Текст(// Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля.-М.: Новая школа, 1994.-64 с.
Введенская Л.А. Русское слово. (Текст(// Пособие для учащихся/ Л.А.Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев.-5-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение, 1991.-144с.
Приложения
Задания для развития лексики
Назвать одним словом все предметы. Например:
Горох, помидор, лук, свекла, огурец, капуста – овощи.
Абрикос, апельсин, ананас, банан, груша, яблоко – фрукты.
Кукла, машинка, мяч, медвежонок, пирамида, самолёт – игрушки.
Простой карандаш, цветной карандаш, ручка, фломастер – письменные принадлежности.
Платье, рубашка, жилет, брюки, юбка, джинсы – одежда.
Туфли, босоножки, валенки, кроссовки, кеды, ботинки – обувь.
Кастрюля, ложка, тарелка, чайник, чашка, сковорода – посуда.
Стол, стул, шкаф, диван, кресло, кровать – мебель.
Автобус, вертолёт, самолёт, поезд, дирижабль, велосипед – транспорт
Арбуз, вишня, земляника, клубника, малина, рябина – ягоды.
Берёза, дуб, ель, сосна, пальма, яблоня – деревья.
Белый гриб, подберёзовик, подосиновик, лисички, мухомор, шампиньон – грибы.
Роза, ромашка, колокольчик, ландыш, одуванчик, тюльпан - цветы.
Молоток, ножницы, пила, отвёртка, топор, пассатижи – инструменты.
Коза, корова, лошадь, свинья, собака, кошка – домашние животные.
Волк, заяц, лиса, медведь, лось, белка – дикие животные.
Дрозд, скворец, журавль, ласточка, утка, стрижи – перелётные птицы.
Клёст, снегирь, дятел, синица, ворона, воробей – зимующие птицы.
Ёрш, золотая рыбка, карась, окунь, щука – рыбы.
Зима, весна, лето, осень – времена года.
Назвать овощи, фрукты, игрушки, письменные принадлежности, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, ягоды, деревья, грибы, цветы, инструменты, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы, рыбы, времена года и др.
Игра Овощ, фрукт, ягода с мячом. Ведущий кидает мяч игроку и называет слово овощ, а игрок называет любой овощ, например, капуста.
Игра Назови одним словом. Выкладываются перед ребёнком карточки по одной теме, например, Посуда. Просим назвать все предметы одним словом. Если сразу не получается, подскажите (корова это животное, коза - ?)
Задание. Объединяем разные предметы (свободная классификация). Перемешиваем карточки разной тематики (3-5-10 штук). Предлагаем ребёнку отобрать несколько карточек и назвать предметы, изображённые на них, одним словом. Например, выложены такие карточки: морковь, груша, мороженое, молоток, линейка, вертолёт. Можно составить следующие группы: молоток, линейка – инструмент; морковь, груша, мороженое – продукты.
Задание. Сходства и различия. Берём 2 карточки (сначала из 1 группы, потом можно из разных) Например: лошадь и корова, собака и заяц, лиса и петух. Задача: найти, что объединяет этих животных. Найти, чем они отличаются.
Игра Найди и назови. Перемешиваем карточки. Просим ребёнка: 1. Найти карточки по какой-либо теме. 2. Подобрать 3-6 карточек и назвать то, что изображено на них, одним словом.
Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (помидор, лук, велосипед, свекла), затем семантически близкие (морковь, огурец, капуста, яблоко).
Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далёкие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
Распредели по группам. Карточки перемешиваем (сначала карточки 2-3 групп, потом больше). Предлагаем ребёнку распределить их по группам.
Отгадывание загадок. Сначала предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:
Что за птица? Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Круглая, жёлтая, днём её нету, а ночью нам светит. (Луна)
Отгадать загадки о профессиях. Чёткое проговаривание предложений о профессиях.
- Убирает, моет пол, следит за чистотой.
- Стёкла в рамы он вставляет, ровно стёкла разрезает.
- На тележке возит вещи, носит сумки и мешки.
- Работает на подъёмном кране.
- Работает на экскаваторе.
- Продаёт овощи.
- Варит сталь, металл.
- Танцует на сцене.
Затем дети сами придумывают загадки, используя обобщающие слова. Дети по одному берут картинку, незаметно для других рассматривают ее и загадывают загадку об этом предмете. Например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).
И наконец, шуточные загадки развивают логику, мышление и конечно лексику детей.
Загадки для малышей
Виктор Хесин
1. Он не слон, не лев, не птица,
Он в реке живёт весь год,
Крокодила не боится.
Это – толстый…(бегемот)
2. Стоит птица – рыболов.
В клюве – весь его улов.
Клюв отвислый, как карман.
Это птица…(пеликан)
3. У огромнейшего дяди
Хвост и спереди, и сзади.
Всех сильней на свете он.
Каждый знает – это …(слон)
4. Я ползу – мой дом со мной.
Ох, тяжёлый, костяной.
Но зато не знаю страха.
Моё имя - …(черепаха)
5. У него большие уши,
Сам себя облил, как в душе,
Поднял хобот, затрубил
Толстоногий…крокодил? (слон)
6. Чтоб лягушкой поживиться,
Стала в речку эта птица.
На одной ноге весь день
Простоит в воде …тюлень? (цапля)
7. Сильный, смелый и игривый
Ходит зверь с косматой гривой.
Прячьтесь, звери, поскорей,
Ходит грозный…воробей? (лев)
8. Мама с сумкой скок да скок,
В сумке маленький сынок.
Вот так странная семья!
С сумкой прыгает…свинья? (кенгуру)
9. Посредине океана
Поднялась струя фонтана.
Без труда и без забот
Жизнь в воде проводит…кот? (кит)
10. Она бела, легка собою,
Она летает над волною.
Рыбёшку схватит – снова ввысь
Взмывает с громким криком…рысь? (чайка)
11. Кто напуган так лисой,
Длинноухий и косой?
Тут трусишке не до игр!
От лисы несётся…тигр? (заяц)
12. У него постель под елью,
Занесённая метелью.
Спит в берлоге без забот
Косолапый…бегемот? (медведь)
13. Хвостик тоненький крючком,
Роет землю пятачком.
В лужу лезет снова
Толстая….корова? (свинья)
14. Пьёт из миски молоко, 15. Он красив и голосист,
Ночью бродит далеко. Хвост как радуга цветист.
Мышку съест и жмурится Обожает утром петь,
Ласковая…курица? (кошка) На забор вскочив,..медведь? (петух)
Загадки про братьев наших меньших
1. Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)
2. Не мышь, не птица – в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка)
3. Всё стучит и долбит,
А мастером не становится. (Дятел)
4. Серовато, Зубовато
по полю рыщет,
телят, ягнят ищет. (Волк)
5. Не столяр, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Конь)
6. В одежде богатый, да сам слеповатый,
Живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)
7. Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)
8. Чёрный хохолок воткнулся в потолок. (Муха)
9. Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит: Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е! (Козёл)
10. Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
11. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Баран)
12. Не птица, а летает.
Не огонь, а ночью светит. (Светлячок)
13. На поляне у пенька суетня-беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
14. Серый, но не волк,
Длинноухий, но не заяц,
С копытцами, но не лошадка. (Ослик)
15. Тужится-пружинится,
Начнёт болтать,
По-чудному лопотать (Индюк)
16. Летит птица, не синица:
Носик тонок, голосок звонок. (Комар)
Кто как передвигается
Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.
Кто как голос подает
Гусь гогочет (га-га) утка крякает (кря)
Корова мычит (му-у) петух кукарекает (ку-ка-ре-ку)
Собака лает (гав или аф-аф) курица квохчет, кудахчет (ко-ко-ко)
Кошка мяукает (мяу) свинья хрюкает (хрю)
Мышка пищит (пи-пи) волк воет (у-у-у)
Лошадь ржет (и-го-го) овечка блеет (бе-е)
Какие звуки издает
Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.
Кто как ест
Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно.
Кто что делает
- Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.
- Профессии. Человек, который возит людей – это водитель.
Человек, который воспитывает людей – это воспитатель.
Человек, который строит дома – строитель.
Давай вспомним название профессий. Приведи свой пример.
Человек, который кормит людей и готовит пищу, называется повар.
Человек, который занимается спортом, называется спортсмен
Мужской род (он) – повар, спортсмен.
Образование прилагательных от существительных
А) относительных.
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная
- шляпка из соломы - соломенная
- кисель из клюквы - клюквенный
- горка изо льда - ледяная
- салат из моркови - морковный
- варенье из вишни - вишневое
- суп из грибов - грибной
- варенье из яблок - яблочное
- варенье из сливы – сливовое (не сливочное)
- варенье из малины - малиновое
- варенье из клубники - клубничное
- варенье из черники - черничное
- стол из дерева – деревянный
- стакан из стекла – стеклянный
- шуба из меха - меховая
- лист дуба - дубовый
- лист клёна - кленовый (не клёновый)
- лист осины- осиновый
- шишка ели- еловая
Б) качественных.
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а …
- волка за жадность – жадный
- зайца за трусость – трусливый
- медведя за силу – сильный
- льва за смелость – смелый
Инструкция: если днем жара, то день жаркий, а если…
- мороз - морозный
- солнце - солнечный
- снег - снежный
- дождь - дождливый
- ветер - ветреный
- холод - холодный
В) притяжательных.
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…
- кошки – кошачья
- зайца – зайчья
- медведя – медвежья
- волка – волчья
- льва – львиная
- белки – беличья
- лисы – лисья
- гнездо орла – орлиное
- клюв птицы – птичий
- ружьё охотника - охотничье
Ответь Чей хвост?:
Пример: Корова -? (коровий).
Ёж - ежиный.Белка - беличий.Волк - волчий.Заяц - заячий.Коза - козий.Кошка - кошачий.Лиса - лисий.Лошадь - лошадиный.Овца - овечий.Поросенок - поросячий.
Ответь Чьё ухо?:
Пример: Корова -? (коровье).
Ёж - ежиное.Белка - беличье.Волк - волчье.Заяц - заячье.Коза - козье.Кошка - кошачье.Лиса - лисье.Лошадь - лошадиное.Овца - овечье.Поросёнок - поросячье.
Ответь Чья голова?:
Пример: Корова -? (коровья).
Ёж - ежиная.Белка - беличья.Волк - волчья.Заяц - заячья.Коза - козья.Кошка - кошачья.Лиса - лисья.Лошадь - лошадиная.Овца - овечья.Поросёнок - поросячья.
- Ответь Чьи глаза?:
Пример: Корова -? (коровьи).
Ёж - ежиные.Белка - беличьи.Волк - волчьи.Заяц - заячьи.Коза - козьи.Кошка - кошачьи.Лиса - лисьи.Лошадь - лошадиные.Овца - овечьи.Поросёнок - поросячьи.
- Ответь Чей след? Чьи следы?
След/следы: лисий/лисьи, заячий/заячьи, вороний/вороньи
Для младших школьников:
Пирамида из пластмассы какая? – пластмассовая
Кошелёк из кожи – какой? - кожаный
Дверь из дерева какая? – деревянная
- Ответь Чей это предмет?
Дана ребёнку картинка, на которой изображён предмет, попросить сказать, чей это предмет.
Чья газета? - газета папина
Чья кофта? – кофта бабушкина
Чья сумка? – сумка мамина
Антонимы. Скажи следующие слова наоборот:
Существительные:
богач-бедняк
великан-карликвосход-закат грязь-чистота день-ночь добро-зло друг-враг жара-холод зима-лето мир-война, ссора польза-вред
плюс-минус
правда-ложь
прибыль-убытокрадость-грусть, печаль
родина-чужбинасвет-тьма, темнота
свобода-рабствосевер-юг
успех-неудача
Прилагательные:
белый-черный близкий-далекий
бледный -румяныйбольшой-маленький веселый-грустный, скучный высокий-низкий гладкий-шершавый глубокий-мелкий горький-сладкий горячий-холодный
грубый-нежный
дорогой-дешёвыйжесткий-мягкий здоровый-больной
красивый-уродливыйлегкий-тяжелый
легкий-трудныймокрый-сухой
молодой-старый
мягкий-твёрдый новый-старый острый-тупой полезный-вредный
полный-пустой
прямой-кривой
сильный-слабый
смелый-трусливый, робкий
сухой-мокрыйтонкий-толстый трудный-легкий умный-глупый
хороший-плохойчастый-редкий
честный-подлый
чистый-грязныйширокий-узкий яркий-тусклый
Глаголы:
бледнеть – краснеть
выкапывать-закапывать гасить-зажигать говорить-молчать греть-охлаждать делать-бездельничать засыпать-просыпаться ложиться-вставать
любить-ненавидетьмерзнуть-греться мочить-сушить
поднимать(ся)-опускать(ся)пачкать-очищать, вытирать помогать-мешать
рождаться-умирать
ругать,бранить-хвалитьсмеяться-плакать удаляться-приближаться.
Синонимы. Скажи следующие слова по-другому:
Существительные:
волшебник-кудесник, маг, чародей восторг-восхищение, радость враг-противник, неприятель, недруг врун-обманщик дети-детвора, ребята дорога-путь друг-приятель, товарищ лентяй-лодырь, ленивец метель-вьюга, буран, пурга, ураган, шторм праздник-торжество прохлада-свежесть, холодок ровесник-сверстник родина-отечество, отчизна страх-боязнь, испуг, ужас, паника холод-мороз, стужа шалун-проказник, баловник
юг-север
юноша-старик
Прилагательные:
аккуратный-опрятный, чистый белый-белоснежный, молочный благородный -рыцарский, доблестный большой -гигантский, громадный, огромный, исполинский быстрый-проворный, резкий вежливый-почтительный, воспитанный, тактичный верный-надежный, преданный вкусный-аппетитный, лакомый глупый-неразумный, несмышленый голубой-лазурный, бирюзовый дерзкий-грубый дивный-чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный догадливый-смышленый, сообразительный, понятливый, находчивый душистый-ароматный, пахучий жаркий-знойный, жгучий, горячий, палящий желтый-золотой, лимонный, янтарный, соломенный зеленый-изумрудный, малахитовый красивый-прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный красный-румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновыйлиловый-фиолетовый, сиреневый маленький-крошечный мокрый-сырой, влажный неловкий-неуклюжий печальный-грустный, тоскливый прежний-былой, давний, прошлый, минувший робкий-несмелый, пугливый, трусливый серый-пепельный, дымчатый сильный-могучий, мощный синий-васильковый смелый-храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный старательный -прилежный, усердный страшный-ужасный, чудовищный трудолюбивый-работящий умный-неглупый, мудрый, разумный холодный-морозный, ледяной чуткий-отзывчивый, участливый, сердечный
широкий-узкий
щедрый-скупой
Глаголы:
беспокоиться-тревожиться, волноваться блестеть-сиять, сверкать бояться -пугаться, робеть видеть-наблюдать, замечать грустить-печалиться, унывать делать -мастерить, сооружать, творить, создавать править-управлять, руководить, командоватьсердиться-злиться смеркаться-темнеть, вечереть
хохотать-рыдать
Упражнения и задания на словообразование.
ЗАДАНИЕ 1. Продолжи, называя первое слово в ряду:
Пример: Телёнок - телята, много телят.
Ёж - ежи, много ежей.Берёза - берёзы, много берёз.Волк - волки, много волков.Гусёнок - гусята, много гусят.Дуб - дубы, много дубов.Ель - ели, много елей.Жеребёнок: - жеребята, много жеребят.Жираф - жирафы, много жирафов.Зайчонок - зайчата, много зайчат.Заяц - зайцы, много зайцев.Зебра - зебры, много зебр.Индюшонок - индюшата, много индюшат.Картофель - много картофеля.Кенгуру - кенгуру, много кенгуру.Коза - козы, много коз.Козлёнок - козлята, много козлят.Корова - коровы, много коров.Кошка - кошки, много кошек.Кукушка - кукушки, много кукушек.Лев - львы, много львов.Липа - липы, много лип.Лиса - лисы, много лис.Медведь - медведи, много медведей.Морковь- много моркови.Обезьяна - обезьяны, много обезьян.Овца - овцы, много овец.Огурец - огурцы, много огурцов.Осина - осины, много осин.Помидор - помидоры, много помидоров.Поросёнок - поросята, много поросят.Синица - синицы, много синиц.Снегирь - снегири, много снегирей.Собака - собаки, много собак.Сова - совы, много сов.Сосна - сосны, много сосен.Тополь - тополя, много тополей.Утёнок - утята, много утят.Цапля - цапли, много цапель.Цыплёнок - цыплята, много цыплят.Щенок - щенки, много щенят.Ягнёнок - ягнята, много ягнят.
ЗАДАНИЕ 2. Продолжи, прочитывая начало фразы:
Пример: Песок сыплют, а воду льют....
Воду можно разлить, а горох …Котлеты жарят, а суп …Нитки прядут, а холст …Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …Песок сыплют, а воду …Платье шьют, а шарф …Сено косят, а волосы…Стол может сломаться, а стакан …Стол накрывают, а постель …Цветы водой поливают, а огонь водой …
ЗАДАНИЕ 3. Ответь на вопросы:
Пример: Что делают из муки? (хлеб, макароны).
Что делают из ...?
… из глины? (посуду, кирпич)… из древесины? (мебель, игрушки)… из металла (инструменты, посуду)… из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, йогурт, сыр)… из нефти? (бензин)… из песка? (стекло)… из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)… из хлопка? (ткани, вату)… из шерсти овец? (нитки)… из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
ЗАДАНИЕ 4. На слух укажи, какое слово лишнее и объясни свой выбор:
Пример: Молоко, булка, сливки, сметана? (булка).
Читать по одной строчке. Если ребенок затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы, но не подсказывайте. Если ребенок вообще не может ответить на вопрос, объясните, в чем суть задания.
Тема - Посуда
Дуршлаг, сито, тарелка, решето.Кувшин, кружка, чайник, кофейник.Нож, блюдце, миска, тарелка.Овощерезка, кастрюля, мясорубка.Половник, ложка, вилка.Чашка, пиала, солонка, кружка.
Тема - Еда
Какао, морс, суп, кисель.Карамель, сок, шоколад, леденец.Кекс, батон, сыр, кулич.Котлеты, масло, колбаса, шашлык.Масло, творог, ветчина, сметана.Молоко, булка, сливки, сметана.Повидло, варенье, ждем, шоколад.Чай, сок, квас, мороженое.Яичница, омлет, пельмени.
Тема - Орудия труда
Молоток, удочка, пила, клещи.Плоскогубцы, клещи, дрель.Рубанок, гвоздь, топор, дрель.Шило, винт, шуруп, гвоздь.Шприц, топор, ножовка, клещи.Шуруп, гвоздь, винт.
Тема - Музыкальные инструменты
Аккордеон, баян, гармонь, флейта.Барабан, бубен, тарелки, горн.Гусли, гармонь, балалайка, гитара.Пианино, скрипка, фортепиано, рояль.Скрипка, виолончель, гитара, труба.
Тема - Транспорт
Автобус, самолёт, вертолёт.Автобус, такси, троллейбус.Велосипед, самокат, мотоцикл.Грузовик, баржа, лодка.Комбайн, трактор, легковая машина.Лодка, корабль, пароход.Метро, трамвай, автобус.Мотоцикл, самокат, мопед.Трамвай, автобус, электричка.Троллейбус, автобус, трамвай.Яхта, корабль, подводная лодка.
Тема - Жилье
Берлога, нора, дупло, логово.Дача, деревня, аул, город.Коровник, курятник, берлога.Муравейник, гнездо, коровник.Пещера, дом, изба.
Тема - Мебель
Диван, гамак, кровать, тахта.Колыбель, диван, кушетка, софа.Кресло, стул, шкаф, диван.Лежак, тахта, софа, кушетка.Шкаф, буфет, табурет, сервант.
Тема - Одежда и обувь
Берет, каска, фуражка, кепка.Ботинки, кроссовки, носки, туфли.Брюки, джинсы, шорты, рейтузы.Брюки, шорты, кофта, джинсы.Бушлат, сарафан, шинель, тельняшка.Кеды, туфли, кроссовки, чешки.Пальто, платье, свитер, валенки.Панама. Шляпа, платок, кепка.Пинетки, туфли, сандалеты, ботинки.Тапочки, ботинки, босоножки, сапоги.Фрак, смокинг, платье, пижама.Шуба, пальто, майка, дублёнка.
Тема - Детская комната
Карандаш, тетрадь, юла, линейка.Кукла, машинка, мячик, ручка.Паровозик, машинка, пирамидка.Ручка, ластик, карандаш, фломастер.Тетрадь, альбом, книга, блокнот.Юла, кубик, машинка, кукла.
Тема - Разное
Волга, Ростов, Ока, Нева.Говорить, рассказывать, квакать.Декабрь, июль, январь, февраль.Зима, весна, май, лето.Индия, Австралия, Рига, Китай.Июнь, июль, апрель, август.Квакать, кукарекать, молчать.Киев, Минск, Москва, Россия.Лето, весна, вторник, зима.Май, март, апрель, июль.Март, сентябрь, весна, декабрь.Мяукать, лаять, говорить.Пасмурный, ясный, ненастный.Понедельник, среда, воскресенье.Радостный, весёлый, грустный.Росси, Волга, Германий, Англия.Сентябрь, август, ноябрь, октябрь.Смелый, трусливый, отважный.Среда, пятница, зима.Утро, день, вечер, темно, ночь.Холод, жара, мороз.
Задание 5. Образование существительных в уменьшительной форме.
Уменьшаем и увеличиваем:
Пример: дом - ? (домик).
волк - волчок, заяц - зайчик, стол - столик и так далее.
То же самое можно делать в обратную сторону. Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.
Те же самые игры можно проводить с увеличивающими суффиксами: дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.
Задание 6.Назови одним словом:
Пример: часы, которые помогают проснуться - ? (будильник).
большая ложка, с помощью которой наливают суп, утренняя еда,человек, который направляется в дальние страны и т.д.
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.
Задание 7.Опиши одним словом:
Пример: чашка для чая - ? (чайная).
машина для гонок? (гоночная), котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная), лапа собаки? (собачья),щетка для чистки зубов? (зубная) и так далее.
Задание 8.Кому что нужно?:
Пример: парикмахер - ? (ножницы, расческа).
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.
муравей - палочки, листики,почтальон - сумка,продавец - весы, касса,птица - веточки, пух (для гнезда), пчела - пыльца, нектар,учитель - указка, учебники и так далее.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.
Задание 9.Как можно узнать?:
Пример: Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (Посмотреть на градусник за окном).
... крепко ли завязана веревка? (потянуть)… высохла ли рубашка? (потрогать)… есть ли вода в стакане? (посмотреть)… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)… интересная ли книжка? (прочитать)… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)… мягкий ли хлеб? (пощупать)… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)… работает ли пылесос? (включить)… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)… сладкий ли чай? (попробовать)
Задание 10.Часть и целое:
Пример: Часть какого предмета является винт - ? (вертолет, самолет).
вагон - ….ветка - …грива - …дверь - …каблук - …карман - …клавиатура - …клюв - …кнопка - ….козырек - …колесо - ...крыша - …лепесток - …панцирь - …парус - …перо - …плавник - …подлокотник - …руль - ....семена - …стержень - …страница - …стрелка - …хвост - …шишка - …
А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:
Пример: Дом - ? (крыша, дверь, …).
авторучка - …бабочка - …велосипед - …гитара - …гриб - …дверь - …дерево - …жук - …забор - …качели - …книга - …колос - …компьютер - …корабль - …кочан капусты - кресло - …пальто - …плита - …собака - … стол - …троллейбус - …удочка - …цветок - чайник -…часы - …чемодан - …яблоко - …
Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.
Задание 11.Четвертый лишний:
Правила игры: Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Сачала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.
1 вариант упрощенной игры: Взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость - жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например: горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски - нагретость).
2 вариант упрощенной игры: Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.
Задание 12.Продолжи предложение:
Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком. Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Варианты игры могут быть на любую тему.
Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…Наш корабль выплыл в открытое море и тут….Принцесса неожиданно проснулась, потому что…Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели ...
Задание 13.Продолжи рассказ:
Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.
Задания 14. Смешиваемые слова для включения в лексические упражнения и для объяснения оттенков значения
Взобраться (на дерево, на крышу), забраться (в чащу леса).
Войти (в дом), взойти (на крыльцо), зайти (к другу на минуту).
Выплата (заработной платы), оплата (труда, проезда в трамвае).
Гористая (местность), горная (тропа, круча).
Далёкий (друг), дальний (лес, дальняя дорога).
Длинный (канат, шест), длительный (поиск, длительное ожидание).
Доверие (к кому-то; оказать доверие), доверчивость (черта характера).
Дружный (класс), дружеский (привет; дружеская встреча).
Жесткий (матрас, жесткая ткань), жестокий (человек, мороз).
Злой (черта характера: злой волшебник), злобный (взгляд, окрик).
Каменный (дом, т.е. сделанный из камня), каменистый (каменистая дорога, т.е усеянная камнями).
Лесистый (склон горы, лесистый край - в нем много лесов), лесной (цветок, мох – растущий в лесу; лесная сторонка – сплошной лес).
Любопытный (мальчишка: стремится узнать и то, что ему знать не следует), любознательный (мальчик: стремится к знаниям).
Надеть (пальто и шапку), одеть (кого-то: мама одела Машу и повела гулять).
Обидный (обидное замечание), обидчивый (черта характера: обидчивый мальчик, не будь так обидчив).
Пожар (в лесу), пожарище (выгоревшее место).
Почетный (приз, почетное место), почтенный (возраст, старик).
Рыбный (суп, рыбные консервы), рыбий (глаз, рыбья чешуя).
Скрытый (недостаток), скрытный (человек-черта характера).
Соседний (дом, т.е стоящий рядом дом), соседский (дом, т.е принадлежащий соседу).
Сытый (кот, человек), сытный (ужин, обед).
Серебряный (браслет, т.е сделанный из серебра), серебристый (иней, т.е похожий на серебро).
Тяжелый (камень, тяжелая работа), тяжкий (тяжкое горе, тяжкие вздохи).
HYPER13PAGE HYPER15
22
HYPER13PAGE HYPER15
22