"Формирование умственной активности дошкольников через творческое конструирование".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование умственной активности дошкольников через творческое конструирование".
Автор: Бавина Кристина Валерьевна
Формирование умственной активности дошкольников через творческое конструирование.Бавина К.В., воспитатель, МБДОУ детский сад № 14 «Сказка».Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование.Конструирование имеет большое значение для умственного развития ребёнка и его обучения в школе. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение.Конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Система формирования творческого конструирования включает в себя как самодеятельность детей, так и решение предъявляемых им задач различного типа (на воспроизведение образца, на создание замысла по теме, проблемных и др.).Дети дошкольного возраста могут «изобретать» приёмы, на основе уже имеющегося у них опыта, приобретённого в процессе подражания взрослым. Поэтому использование образцов и задач на их воспроизведение и преобразование необходимо для формирования у детей таких знаний и умений, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщённый характер и станут исходной позицией для развития творчества.Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.Детское конструирование необходимо развивать, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Конструктивная деятельность связана не только с пространственным мышлением, но и благотворно влияет на всестороннее развитие дошкольников ,в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание, способствуя их развитию.Литература:1 .Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.2.Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.3.Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.4.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966. - 387 с