"День рождения куклы Кати"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "День рождения куклы Кати"
Автор: Бургарт Наталья Михайловна

Дидактическая игра по теории и технологии развития математических способностейу детей дошкольного возраста"День рождения куклы Кати"Цель игры: Формирование математических представлений, упражнение в пересчитывании предметов а пределах 5, умение мыслить, рассуждать. Развитие памяти, внимания, логики. Обогащение содержания игры , способствование объединению детей для совместных игр.Материал: Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент "угощений" : из соленого теста (затем вместе раскрашивают изделия красками), из картона и фетра. С помощью родителей оформляются магазинный прилавок. Для игры так же понадобятся красивая скатерть, чайный набор (игрушечный), халат для продавца, красивые пакеты, для упаковывания угощений.Ход игры:Вос-ль: - Ребята, обратите внимание на нашу куклу Катю . Вам не кажется, что она сегодня уж очень грустная?Дети обращают внимание на куклу и соглашаются с воспитателем. Вос-ль: - Может быть кто то из вас знает в чем дело?Дети высказывают свои предположения .Вос-ль: - Может быть все так, как вы говорите, но пока я вас слушала, неожиданно поняла в чем дело. Ребята, а дело в том, что у Кати сегодня день рождения, а мы все забыли об этом замечательном событии, поэтому она и сидит такая грустная. Давайте все вместе подумаем, как исправить ситуацию, чем порадуем ее?Дети. Можно сходить в магазин и купить подарки. Можно подарки сделать самим.Вос- ль. Правильно. Мы с вами можем подарить наши рисунки, аппликации и поделки, а еще ребята в день рождение принято накрывать стол и подавать праздничное угощение. Как вы думаете, какие обычно угощения подают гостям в день рождения?Дети. Пирожное, печенье, кексы, конфеты, торты, сок или чай.Вос- ль. Ребята, а вы хотите чтобы кукла Катя перестала грустить?Положительные ответы детей.Вос- ль: - А может быть тогда мы с вами устроим праздничное чаепитие для куклы? Ведь все любят угощения и я думаю, кукла Катя их тоже любит.Ребята, а ведь в день рождения мы не только ждем подарков, поздравлений и угощения, мы так же ждем встречи с друзьями. Как вы думаете, кукла Катя кого будет рада видеть на своем празднике?Дети перечисляют:- Зайку, Мишку, Лунтика и куклу Соню.Вос- ль:- Ой, ребята, а вдруг кукла Катя не умеет считать и запутается, сколько ей нужно поставить на столь посуды и купить угощений. Что же нам делать?Дети:- Нужно посчитать гостей.Вос- ль:- Молодцы. Так давайте же посчитаем.Дети считают и отвечают:- К Кате придут четыре гостя.Вос- ль:- Правильно, Катя ждет четырех гостей. А что же нам еще надо будет сделать?Дети:- Расставить стулья, накрыть на стол и купить угощения.Вос- ль:- Ой какие вы молодцы, ребята! Так сколько же стульев нам надо поставить?Ответы детей:- Столько же, сколько и гостей- четыре.Если дети забыли посчитать саму виновницу торжества, то пока не напоминать им об этом, с целью создания проблемной ситуации. Вос- ль:- Правильно, четыре стула, по количеству гостей. Соня, сколько чашек для чая нужно поставит на стол?Соня:- Четыре.Вос- ль:- И здесь вы правы. А что же нам еще понадобится в чаепитии?Дети:- Тарелочки для пирожных, кексов и торта, и ложечки для варенья и сахара.Вос- ль:- Молодцы ребята, Таня напомни кукле Кате, сколько тарелочек и ложечек надо поставить на стол?Таня:- По четыре тарелочки и четыре ложечки.Вос- ль:- Молодцы ребята. Но нам нужна еще сахарница для сахара, чайник с горячей водой, чайник заварочный, конфетница под конфеты и молочник с молоком. Ой, ребята, я что то уже сама запуталась, сколько же нам нужно конфетниц, молочников и сахарниц?Индивидуальные ответы детей: по одному, один молочник и т.д.Вос- ль:- Ой, правильно ребята, этих приборов нужно нам по одному. А сколько же чайников нам понадобится, как ты думаешь Артем?Артем:- Нам нужно два чайника.Вос- ль:- Правильно, а каких и для чего?Артем:- Один чайник большой- для горячей воды, а второй чайник - поменьше, для заварки.Вос- ль:- Молодец Артем! Ребята, есть желающие помочь Кате накрыть на стол.Несколько ребят соглашаются помочь кукле.Вос- ль:- Итак, кукле будут помогать Артем, Данил, Соня, Таня, Арина и Ваня. Ну а мы отправимся с вами, ребята, в магазин за угощениями. Ой ребята, посмотрите на нашу именинницу. Не кажется ли вам, что глазки у Кати повеселели? Ей очень нравится наша идея с чаепитием, и то что вы помогаете ей.Дети смотрят на куклу и соглашаются с воспитателем.Далее ребята, вместе с воспитателем отправляются в противоположную часть группы, где оборудован магазинный прилавок. На прилавке лежат детские счеты.Вос- ль:- Вот мы и пришли в магазин, но что то никого не видно за прилавком. Где же продавец?Предположения ребят:- Продавец вышел, заболел и т.д.Вос- ль:- Ой, а что же делать, как нам быть? Ведь Катя ждет нас с угощениями?Ответы детей:- Можно выбрать кого то из нас.Вос- ль:- Правильно, можно выбрать кого то из нас. Ребята, если вы не против, то можно я буду продавцом, я так давно об этом мечтала?Дети соглашаются, воспитатель одевает халат продавца и становиться за прилавок.Вос- ль(продавец):- Добро пожаловать в наш магазин! Чем я могу быть вам полезной!Дети:- У куклы Кати день рождения, мы помогаем ей готовиться к чаепитию! Нас послали в магазин за угощениями.Вос- ль ( продавец):- Вам очень повезло! Сегодня в наш магазин привезли очень много различных сладостей! Скажите, кто из друзей придет поздравить Катю?Дети:- Зайка, Мишка, Лунтик и кукла Соня!Воспитатель, при перечислении гостей детьми, отсчитывает их количество на счетах.Вос- ль(продавец):- Значит гостей будет четверо. А что же любят гости.Дети:- Зайчик любит морковку, Мишка очень любит мед, Лунтик – земляничное варенье, а кукла Соня очень любит шоколадные птрожные.Вос- ль ( продавец):- Вы знаете ребята, морковки в нашем магазине нет, но зато можно приобрести очень вкусный морковный кекс! Я думаю, Зайка не откажется от такого угощения. А для Мишки можете приобрести очень вкусный липовый мед. Лунтик наверное не откажется от душистого земляничного варенья. Ну а для куклы Сони возьмите самое свежее шоколадное пирожное. Ну а для самой именинницы я бы вам рекомендовала взять вкусный бисквитный торт со взбитыми сливками. Ну как, вы согласны?Дети отвечают положительно.Вос- ль ( продавец):- По сколько же вам нужно каждого угощения?Дети:- Нам для каждого нужно по одному угощению: один морковный кекс- для Зайки, один бочонок с медом- для Мишки, для Лунтика- одну баночку варенья, один шоколадное пирожное для куклы Сони, и один торт со взбитыми сливками – для Кати.Вос- ль (продавец):- Хорошо, я сейчас вам все красиво упакую. Ой, забыла предложить вам очень вкусные конфеты, шоколадные, с орешками. Мне кажется конфеты любят все, и гости куклы Кати то же не откажутся?Дети:- Мы согласны, давайте нам еще конфет.Вос- ль(продавец):- Я думаю, что каждому из гостей и кукле Кате будет достаточно по одной конфете?Дети соглашаются.Вос- ль(продавец):- Сколько же вам нужно конфет?Дети считают и отвечают:- Пять конфет.Вос- ль:- Я вам все упаковала, что вы просили, держите пакеты. Ребята, наш магазин, только сегодня работает не за деньги, а за вежливые слова!Дети:- Большое спасибо!Вос- ль(продавец):- Пожалуйста, будем видеть вас снова в нашем магазине.Дети забирают угощения и (вместе с воспитателем) присоединяются к ребятам, которые помогали кукле накрывать на стол.Вос- ль:- Ребята, как красиво вы накрыли праздничный стол, ничего не забыли. Осталось только поставить именинный торт, и разложить остальные угощения. Как вы думаете, ребята, куда лучше всего поставить торт? Дети:- Торт лучше поставить по середине стола.Вос- ль:- Да, если торт будет стоять по середине стола, то его будет удобно раскладывать, а еще Кате будет удобно задувать свечи. Дети, вместе с воспитателем, раскладывают угощения по тарелочкам.Вос- ль:- Ну вот все и готово к празднованию Катиного дня рождения, и гости уже подошли, давайте поможем Кате встретить гостей, и рассадить их за столом.Дети, вместе с воспитателем помогают кукле Кате встречать гостей и принимать подарки.Вос- ль:- Ой ребята, посмотрите какие подарки принесли гости: Мишка принес шишки. Оля, сколько Мишка, в подарок Кате, принес шишек?Оля:- Мишка принес две шишки.Вос- ль:- Митя, а сколько Зайка подарил цветочков Кате?Митя:- Зайка принес три цветочка.Вос- ль:- Толик, а что же дарит Кате Лунтик?Толик:- Лунтик дарит земляничку.Вос- ль:- А сколько же земляничек?Толик:- Четыре землянички.Вос -ль:- Посмотрите, ребята, какую красивую открытку дарит своей подружке кукла Соня. Ну вот мы помогли Кате с подарками, давайте поможем посадить гостей за стол, и угостим гостей ароматным чаем со сладостями.Ребята рассаживают гостей за стол, и вдруг обнаруживается, что кукле Кате не хватает стульчика, чашки, блюдца и ложечки.Вос- ль:- Ой, ребята, а как же так получилось, что Кате не хватило стульчика, чашки, блюдца и ложечки?Дети:- Мы считали гостей, а Катю забыли посчитать.Вос- ль:- Нужно как то исправлять ситуацию, но как?Дети:- Нужно поставить еще один стул, одну чашку, одно блюдце и одну ложечку.Вос- ль:- По сколько предметов, ребята, вы поставили с начала?Дети:- По четыре.Вос- ль:- А по сколько нужно было поставить!Дети:- По пять.Вос- ль:- Толик, принеси еще один стул, а Варя и Диана принесут еще одну чашку, одно блюдце, одну ложечку.Дети «исправляют» ситуацию.Вос- ль:- Ну вот теперь все готово и всем всего хватает, можно приступать к празднованию дня рождения. Давайте все вместе поздравим Катю!Дети и воспитатель:- С днем рождения, Катя! Дальнейшее развитие сюжета и содержания игры. Если игра детям нравится, вызывает радостные эмоции, то они продолжают ее самостоятельно, по своему желанию. Можно увеличивать «ассортимент» угощений, а так же увеличить количество угощений для каждого гостя. Можно «приготовить» угощения самим, не покупать их в магазине и т.д. Результативность игры. Игра «День рождения куклы Кати» показывает, что ребенок обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, и в названии конечного результата. Заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета.