Сообщение на тему «Из опыта работы с родителями»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сообщение на тему «Из опыта работы с родителями»
Автор: Саляхова Ольга Фаритовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПЕДСОВЕТ №2Сообщение на тему «Из опыта работы с родителями» Подготовила воспитатель: Саляхова О.Ф.Ноябрь 2018«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. СухомлинскийРодители - главные воспитатели ребёнка, поэтому «воспитание детей начинать именно с родителей»: так говорил Сухомлинский.Сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, многие родители самоустранились от решения вопроса воспитания и личностного развития ребёнка.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Воспитателю важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.Именно семья с раннего возраста призвана заложить в ребёнке нравственные ценности и ориентиры на последующую жизнь.Сегодня можно выделить три группы родителей:1) Родители - помощники в воспитании и работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.2) Родители - потенциальные помощники в работе с детьми. Они будут помогать, если будут знать, как это делать.3) Родители не понимают значимости образовательной деятельности в ДОО, и вместе с тем они предъявляют большие требования к педагогу и в ДОО в целом. Достичь успеха в работе с родителями нелегко, в практике своей группы мы используем как традиционные, так и новые формы работы с родителями:
  • Одним из первых и самых важных методов является установление личностного контакта. Происходит это во время утренних и вечерних бесед, совместных мероприятий. Во время этих бесед мы рассказываем родителям в первую очередь о достижениях и успехах детей, создавая положительный образ ребенка. Когда родители чувствуют доброжелательное, заинтересованное отношение к их ребенку, тогда и проблемы воспринимаются более адекватно и решаются быстрее. Также решаются практические вопросы, передача информации и т. д. Когда возникают более доверительные отношения родителей кпедагогамродители сами просят совета, делятся проблемами, касающихся воспитания ребенка.
  • Для передачи родителям педагогических знаний используются как общие, так и индивидуальные консультации, в которых мы разговариваем на темы, интересующие отдельных родителей, или обращаем внимание родителей на конкретные вопросы, касающихся их ребенка. Интересную и полезную информацию для родителей оформляем в виде папки-передвижки.
  • Проводятся НОД с участием родителей.
  • Во время родительских собраний обсуждаем не только организационные
  • вопросы, но и интересные и полезные для родителей темы.Проводим анкетирование. На собраниях, мы выражаем благодарность мамам и папам, которые уделяют много внимания своим детям и помогают всовместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда мы им вручаем грамоты или благодарности.
  • Наверное, самыми любимыми и интересными мероприятиями для родителей и детей в детском саду являются: досуговые мероприятия и праздники. Мы стараемся привлечь родителей к подготовке и участию в праздниках, чтобы они были не только благодарными зрителями, но и активными участниками.Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
  • В старших группах мы любимходить на экскурсии, и вовлекаем в это родителей. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. 
  • Мы также сотрудничаем с родительским комитетом группы. Наши родителивсегда идут нам на встречу, приобретая необходимое оборудование, наглядные пособия, игрушки, учебные пособия, канцелярские товары и т. д. для группы, чтобы дети могли в саду не только успешно заниматься, но и интересно проводить свободное время.
  • Мы стараемся использовать не только традиционные, но и более новые формы работы с родителями: мастер-классы, группы в социальных сетях, где мы можем общаться с родителями о их детях, выставлять фотографии, конспекты занятий, различные игры по возрасту детей, советы и т. д.
  • Также в практике у нас фотовыставки, выставки, на которых родители представляют свои работы, работы сделанные совместно с детьми. Некоторые родители помогают нам в оформлении группы, создании предметно-развивающей среды, изготовлении игрушек и пособий своими руками.
  • беседы выпуск газет, оформление коллажей, тематических альбомов как групповых так и семейных, книжек-малышек в соответствии стематической неделей и близких по дате праздников. практикумы копилка Добрых дел, родительская писпользуем такие формы обращениякак: «Давайте подумаем вместе, как лучше поступить», «Можно сделать так, а вы как думаете?», «А как вы поступите?»В работе с родителями, учитывая их занятость, неактивность в жизни группы и детей, непонимания проблем ДОУ, в группе начали использовать нетрадиционную форму общения с семьёй «Родительская почта». Любой родительимеет возможность в короткой записке высказать свое мнение, предложить свои идеи,высказать пожелания по улучшению качества образования ребенкаитая почту, мы можем подготовить полный ответ напоступивший вопрос, изучить литературу, или переадресовать вопрос другому специалисту, более компетентному по данному вопросу.Значительным подспорьем в работе является создание папки, которую нам помогли изготовить родители. В ней мы храним все «добрые дела» нашихродителей - это участие в конкурсах, выставках, отмечаем помощь родителей по организации и пополнению предметно-развивающей среды вгруппе. Папка так и называется - "Копилка добрых дел"чень здорово, что всё хранится в одном месте, ведь в нее могут заглянуть и родители, и гости нашей группы.Очень гордятся «подвигами» своих родителей дети, частенько сами открывают и показывают благодарностиродителям. Также «Копилка добрых дел» является своеобразным стимулом для малоактивных родителей, продвигает их к действиям.Нередко при общении с родителямииспользуемпамятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет, не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми впредложенные игры, выполнить упражнения, обратить внимание надостижения своуделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда мы им вручаем грамоты или благодарности.Таким образомсе формы работы с родителями, используемые мною вгруппе, помогают создаватьатмосферу доверия и сотруднперспективе, использова В работе с родителями, учитывая их занятость, неактивность в жизни группы и детей, непонимания проблем ДОУ, в группе начали использовать нетрадиционную форму общения с семьёй «Родительская почта». Любой родитель имеет возможность в короткой записке высказать свое мнение, предложить свои идеи и предложения, поделиться своими мыслями, высказать пожелания по улучшению качества образования ребенка. Читая почту, мы можем подготовить полный ответ напоступивший вопрос, изучить литературу, или переадресовать вопрос другому специалисту, более компетентному по данному вопросу.детям, взаимопонимания, и надеемся увидеть в родителях первых помощников в воспитании и развитии личности ребёнка. Значительным подспорьем в работе является создание папки. В ней мы храним все «добрые дела» наших родителей - это участие в конкурсах, выставках, отмечаем помощь родителей по организации и пополнению предметно-развивающей среды в группе. Папка так и называется - "Копилка добрых дел". Очень здорово, что всё хранится в одном месте, ведь в нее могут заглянуть и родители, и гости нашей группы. Очень гордятся «подвигами» своих родителей дети, частенько сами открывают и показывают благодарности родителям. Также «Копилка добрых дел» является своеобразным стимулом для малоактивных родителей, продвигает их к действиям. Нередко при общении с родителями используем памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет, не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми впредложенные игры, выполнить упражнения, обратить внимание надостижения своего ребенка.Таким образом, все формы работы с родителями, используемые нами вгруппе, помогают создавать атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Исходя из современных потребностей родителей, мы планируем в перспективе, использовать новые формы работы с семьями воспитанников и добиться 100% охвата доверия родителей к нашей работе по отношению к детям, взаимопонимания, и надеемся увидеть в родителях первых помощников в воспитании и развитии личности ребёнка...Игры для проведения родительских собранийИгра «Связующая нить» или «Радостная песенка»Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, приветствуя его радостной песенкой: «Я очень рада, что Катя в нашей группе есть…». Следующий участник наматывает нить на палец и поет песню соседу справа.Игра «Аплодисменты» или Упражнение «Салют».Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.«Комплименты».Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.«Волшебные очки».Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому участнику, ведущий называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».Упражнение «Настроение».Участники по очереди выбирают пиктограмму с изображением своего настроения. Рассказывают о нем.Игра «Подарок по кругу»По кругу передается корзинка с мелкими сувенирами, каждый участник должен поприветствовать своего соседа справа, выразить свою радость от встречи с ним  и подарить подарок со своими пожеланиями.«Волшебный стул». Один участник садится на стул, остальные говорят ему комплименты.Игра «Попадания».С детьми заранее была проведена беседа, и ответы детей были записаны на магнитофон: Что ты любишь делать? Твое любимое блюдо? Любимая сказка? и т. д. На собрании родителям были предложены те же вопросы: Любимое блюдо вашего ребенка, любимая игра. Родители письменно давали ответы, а затем сравнивали свои ответы с ответами детей. Таким образом, родители сами делали вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.Если во время собрания необходимо дать родителям больше практического материала, то это конечно будет семинар. На семинарах с родителями обыгрывается  все, о чем говорим. Если это тема игр, то коротко познакомить с различными  видами игр и предложить  поиграть в эти игры: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», «Море волнуется», «Узнай, что изменилось?», «Смешные названия».Если тема собрания - развитие моторики. Родители  играют  с пластилином,  с крупами,  с тестом. Провести обучение  родителей пальчиковой гимнастике предложить рисовалки, обводилки и прочее.Если тема связана с развитием  речи .Предложить различные игры и упражнения на развитие речи: «Скажи наоборот», «Кузовок», «Продолжи фразу», «Я Илюша беру с собою грушу».Для пополнения родительских знаний о психологическом здоровье, об эмоциональных состояниях использую психологические игры, упражнения на саморегуляцию, на снижение психо-эмоционального напряжения.«Создание рисунка по кругу».Участники рисуют на листе бумаги рисунок. По команде, рисование прекращается, а рисунок передается соседу справа, который продолжает рисовать дальше. Так продолжается, до тех пор,  пока рисунки не обойдут круг.«Я такой же, как ты»В руках у ведущего мяч. Тот, кому он достанется, бросает его любому и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что …». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или не согласие, и обращается к другому участнику.Для установления позитивных взаимоотношений в семье, использую психологические гостиные.  Сама атмосфера гостиной настраивает на спокойный и позитивный лад. Темы, которые предлагала родителям: «Воспитание уважения к старшим», «Семейные традиции», «Дружная семья – крепкая Россия», «Воспитание добра и милосердия».На таких мероприятиях, широко используем обмен опытом семейного воспитания. У многих семей есть что-то хорошее, чем можно поделиться. И они с радостью передают опыт. Психологические гостиные чаще всего проходят за чашкой чая. Использую на таких мероприятиях и  элементы тренинга. Например:Упражнение «Удовольствие»Участникам тренинга раздают листы бумаги и предлагают написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить участникам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.В середине каждого мероприятия используем разминки.Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе. Например:Участники в кругу.- Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу.- Если вам у нас понравилось,  то похлопайте в ладоши.- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.- Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;- Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь.Пантомимическая  разминка. Игра «Найди пару»- Раздаём  вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой написано также «слон».- Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого найти пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и «издавать характерные звуки вашего животного». Другими словами все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у вас получилось.Игра «Дотронься до …».- Я буду говорить,  до чего необходимо дотронуться, а вы будете выполнять.- Дотроньтесь до того у кого светлые волосы, у кого голубые глаза, у кого есть серьги. Дотроньтесь до того, у кого есть красный цвет на платье, у кого красивая прическа…Игра «Светофор».Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:Желтый – вправо,Зеленый – вперед,Красный – назад.«Есть или нет?»Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»● Есть ли в поле светлячки?● Есть ли в море рыбки?● Есть ли крылья у теленка?● Есть ли клюв у поросенка?● Есть ли гребень у горы?● Есть ли двери у норы?● Есть ли хвост у петуха?● Есть ли ключ у скрипки?● Есть ли рифма у стиха?● Есть ли в нем ошибки?Разминка «Овощи»1 .Захотелось плакать вдруг, слёзы лить заставил....(лук)2.Набирай скорее в миску краснощёкую....(редиску)3. Отыскали наконец и зелёный....(огурец)4.Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет....(картошка)5.Завалился на бочок лежебока....(кабачок)6.Разве в огороде пусто, если там растёт....(капуста)7.Удивляет горожан темнокожий....(баклажан)8 За  ботву, как за верёвку, можно вытянуть....(морковку)9.Кто, ребята, не знаком с белозубым....(чесноком)10.Держится за землю крепко, вылезать не хочет....(репка.)Разминки подбираются к темам мероприятий