«Взаимодействие с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Взаимодействие с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Автор: Шубенкова Дарья Юрьевна

Организация работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУОсновными причинами плохой адаптации детей можно назвать: *слабую педагогическую компетентность родителей воспитанников, *слабое взаимодействие педагогов и родителей со специалистами (врачом, психологом и пр.),* недостаточную ориентированность воспитателя на создание положительного эмоционального фона в группе,* недостаточный учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей.В раннем возрасте у ребенка возникает ряд новообразований, касаемых личностной и познавательной сфер развития психики. Именно на учет этих особенностей я опиралась в процессе работы. В данном возрасте активно развивается восприятие, поэтому большое количество приемов работы с детьми касается именно сферы восприятия, так в первые дни в ДОУ, я активно использую прием отвлекания (это игры и игрушки с шумовым эффектом, музыкальные игрушки, куклы би-ба-бо и др.) Дети хорошо реагируют на голос (его тембр, силу), цвет, свет. Все эти особенности можно и нужно использовать в работе. Я активно использую музыкальные инструменты, яркие картинки, «играем» со светом. (Например игры: «День – ночь», «Спрячься под платочек»).Так как в раннем возрасте идет качественное развитие мышления малыша, я считаю, что целесообразно на 2-3 году жизни отдавать предпочтение играм развивающего характера, использовать в работе сенсорные пособия и игрушки (пирамидки, игры со шнуровкой, липучкой, кубики, сенсорные куклы, развивающие сенсорные стены, игры с прищепками).В этом возрасте развивается и двигательная сфера. Большую часть времени малыш находится в движении. Для того чтобы движение приносило радость, организации двигательного режима детей отводится особое место. Я включила в свою работу не только подвижные игры средней и интенсивной степени подвижности, но и театрализованные минутки, танцевальные паузы, элементы психогимнастики, этюды.Чуть позже, когда в группу пришли практически все дети, мы внесли в план работы особый метод работы - тематические сюрпризные дни, а так же «минутки вхождения в день»: Встреча курочки и цыплят, В гости к солнышку, Лисичкина гостиная, На опушке у зайчихи, Водное путешествие и др. (Приложение). Эти приемы похожи, однако в тематические дни мероприятия проводятся в течение всего дня и их использовать в работе можно только тогда, когда адаптация у большего количества детей уже идет успешно, «минутки вхождения в день» целесообразно использовать в первые дни адаптации.Такие методы работы позволили одновременно решить несколько задач: установить эмоциональный контакт между воспитателем и детьми, отвлечь их от переживаний, развивать речевую и двигательную активности у детей, создать положительного эмоциональный настрой на целый день, показать родителям педагогическую компетентность.Особого развития в раннем возрасте достигает предметная деятельность, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя специфику общения детей с окружающими. Именно поэтому я уделяю большое внимание обогащению и пополнению развивающей среды. В группе развивающая среда соответствует основным задачам воспитания ребенка, способствует более благоприятной адаптации. Мы организовали в группе «уголки удивления». Каждый ребенок, приходя с утра в «уголок удивления» видел там сюрприз. «Сюрпризный момент» я меняла сначала ежедневно, а затем, по мере привыкания ребенка к группе, многие персонажи «уголка удивления» оставались в группе и становились ежедневными спутниками детей. Так произошло с говорящим мышонком, заводным поездом, мобильным телефончиком, музыкальной куклой, металлофоном и др. Развивающая предметная среда в группе продумана в цвете, в доступности, в разнообразии и сменяемости материала. Игрушки периодически меняем на другие, убирая первые на 2-3 недели. Каждая игрушка у нас в группе представлена в нескольких экземплярах (3 трактора, 3 одинаковые куклы, 5 пирамидок, 5 машинок и т.д.)В этом возрасте появляются первые устойчивые качества личности (формируется характер, способности, моральные и эмоциональные качества, самооценка).Важнейшей характеристикой данного возраста является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Эмоции малыша и формирующиеся в это время чувства еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствие с ситуацией. В связи с этой особенностью, я предпочтительнее в разговоре с ребенком придерживалась мягкого, спокойного стиля общения. В налаживании доверительного общения мне помогают куклы для любования, мягкие игрушки, перевоплощения воспитателя в сказочного персонажа. Представление ребенка о себе, его самооценка в этом возрасте абсолютно тождественна той оценке, которую дают ему окружающие взрослые. В период адаптации к детскому саду, я бережно отношусь к любым проявлениям эмоциональности малыша. Стабильное ровное отношение к выпадам и плачу ребенка, желание заинтересовать его, внимательное отношение, ласковые слова – залог скорого успешного налаживания контакта с воспитателем.В группе есть стенд «Страна настроения». После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют настроение сказочных героев на стенде и рядом с их изображением выкладывают свои фотографии. В последствии детям ежедневно предлагается отметить на стенде свое настроение. Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Если ребенок выбрал грустного персонажа, можно осторожно узнать – почему, чего он боится, отчего ему грустно. Такой анализ помогает разобраться в причинах переживания ребенка и по-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни. Оценивая настроение и состояние коллектива, можно проследить за развитием настроения каждого ребенка. Наши детки еще маленькие, но уже с ними можно использовать некоторые психоэмоциональные технологии. 1. Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. 2. Психогимнастика – это курс специальных игр, этюдов, упражнений, направленных на развитие и выявление различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с детьми в период адаптации, с целью психофизической разрядки. В психогимнастику могут входить:- Мимические и пантомимические этюды, направленные на изображение отдельных эмоциональных состояний (мишка загрустил, кукла плачет, зайка смеется);- Этюды и игры на выражение отдельных качеств, характера и эмоций (Ослик разозлился);- Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом (Поможем Маше успокоиться).- психомышечная тренировка, направленная на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения. (ляжем на коврик и позагораем на солнышке - расслабление, попрыгаем высоко, как зайки- снятие двигательных зажимов).3. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться (Превратимся в легких птичек и полетаем). Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют. 4. Минутки вхождения в день. Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь[11,30].Несмотря на важность двух вышесказанных принципов (учет особенностей развития и ориентация на развитие личности) я учитываю и другие принципы работы с детьми раннего возраста, которые только в совокупности приведут к желаемой цели – легкая адаптация к детскому саду и гармоничное всестороннее развитие малыша.Развитие – это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового, это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых желаний, способностей, интересов и побуждений к действию. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию что-то делает. Поэтому одним из важнейших принципов работы с детьми раннего возраста является – принцип деятельности, в которой формируются мотивационная сфера ребенка (его желания что-то делать, интересы и пр.) и его практические возможности (умения и способы действия). Например, если ребенок любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми (Игра «Построим вместе с воспитателем гараж для машины», «Построим стульчик для Мишки», «Смастерим кроватку для куклы Маши» и пр.), у него в этой деятельности развивается и речь, и восприятие, и моторика.Большое значение в работе я придаю развивающим играм с детьми. Игра детей в группе раннего возраста требует грамотного участия взрослого, я не только передаю им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражаю их интересом к деятельности», стимулирую и поддерживаю их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с действиями других людей, детей, приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому, принцип опоры на игровые методы воспитания так же важен в организации комплексной работы с детьми в период адаптации к детскому саду. Игра для малыша становится важным способом познания мира и способом реализации, но кроме этого нужно отметить терапевтический эффект игры, она может успокаивать, снимать напряжение, мышечную зажатость. В период адаптации я провожу игры с водой, с использованием манипуляций с песком и других сыпучих веществ (можно использовать муку, манную крупу, сахарный песок). Для этого в нашей группе есть все необходимое оборудование: тазики, ведерки, плавающие игрушки, кораблики, клеенчатые фартучки и пр.В своей работе я опираюсь на индивидуальный подход к каждому ребенку. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. Я использовала в период адаптации следующие игры: «Собирание сокровищ» (Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребёнком сокровища (камешки, веточки, стручки, листья и т.д.) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины), «Кто в кулачке?» (Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читаю стишок и вместе с ребенком выполняю движения. Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)«Игра с кистями рук». Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя». Складываю пальцы каждой руки колечком и прикладываю к глазам, изображая бинокль. Рисуем пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводим сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучим кулаком о кулак, хлопаем в ладоши. Чередуя такие действия, я создавала определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.Использование нижеприведенных игр не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку. «Покатаемся на лошадке». Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени). Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко. «Подуй на шарик, подуй на вертушку». Материал. Воздушный шарик, вертушка. Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.Много времени и сил приходится уделять формированию у детей навыков самообслуживания. Детей, которые не умеют что-то делать, я терпеливо учу, одновременно помогая им. Ребёнок должен чувствовать, что я учу его для того, чтобы он мог всё делать сам, как большой. Я стараюсь, чтобы каждое прикосновение моих рук было приятным ему. Одеваю, кормлю, учу правильному приёму пищи, причёсываю детей всегда ласково и при этом разговариваю с ребёнком. Постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у малышей просто необходимо. Я хвалю их за любое достижение, ребёнок постоянно должен чувствовать, что я радуюсь его успехам. С родителями нахожу возможность при ребёнке обсудить его успехи и достижения. Не боюсь перехвалить! Если похвала за дело – она пойдёт только на пользу. Малышам она даёт уверенность в моей любви, в своих силах, помогает преодолеть трудности, побуждает делать что-то самим. В закреплении детьми навыков самообслуживания большое месте принадлежит игре (Приложение).Чтобы сгладить неблагоприятные факторы адаптации я создаю в группе особую комфортную предметно-развивающую среду.Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от нас, воспитателей от умения создать благоприятную атмосферу в группе, атмосферу тепла и уюта, благожелательности. Если ребёнок почувствует с первых дней это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт его адаптация. Я приложила все усилия для того, чтобы детям в нашей группе было комфортно и удобно находится. В нашей группе есть самая разнообразная детская мебель и разнообразные игрушки. Для удобства организации разнообразной деятельности детей, я выделила в групповой комнате несколько уголков.*В группе есть спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей 2-3 лет в движении. Спортивный уголок оснащён яркими разноцветными мячами различного размера, мягконабивными кубами, (через них дети переступают или перепрыгивают). Любят малыши раскладывать дорожки с различными покрытиями со «ступеньками», с «пробочками» и весело шагать по ним, любят играть в серсо, кольцеброс, пролезать в воротики, участвовать в подвижных играх. Стоит в спортивном уголке тумбочка с разноцветными корзинами, в которых лежит различный спортивный инвентарь (цветные ленточки, трубочки, мягкие палочки, платочки, погремушк), все эти предметы дети с удовольствием вынимают из ярких корзин, которые привлекают внимание детей. Спортивный уголок не только радует малышей, но и помогает им укреплять физическое и эмоциональное здоровье. У детей всегда есть желание заниматься в этом уголке.Малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет.* Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникает потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии на листе бумаги. Изобразительная деятельность для ребёнка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства.* Умиротворяюще действует на детей созданный в группе уголок для игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом такие игры легко организовать на улице, а вот осеннее - зимнее время в уголке с песком и водой проводятся разнообразные и увлекательные игры для детей. Здесь имеются различные формочки, сита, воронки, ложки, совочки, ведёрки для игры с песком. В воде дети могут купать резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать её струей, пускать по воде кораблики и т.д.* Есть у нас в группе и уголок театрализованной деятельности. Здесь стоит красивая ширма для показа деткам, р.н. сказок, игрушки серии «би - ба - бо» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, петушок, колобок и др.), оформлены красивые коробки, где лежат плоскостные фигуры персонажей из сказок «Репка»; «Курочка ряба»; «Колобок»; «Гуси - лебеди», (для показа на фланелеграфе). Есть сказочные персонажи для пальчикового театра, которые малыши очень любят сами одевать и показывать знакомые им сказки.* Художественно - речевой уголок привлекает ребят различными яркими книжками, здесь есть и потешки и русские народные сказки и «книжки - малышки» и иллюстрации времена года о которых я говорю с малышами. Все книги с яркими иллюстрациями, они вызывают у малышей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер. Дети очень любят не только слушать чтение книжек воспитателем, но и просматривать книжечки сами.* Никогда нам не бывает скучно в Музыкальном уголке. Малыши с удовольствием гремят погремушками, шумелочками и маракасами, сделанными из киндер-сюрпризов». Играют так же на металлофоне, деревянных ложках, гитаре, гармошке, бубнах. Мальчики особенно любят музыкальные рули и гитары.* В своей группе обновила «Уголок сенсорного развития детей», ведь сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основной познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Я поняла, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершено ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.Основу этого уголка составляет стол состоящий из трёх отделов. В каждом отделе собран материал, который помогает расширять представления малышей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов. В среднем отделе стола, я разместила игры с разноцветными шнурочками; «Молниями»; пуговичками; липучками; (деревья, домики, бабочки, сапожки и т.д.) В этом уголке есть и напольный сенсорный материал, с которым дети любят играть сидя на коврике (мягкие цветные кубы, и разборные с вкладышами цветные кубы.)[12,14,26]Я считаю, что в период адаптации детям должно быть интересно в детском саду, а сенсорные пособия (пирамидки, кубики, мозаики и пр.) лучше отвлекут ребенка от грустных мыслей. Я собираюсь продолжить работу по обогащению и дополнению сенсорного уголка дидактическими играми для совершенствования навыков обращения с определенными предметами, обучения культуре общения с игрушками и со сверстниками.* В нашей группе сравнительно большая площадь отводиться для игр с крупной, кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками. Есть в групповой комнате и зона для сюжетных игр детей. Мы играем в В сюж./ролевые игры «Дом»; «Парикмахерская»; «Больница»; «Магазин», в этих играх дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.Игровой материал в этих зонах систематически обновляю и усложняю. Подбор игрушек в игровых зонах имеет немаловажное значение. Куклы разного размера (большие, средние, маленькие) есть такие, которых удобно заворачивать, укладывать спать, кормить, игрушечная посуда для игры крупного размера. Есть кукольная мебель, машины, конструкторы, все прочное, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, в тележку, но и сесть сам.Работа по адаптации детей строится во взаимосвязи многих специалистов детского сада: медицинской сестры, музыкального руководителя, педагога - психолога, методиста, воспитателя, а так же взаимодействие должно плотно касаться семьи, семейных установок и взаимоотношений взрослых членов семьи с ребенком. Первый опыт взаимного общения со взрослыми, ребенок получает в семье, поэтому в период адаптации родители (или законные представители) становятся для малыша проводниками в новый мир чувств и переживаний. Оттого, какова позиция родителя по отношению к детскому саду, зависит успешность процесса адаптации. Задача родителей подробно заранее рассказать ребенку о детском саде (возможно посещение детей детского сада на прогулке, обсуждение увиденного: чем занимались, сколько детей, какой воспитатель, что говорил, чему учил и пр.), чтобы у малыша сложилось собственное положительное представление о нем. В первые дни посещения детского сада мама и (или) папа моего воспитанника находятся с ребенком вместе в нашей группе, они становятся равноправными участниками педагогического процесса, участвуют в умывании, кормлении, играх и пр. Спустя 2-3 дня, при нормальной адаптации, малыш может оставаться в группе на некоторое время без родителей. Время и продолжительность пребывания в детском саду подбираются индивидуально каждому ребенку.Следующей, не менее важной рекомендацией родителям, которую я даю, можно назвать – неакцентирование внимания на посещении детского сада, как событии. Важно, чтобы поход в детский сад ассоциировался у ребенка с походом в гости к близким людям, которые его ждут, и рады его видеть. Родители в первые дни должны постараться вести себя так, как будто ничего особенного не происходит, они просто испытывают гордость за своего ребенка, за то, что он стал большим, самостоятельным и может посещать детский сад.Каждый родитель должен знать, что в динамике адаптационного процесса выделяют 3 обязательные стадии поведения малыша:стадию тревоги,стадию сопротивления,стадию стабилизации либо истощения.Я рассказываю родителям, что длительность каждой стадии индивидуальна и напрямую зависит от позиции родителя. Работа с родителями начинается задолго до прихода детей в детский сад и продолжается на протяжении всего периода адаптации. Основные формы работы с родителями:Я использовала следующие формы работы с родителями:1. Беседы. Приходя в ДОУ с направлением каждый родитель приглашался на беседу с воспитателем группы, в ходе которой узнавал о режиме дня в детском саду, об особенностях адаптации ребенка данного возраста. В первый же день посещения родителями ДОУ, предлагается пройти по ДОУ и познакомится с сотрудниками детского сада, группы (воспитателем и помощником воспитателя), осмотреть группу, условия пребывания малышей.2. Консультации. Каждый родитель получал информацию о возможных трудностях в период адаптации, изменении поведения малыша, возможных негативных реакциях (крики, плач, демонстративность, агрессивность) и о способах решения данных проблем (разнообразные памятки - Приложение).3. Родительское собрание (Приложение).4. Анкетирование. Работа с родителями носит диагностический характер, им предлагается заполнить анкеты, состоящие из вопросов, касающихся привычек, особенностей, настроения, характера ребенка, его степени социализации, общительности, развитии навыков самообслуживания. Данные анкет изучаю, такой прием помогает выявить индивидуально - психологические особенности ребенка, выявить факторы риска, особенности семейного воспитания (Приложение).4. Индивидуальная работа. Дальнейшая работа с родителями зависит от прохождения адаптации у ребенка. Если адаптация успешна, то в последующем работа с семьей будет просветительской. В случае тяжелой адаптации или дезадаптации к работе воспитателя, подключаются медицинские специалисты и психолог (коррекционные занятия с детьми, консультации с родителями). Для того чтобы совместная деятельность с родителями дала хорошие результаты, мною был составлен план мероприятий, включающий мероприятия, которые позволили выявить отношение родителей к своему ребенку, их педагогическую грамотность, а также донести до их сознания то, что именно родители в первую очередь несут ответственность за течение адаптации. В родительском уголке я поместила статьи «Помощь маленькому ребенку в процессе адаптации», «Адаптация ребенка и мамы к детскому саду», «Правила для заботливых родителей».Результативно прошло и родительское собрание, посвященное вопросам адаптации детей к детскому саду. На нем мы рассмотрели вопросы помощи в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов, желаний и потребностей детей, вопрос о формирование у родителей представлений о жизнедеятельности ребенка в ДОУ, о помощи родителей в более легкой адаптации ребенка к ДОУ.В работе с родителями по воспитанию их педагогической культуры мною так же была запланирована и организована встреча с психологом. Цель встречи – помочь родителям в решении важных вопросов по профилактике нарушений поведения ребенка и помощь в их коррекции в семье.