"Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием речи"
Автор: Калюжная Ольга Васильевна
Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием речи Речевые нарушения, указывающие на системное нарушение речи, могут иметь различную природу, но несмотря на это для детей будут характерны типичные проявления. По данным Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3 —4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление, целенаправленное поведение – развиваются у ребенка при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский [1966], А. Р. Лурия [1967]). У ребёнка с общим недоразвитием речи наблюдается качественное своеобразие развития всех психических процессов. Внимание к различным аспектам психического развития дошкольников обусловлено его предстоящей учебной деятельностью. Е. М. Мастюкова [1992] в своих исследованиях показала, что у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития. У дошкольников с ОНР прослеживается тесная взаимосвязь речевых нарушений с развитием психических функций. Рассмотрим общую характеристику сформированности познавательных процессов у данной группы детей. У детей наблюдается низкая познавательная активность. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. На формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и афферентноволевой сферы негативно влияет неполноценная речевая деятельность. Она отмечает, что у детей выявляется низкие характеристики внимания, низкая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут воспроизвести сложные инструкции, последовательность и элементы задания. При том что смысловая и логическая память относительно сохранна (Т.А. Ткаченко[1997]). Анализируя данные, полученные при исследовании различных психических функций у детей с ОНР (Л.И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша [1991], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина[1995]), показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь зрительного, пространственного. Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета. При оценке зрительного опознания дети с общим недоразвитием воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями, они уделяют больше времени для принятия решения, не уверены в ответах, демонстрируют отдельные ошибки в опознании. Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Данные научного эксперимента Т.Д. Барменковой [1996] свидетельствуют о том, что уровень сформированности логических операций у дошкольников с общим недоразвитием речи, сильно отстаёт от своих сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с общим недоразвитием речи по степени сформированности логических операций. В первую группу вошли дети, которые имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием. Интерес к заданиям и познавательная активность высоки, целенаправленная деятельность устойчива. Дети, отнесенные ко второй группе, имеют уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы. Речевая активность снижена, присутствуют трудности в понимании речевого материала, имеются низкие объём кратковременной памяти, в связи с чем возникают трудности с удержанием словесной инструкции. Дети третьей группы характеризуются нарушением целенаправленной деятельности при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. У детей наблюдается недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем знаний об окружающем мире, трудности установления причинно-следственных связей. Для дошкольников вошедших в четвертую группу, характерно недоразвития логических операций, познавательная активность низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует, дети отличаются пассивностью. Р.Е. Левина [1968] пишет, что у большинства детей с недоразвитием речи жизненный опыт и представления об окружающем мире значительно беднее, чем у нормально говорящих. Отсутствие речи ограничивает общение детей со сверстниками и взрослыми, следовательно, ограничивает одно из самых эффективных средств познания жизни. Во многих случаях неговорящие дети с нежеланием и осторожностью вступают в речевое общение – совершенно новый для них вид деятельности. Они боятся употребить неправильно слова, неотчетливо их произнести, они часто предпочитают отмалчиваться или отвечают на речь действиями, жестами. В педагогической работе с неговорящими детьми необходимо особенно учитываться этот момент, чтобы не отбить желание детей общаться с помощью слова. Так же на ограничение общения детей со сверстниками и взрослыми указывают авторы Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина [2003] они пишут, что наличие общего недоразвития речи приводит к нарушению деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются большие проблемы для развития и обучения. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексикограмматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4 — 5 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме. Исследование взаимосвязи личностного развития и коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи (Т.Н. Волковская, Юсупова Г.Х. [2004]) позволило выделить три группы детей, в зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта. Дети первой группы не демонстрировали трудности в речевом общении и переживания речевого дефекта. Они активно вступали в общение со взрослыми и сверстниками, при этом широко использовали жесты и мимику. У детей второй группы наблюдались трудности в установлении контакта с окружающими, не стремились к общению, на вопросы старались отвечать односложно, избегали ситуаций, требующих использования речи, демонстрировали умеренное переживание дефекта, в игре прибегали к невербальным средствам общения. Дети третьей группы всячески избегали общения со взрослыми и сверстниками, в игре не пользовались вербальные средства, на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции. В целом у детей наблюдался речевой негативизм, выражающийся в отказе от общения, замкнутости. У детей третьей группы заниженная самооценка и агрессивность. У детей наблюдается общая соматическая ослабленность, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая выражается в плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Для детей с общим недоразвитием речи характерна нестабильность эмоционально-волевой сферы. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, отмечаются аффективные реакции (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева[1990]). Таким образом, анализ литература позволяет сделать вывод, что этиология общего недоразвития речи разнообразна, в связи с этим, распространенность общего недоразвития речи среди детей в современном мире широкая. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушениями формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При общем недоразвитии речи характерным является существенное отклонение количественно и качественной характеристики словарного запаса от нормы. Поэтому исследования особенностей лексической стороны речи представляется очень важным. Результаты исследования позволят внести изменения и дополнения в коррекционную работу. Кроме этого, данные исследования будут определять подбор дидактического и речевого материала. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться эффективность коррекции лексического строя речи.Список используемой литературы1.Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б.Филичевой. –М.: «Гном-Пресс», 1999. – 64с.2.Выготский Л. С. Проблема возраста //Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Т.№ 4. – М.: Педагогика, 1984. – 536 с.3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320с.4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. –М.: Издательство «Гном и Д», 2003. – 20с.5.Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под ред. П.Н.Лосева –М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112с. 6.Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.7. Мазанова Е. В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР.- М.: Издательство Гном, 2014.- 64 с.8.Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией //Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В2тт. Т1/ Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. –М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. –С.214-218.9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. –СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2000. – 112 с.10.Преодоление ОНР у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008, с. 2011. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М.: Просвещение, 2009. – 184 с12. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 2003. –240 с.