«МАРШРУТЫ ПОЗНАНИЯ».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «МАРШРУТЫ ПОЗНАНИЯ».
Автор: Артеменко И.Г., Боровских Е.В., Ишкина Е.Н., Платонова Т.Г.

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОН КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НОВОКУЙБЫШЕВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
МАРШРУТЫ ПОЗНАНИЯ
Возраст обучающихся – 11-12 лет
Срок реализации – 6 месяцев
Авторы-составители:
Учитель-логопед Артеменко И.Г.
Педагог-психолог Боровских Е.В.
Учитель-логопед Ишкина Е.Н.
Учитель-дефектолог Платонова Т.Г.
Пояснительная записка.
Настоящая Программа Маршруты познания (далее – Программа) является дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой для детей социально-педагогической направленности и создана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и документами:
Федеральным Законом Об образовании в Российской Федерации;
Федеральный государственный стандарта общего образования второго поколения;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
Программа направлена на формирование у детей младшего подросткового возраста базовых составляющих готовности к школьному обучению: творческих способностей, познавательных процессов, речи.
Программа рассчитана на возраст 11-12 лет (младший подростковый возраст).
В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 11-12 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Зона ближайшего развития подростков предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для развития личностных качеств и жизненно-важных умений: с одной стороны - рост интереса к себе, к своим возможностям и способностям, а с другой – открытость к помощи взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений. Новые федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС) выдвинули в качестве главных результатов образования не только предметные, но и личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Новизна и актуальность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.
Количественный состав группы обучающихся: группа 4-6 человек.
Форма реализации Программы – очная.
Продолжительность 1 занятия (академического часа) – 45 минут.
Режим занятий – 2 занятия в неделю.
Теоретическая часть Программы представляет собой объяснение педагога, предъявление инструкции и занимает 5-6 минут на каждом занятии, т.е. 0,2 времени, отведенного на занятие.
Объем Программы – 48 часов.
Срок реализации Программы – 6 месяцев.
1.2. Цель и задачи реализации Программы:
Цель программы:
обеспечить психологическое, психическое и физическое развитие подростка психолого-медико-педагогическими средствами.
Задачи:
1) Развитие коммуникативных и познавательных способностей:
- способность логически воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию,
- навыки творческого мышления,
- развитие речи как основы логического мышления.
2) Формирование регулятивных способностей:
- способность ставить цель, составлять план действий, выбирать оптимальные способы и средства достижения цели,
- способность осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий;
- умение разумно распределять собственное время и силы,
- способность регулировать свое эмоциональное состояние
-способность противостоять агрессивным воздействиям социума, психологическая устойчивость
3) Формирование здорового образа жизни как основы жизнедеятельности:
-использование здоровьесберегающих технологий в учебной и познавательной деятельности;
- формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- способность противостоять вредным привычкам и вредным воздействиям.
Режим реализации Программы предусматривает проведение двух занятий еженедельно, 1 занятие в день.
Количество учебных недель – 24. Количество учебных дней – 48
Продолжительность каникул – каникулы не предусмотрены.
День проведения занятий определяется по согласованию с родителями обучающихся.
1.3. Планируемые результаты реализации Программы:
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы основы познавательных, регулятивных универсальных учебных действий.
Коммуникативные и познавательные способности
Обучающийся сможет:
• сформулировать идею и ее реализовать в познавательной деятельности;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
Регулятивные способности
Обучающийся сможет:
• ставить цели, планировать пути достижения целей и принимать решения в проблемной ситуации,
• использовать приемы саморегуляции в проблемной ситуации,
• самостоятельно контролировать своё время,
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Оценка эффективности реализации Программы и степени достижения обучающимися ожидаемых результатов осуществляется посредством тестирования. Тестирование обучающихся в доступной форме осуществляется на первом и итоговом занятии по каждому разделу Программы. Кроме того, для оценки развития психолого-педагогической компетентности проводится анкетирование родителей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся.
1.4. Учебно-тематический план Программы
Учебно-тематический план работы учителей-логопедов по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку, по преодолению нарушений устной и письменной речи в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МАРШРУТЫ ПОЗНАНИЯ
* академических часов
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов*
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Развитие коммуникативных и познавательных способностей
20
4
16
Тестирование
Анкетирование родителей (законных представителей)
Педагогическая диагностика. Вводное занятие Знакомство
1
0,2
0,8
1.2.
Язык и общение
1
0,2
0,8
1.3.
Повторение – мать учения!
(повторение изученного в 1-4 классах).
1
0,2
0,8
1.4.
Культура речи.
Синтаксис. Пунктуация.
1
0,2
0,8
1.5.
Культура речи. Фонетика.
1
0,2
0,8
1.6.
Культура речи. Лексика и фразеология.
1
0,2
0,8
1.7.
Культура речи. Морфемика и орфография
2
0,4
1,6
1.8.
Культура речи.
Морфология и орфография.
2
0,4
1,6
1.9.
Зачем и как мы говорим? Итоговое занятие
1
0,2
0,8
Список использованной литературы.
Волкова Г.Л. Методика обследования нарушений речи у детей.-
СПб.: РГПУ им А.И.Герцена, 1993.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие/Калининградский университет. – Калининград, 2000.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.. Обучение жизненно важным навыкам. / Н.П.Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М.Шурухт.- Санкт-Петербург: Образование - Культура,2002.
Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод.пособие – М.: Глобус, 2006
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.
Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина Н.К. Сделай себя сам / Г.К.Селевко, Н.К.Тихомирова, О.Г.Левина.- М.: Народное образование. 2001.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
3