Павел Петрович Бажов Сказка «Серебряное копытце» УМК «Школа России» 4 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Павел Петрович Бажов Сказка «Серебряное копытце» УМК «Школа России» 4 класс
Автор: Чагаева Рита Руслановна
Методическая разработка открытого урокапо литературному чтениюна тему:Павел Петрович БажовСказка «Серебряное копытце»УМК «Школа России»4 классПодготовила:учитель начальных классовЧагаева Рита РуслановнаПояснительная запискаНачальная школа – это, прежде всего, творческий труд учителя. И посвящен этот труд миру детства.Согласно рабочей программе по литературному чтению, тема «Серебряное копытце» - это четвертый урок в разделе «Литературные сказки», на изучение которой отводиться 7 часов. Тип урока был выбран – урок обобщения и систематизации знаний, с применением групповых и тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения. При планировании данного урока мною были учтены возможности, психологические и возрастные особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока. Урок сопровождается презентацией.Целесообразность использования медиапрезентации на уроке:Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов мультипликации, анимации и звукового сопровождения.Формирование информационной культуры и компетентности школьников.Создание необходимого эмоционального фона.Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.Практика показывает, что проведённый таким образом урок легко достигает поставленных задач.4АУМК:«Школа России»Тема урока:Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»Время реализации урока:45 минутТип урока:Урок обобщения и систематизации знанийОрганизация работы на уроке:фронтальная, групповая, индивидуальная.Педагогические технологии:Групповые технологииТехнология проблемного обученияТестовые технологииЦель урока:продолжить работу над изучением сказа П.П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков.- Создать условия:а) для формирования умения формулировать обобщенные выводы по прочитанному произведению;б) для реализации планируемых результатов:продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”; совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие «сказа» как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; определить ценные качества личности.Планируемые достижения:Уметь:- анализировать художественные произведения;- уметь выразительно читать, работать с текстом;- уметь характеризовать героев и их поступки;- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;- анализировать, обобщать, самостоятельно создавать способы решения поставленных задач;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;- задавать вопросы, отвечать на вопросы, строить устные высказывания- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизниФормирование УУД:Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.способствовать развитию• интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста);Навыков чтения по ролям, умению характеризовать поступки героев; развивать у учащихся мышление, фантазию, воображение.• коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);• организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, чувство взаимопонимания друг к другу, к животным, к природе.Оборудование урока:Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 1 часть, презентации на тему: «Творчество П.П. Бажова», Сказ «Серебряное копытце», картинки с изображением главных героев: Коковани, Даренки, портрет П.П. Бажова, аудиозаписи и иллюстрации для инсценировки сказки, конверты с заданиями, таблица-план: знаю, хочу узнать, узнал; камни-хризолиты для самооценки, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.План и временная реализация урока:ЭТАПЫ УРОКАВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ1. Организационный момент3 мин2. Актуализация опорных знаний5 мин3. Постановка цели и задач урока4 мин4. Применение знаний и умений в новой ситуации10 мин5. Физ. минутка2 мин6. Обобщение и систематизация знаний5 мин7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция10 мин8. Итог (рефлексия учебной деятельности)6 минСписок использованной литературы:-Литературное чтение, Л.Ф. Климанова: Учебник: 2 класс: В 2 ч.- Интернет ресурс - - Интернет ресурс - zavuch.infoПриложение:В приложении представлена презентация к урокуФормируемыеУУД1. Организационный момент (3 мин)Цель:- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.Начинается урок,Постарайтесь всё понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь оценку «пять»!- Ребята, какое у вас сейчас настроение?- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок.Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правилаЛичностные: Самоопределение(мотивация учения)Коммуникативные:учебное сотрудничество с учителем и сверстниками2. Актуализация опорных знаний(5 мин)Цель:- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала:наблюдения, сравнения, аналогии;организовать актуализацию умений работать с текстомЕле шорохом шурша,В класс заходит тишина.Тихо, тихо, чуть дыша,Входит сказка не спеша.Сказы Бажова живут на свете,Сказы Бажова любят дети.Они помогают нам понять,Как в этой жизни умелым стать.Мастером быть Золотые руки,Чашу из камня творить без скуки,Работой сердца людей покорить,Хозяйки горы похвалу заслужить.Чудный мир уральских сказов вам откроется не сразу,Нужно терпеливым быть и страну свою любить.- Назовите тему урока.Рассказывают дети, звучит фоновая музыкаПавел Петрович Бажов «Серебряное копытце»урок обобщения и систематизации знанийНа доскеКоммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.3. Постановка цели и задач урока(4 мин)Цель:- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;- уточнение и согласование темы урока;- определение средства (алгоритм);- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?продолжить работу над изучением сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков, т.е. работа по тексту сказки.Сегодня мы обобщим основные мысли автора произведения, выясним, чему учит это произведение.У вас на столах есть оценочные листы.- Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу:- Что вы уже знаете на тему – Сказ «Серебряное копытце?»- Что бы вы хотели узнать?- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы.Итак, сегодня на уроке мы работаем по плану:1. Биография П.П. Бажова.2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказа.3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказа.4. Инсценировка сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».5. Контроль знаний, умений и навыков с применением тестирования.6. Выводы по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце».Продолжить работу над изучением сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков, т.е. работа по тексту сказки.На доскеПлан на доскеРегулятивные УУД:Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).Планирование (определение последовательности промежуточных целей).Прогнозирование.Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).4. Применение знаний и умений в новой ситуации(10 мин)Цель: закрепить полученные знания детей посредством выполнения различных заданий.Работа с портретом писателя.Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.К какому жанру относится «Серебряное копытце?»Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.Вывод учителя: Да в сказах Бажова встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка.- Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову. Итак, работаем по плану:Биография П.П. Бажова.(презентация)Дети анализируютРегулятивные УУД:планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;Познавательные: устанавливать аналогии; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме,Коммуникативные:работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;Личностные:представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;5. Физ. минутка.(2 мин)Цель:переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы;Музыкальная презентацияУчащиеся под музыку выполняют движения, чтобы снять усталость.6. Обобщение и систематизация знаний(5 мин)Цель:- организовать закрепление знаний;2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказа.- Напомните мне, как звали главных героев сказки? (Дед Кокованя и девочка Даренка).Давайте теперь вспомним, как познакомились дедушка Кокованя и Даренка.-Почему дед назвал сиротку «Подаренкой»? На какое слово похоже слово подаренка? (Подарок, дар).-Какой же подарок хотел получить одинокий старик? (Внучку).-Конечно, ведь он давно уже жил одиноко, а внучка ему и помощницей будет и утешением.-Вот, ребята! Сиротку зовут Даренка (Дарья, Даша). Даренка - ДАР. Как будто послана она деду была, как подарок.-А как вы думаете, почему Даренка пошла жить к Коковане? (Он добрый, и чудесного козлика посмотреть хочет).После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.-Вспомните, а чем занимается старик? (Он охотник.)-А не застрелит он чудесного козлика? (Нет, он посмотрит на него и опустит).-Да, ребята, он чудо увидеть хочет.-Ребята, а разве взрослые люди верят в чудеса? (Все верят в чудеса и все их ждут).-Но не всем чудеса являются, сердце человека должно суметь почувствовать чудо.-А какое сердце может почувствовать чудо? (Доброе, чуткое, внимательное).Доброе и чудесное умеет заметить тот, кто сам творит добро. Доброе отзывается на добро, а сделаешь зло или обманешь кого, думаешь, что никто не заметил, а зло к тебе вернется.-А как вы думаете, Даренка умела творить добро, делала добрые дела? (Она заботилась о Коковане и о своей кошке Муренке).- К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено?Найдите отрывок и прочитайте его выразительно.Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другуУчитель. Можно сказать, что они были счастливы?Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказа- Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парахВыберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажаДарёнка, Кокованя1ВнешностьБольшой и бородатый.Махонькая, носишко пуговкой. 2Чем занимаетсяМастер сказки сказывать.В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.Охотник.Любила сказки слушать.С утра на работу уходил.Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. 3Характерупрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый 4. Инсценировка сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».Работа с пословицами- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа?Богатство не синоним счастья.Желаешь себе добра – делай добро другим.Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.Каких только чудес не бывает на свете.В благополучии человек сам себя забывает.Чёрствое сердце не знает благодарности.Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.Богатство – не синоним счастья.Желаешь себе добра – делай добро другимПлан к сказу1. Кокованя взял Дарёнку.2. Стали жить вместе и весело.3. Дарёнка просится в Полдневскую сторону.4. Долгожданная встреча.- Что в сказе было реально, а что вымысел?-Какой нравственный урок преподнёс П.П. Бажов в сказе?Бескорыстие - редкое качество человеческого характера.Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружаетДети обсуждают в паре ответы, записываютПоказ детям картинки, дети находят в текстеДети обсуждают в паре ответы, записываютУчащиеся в группах составляют характеристику Коковани и ДаренкиДети обсуждают в паре ответы, записываютПлан к сказуПознавательные:выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;Коммуникативные:работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;Личностные:представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция(10 мин)Цель:- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.Тест1) Сколько лет было Дарёнке?а) 8, б) 6, в) 7.2) Какой окраски была кошка девочки, Мурёнка?а) серая, б) белая, в) бурая.3) Из скольких веточек были рога у козлика?а) из 5, б) из 2, в) из 6.4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце?а) на левой передней, б) на правой передней, в) на правой задней.5) Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?а) 5, б) 3, в) 2.6) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосномложке?а) зелёные, б) фиолетовые, в) голубые.Учащиеся выполняют тест, затем взаимная проверка по образцу.Регулятивные УУД:Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)8. Итог(рефлексия учебной деятельности)(6 мин)Цель:- фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?– Зачем Павел Бажов написал этот сказ?- Чему учит этот сказ?- Главная мысль этого произведения?- Вам понравился сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажова?- Какую цель ставили на уроке?- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?знаюЯ хотел узнатьУзнал и научился- Ребята, у вас у каждого на парте естьДрагоценные камни с Урала. Вам нужно выбрать камешек в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, берете желтый и прикрепляете по выше. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то берете, зеленый и прикрепляете чуть ниже. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то для вас красный камень и прикрепляете его в самом низу картинки.Домашнее задание (по выбору)Выберите и запишите д/зНа «5» составьте кроссворд по сказу;На «4» пересказать сказ «Серебряное копытце»На «3» нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся отрывку;- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!- Ребята, какое настроение у вас в конце урока?На этом прерываем о девочке рассказ,Примером поучительным пусть станет он для вас.По жизни, что бы счастье вы могли поймать,Сердечной добротой нужно обладать.О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.А) Человек должен любить животных.Б) Очень важно быть скромным.В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.Какие качества людей привлекают автора?- Кому открываться сокровища земли?О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.Организация фиксирования нового знанияОбъяснение домашнего заданияВыставление оценокРегулятивныеУУД:Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)Дополнительные задания:На уроке мы сегодня сказ _____________ прочиталиО ______________ мы узнали.Как Кокованя Дарёнку ___________________В ________ и __________ её воспитал.В чудо верили они.___________ мечтали.И __________ увидали.Сказы Бажова быстрей ты ___________,Умные мысли в них ты ___________Может быть, станешь ____________ и _____________Может быть, станет в мире ___________________!.