«Старообрядчество в современной России»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Старообрядчество в современной России»
Автор: Свиридова Татьяна Васильевна
ЭССЕна тему: «Старообрядчество в современной России» (Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»)(контрольная работа к модулю 6)Выполнила:СВИРИДОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНАучитель начальных классов ОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕИстория религии в России уходит своими корнями в глубину веков и начинается примерно тогда же, когда и история России в целом. Уже в Древней Руси большую роль в жизни общества играли различные культы и верования. В славянском пантеоне были божества плодородия, солнца, огня, ветра и т.д. Словом, всего, что окружало жителей Древней Руси и от чего напрямую зависело их благополучие.В 988 году при правлении князя Владимира произошло крещение Руси, после которого народные традиционные религии России отошли на второй план. При поддержке власти православие начало быстро распространяться по территории страны и постепенно превратилось в официальную религию в России . На протяжении многих веков общественная и политическая жизнь страны были неразрывно связаны с религией. Во времена СССР православие оказалось под запретом, однако заменить религиозность партийностью власти так и не удалось. Сейчас религия в России снова набирает популярность. Православие: основная религия РоссииИтак, в настоящее время православие является основной религией России. Его исповедуют все славянские народы, проживающие на территории страны, а также часть крупных неславянских этнических групп (например, чуваши, мордва, коми, грузины, осетины, армяне и т.д.). К другим религиям народов России относятся католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм,ислам,а также некоторые традиционные верования, которые до сих пор распространены в некоторых этнических группах.Несмотря на то, что Конституцией РФ предусмотрена свобода вероисповедания, а также равенство всех религий, православие все-таки занимает особое место в жизни страны и общества. Многие даже называют его национальной религией России.Социологические опросы, посвященные теме вероисповедания в России, показывают, что около 76% россиян, называющих себя православными, соблюдают церковные традиции. Правда, почти каждый второй признался, что религия для него – это скорее традиция предков, чем осознанный выбор. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ДО XVII ВЕКА Церковная реформа патриарха Никона вызвала в Русской Церкви раскол. Главные приверженцы старообрядчества вплоть до семнадцатого апреля 1905 года назывались «раскольниками», однако в двадцатом веке позиция по ним смягчилась.Сам термин взялся со слов «старый обряд» и именно в этом старом обряде кроется история старообрядцев. Старообря́дчеством, древлеправосла́вием принято называть общую совокупность религиозных организаций и течений в русле православной русской традиции, которые отвергли предпринятую патриархом Никоном и правителем Алексеем Михайловичем реформу русской церкви, главной целью которой была полная унификация (приведение к единому эталону) богослужебного чина Русской православной Церкви вместе с Церковью греческой, а ещё прежде – Константинопольской Церковью.Итак, в 1653 году по поручению царя Алексея Михайловича патриарх Никон начал проводить церковную реформу, основные правила которой были таковы:1. для богослужения нужны были иконы исключительно греческого письма;2. переводились заново греческие книги и вносились определённые исправления;3. «Аллилуйя» произносилось не дважды, но трижды;4. теперь писали вместо Исус Иисус;5. во время крестного хода шли навстречу солнцу;6. поясными поклонами заменили земные;7. было введено крестное знамя тремя перстами, а ранний вариант был предан проклятию.Именно против последнего перечисленного изменения обряда и вышли люди среди которых были не только представители духовенства, но и другие (крестьяне, рабочие, стрелки и пр.). Обвиняя патриарха Никона в греческой ереси протопоп Аввакум, нетерпимый и отчасти фанатичный противник нововведений призывал всех скинуть «ярмо ереси».Однако в 1656 году Собором были отлучены от церкви все, кто придерживался старых обрядов, а Аввакум вместе со своей семьёй были сосланы за «многое бесчинство» в Тобольск. После этого Аввакум написал в своём «Житии» о многих несчастиях вызванных церковной реформой царя и Никона. В 1682 году Аввакума сожгли заживо за «поношения великие на весь царский двор».Некоторые люди же, остались при своём мнении и остались практиковать вопреки царским наказам старые формы обрядов, оставаясь уверенными в их правдивости.. СОВРЕМЕННОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВОСовременное старообрядчество не имеет единой церковно-канонической организации, но ежели взглянуть более внимательно, то старообрядцы по духу едины. Это единство выражается в преданности русской святой старине, в формировании некоего особого мировоззрения, основой которого является верность духу социально бытового уклада людей Святой Руси, преданность своему отечеству и непоколеблемая стойкость в убеждениях. Всех староверов объединяют следующие качества, которые вывел глава РПСЦ митрополит Корнилий, выступая на Всемирном Русском соборе. Он выделил те базовые ценности, которые старообрядчество сохранило в своей среде в течение трех веков:Здоровый просвещенный консерватизм. Старообрядчество обычно обвиняют в косности. Это верно, если понимать, что косность не от слова закостенелость. Оно означает медлительность. Как нам теперь не хватает этой мудрой медлительности, чтобы не бежать, запыхавшись, за каждым новым «достижением» западного прогресса. Как пророчески и злободневно звучат ныне слова протопопа Аввакума: «Ох, бедная Русь! Что это тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков».Преданность, верность святой старине. «Любовь к родному пепелищу, к отеческим гробам». Здесь все ясно без комментариев.Нелицемерный патриотизм. Вспомним, что старообрядцы верой и правдой служили Государю и входили в состав его личной охраны.Старообрядцы придерживались христианского принципа – противление злу ненасилием.Трудовая этика всегда была присуща старообрядцам.И, наконец, 6. Неоспоримая духовная ценность старообрядцев – сохраненная русскость.Чем может быть полезно России современное старообрядчество? Этот вопрос был поставлен митрополитом Корнилием на Всемирном Русском соборе. Митрополит убежден, что уникальный опыт трехсотлетнего выживания в неблагоприятных, а порой и экстремальных исторических условиях может быть востребован сегодня, учитывая необходимость противостояния вторжению чуждых начал в народное тело России. Все это, по мнению митрополита Корнилия, позволяет сделать обнадеживающий вывод: «Если русский народ не в отдельных выдающихся личностях, а в миллионах сумел явить в противостоянии чуждым влияниям свои самобытные ценности, основанные на истинно православном фундаменте, – это дает надежду на будущее».Таким образом, старообрядчество является важной частью религиозно-духовной культуры России и внесет свою лепту в сохранение бытия русского народа. ЗаключениеСтарообрядчество – это та часть культуры страны, без которой немыслимо ее подлинное возрождение, движение по особому для нашей Родины пути. Что бы ни писали и ни говорили последователи славянофилов, западников и евразийцев – Россия страна уникальная, требующая не только уважения и гордости, но и чуткого отношения и пристального изучения. Несмотря на свое чрезвычайное многообразие, старообрядцы являются носителями уникального образа жизни, уникального бытия русского человека. Кристаллизируясь долгие годы, закаляясь в постоянном противостоянии с государством и официальной православной церковью, старообрядцы даже за века гонений не сломились, не изменили себе и русской культуре СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Богданов Н.С. «Никониане» «Наука и религия» 1994 №11 Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. - М.: «Мысль». - 1979. . Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Приложение №25. . Костомаров Н.И. «Раскол» М. 1995 . Кульпин Э.С. «Истоки государства Российского от церковного собора 1503 г. до опричнины» ОНС 1997 №1 Мельников Ф.Е. «Краткая история древнеправославной церкви», 1999 г. . Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. - М.: «Мысль». – 1969 Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории» М. «Высшая школа» 1993 г. . Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. - М.: «Наука». - 1986.7. Источник: 8 .В. Г. Сенатов «Философия истории старообрядчества»