"Использование игр в семье для формирования элементарных математических представлений"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование игр в семье для формирования элементарных математических представлений"
Автор: Яцевич Анна Викторовна


Использование игр в семье
для развития элементарных математических представлений
Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития ребёнка, успешность продвижения ребѐнка в этой области знаний - Л. А. Венгер.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию.
Самым ВАЖНЫМ является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность. У них отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
В соответствии с ФГОС основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
Развитие логико-математических представлений и представлений
о математических свойствах и отношениях предметов:
о конкретных величинах, числах, геометрических фигурах.
Развитие сенсорных способов познания математических свойств и
отношений: обследование, сопоставление, группировка, разбиение.
Развитие у детей логических способов познания математических
свойств и отношений: анализ, абстрагирование, отрицание,
сравнение, обобщение, классификация, сериация.
Овладение детьми математическими способами познания
действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей:
находчивости, смекалки, догадки, сообразительности,
стремления к поиску нестандартных решений задач.
Развитие точной, аргументированной и доказательной речи,
обогащение словаря ребенка.
Направления ФЭМП в дошкольном возрасте
(математические эталоны)
КОЛИЧЕСТВО ОРИЕНТИРОВКА
И
СЧЁТ ФОРМА ВО ВРЕМЕНИ
ОРИЕНТИРОВКА ВЕЛИЧИНА
В ПРОНСТРАНСТВЕ
Счёт в дороге
Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Что происходит вокруг?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.
Игры с мячом
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко или близко?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
Счёт на кухне
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно интересные задачки развивают у детей логическое мышление, закладывают в детские головы основные математические понятия, а это чрезвычайно полезно в плане подготовки к школе.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ
Занимательные задачки на внимательность и логику
На столе горело 5 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось?
У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло ещё по 2 тонкие
ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько всего яблок висит на дубе?
В пакете находится 4 яблока. Как раздать эти яблоки четырём девочкам, чтобы
в пакете осталось одно яблоко?
Если взять лист бумаги, сложить пополам и разрезать, как показано на рисунке,
сколько листочков бумаги получится?
Сколько концов у трёх палок? А у трех с половиной палок?
ВЕСЁЛЫЕ ЛАБИРИНТЫ
ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ
Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая рука… (слева).
МАТЕМАТИКА В СТИХАХ
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино
И весёлый Чипполино.
Помоги Танюшке сосчитать игрушки.
Два цыплёнка стоят,
Два в скорлупке сидят,
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (10)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (2)
Семь дружных братьев: красный,
Оранжевый, жёлтый, зелёный.
Голубой, синий, фиолетовый.
Что это?
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки. (Ноты)
Что могут родители?
Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни.
Например, используя предметы, с которыми ребенок взаимодействует самостоятельно, конкретизировать его представления о количественных отношениях: продемонстрировать, что предметы одной группы могут быть больше или меньше друг друга, быть расположены близко или далеко друг от друга - от этого их количество не меняется.
Активизировать в играх представления ребенка о цифровой символике, привлекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер дома, квартиры, автобуса и т.д.)
Создавать условия для знакомства с денежными купюрами и монетами, с возможностью самостоятельно использовать их при оплате товара в магазине, получить сдачу.
Способствовать развитию логического мышления (анализировать, обобщать, классифицировать предметы по различным основаниям, устанавливать причинно-следственные связи)
Способствовать совершенствованию навыков счета. Предлагать ребенку пересчитать, отсчитать, продолжить пересчет от заданного числа, посчитать в обратном порядке сначала в пределах первого, а затем и второго десятка.
Привлекать детей к сравнению предметов на глаз или с помощью третьего предмета, способствовать приобретению опыта, наблюдая за использованием общепринятых эталонов или приборов для измерения (в магазине, поликлинике и др.).
Предоставлять ребенку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать, делать самостоятельные выводы. Поощрять даже минимальные успехи детей.
С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы, развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.
Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и наблюдение.
Одобрять любознательность, поддерживать инициативу ребенка в попытках найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.