Сценарий познавательно-игровой программы "Возьми себе в пример героя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий познавательно-игровой программы "Возьми себе в пример героя"
Автор: Бойко Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко г. Сальска Сценарийпроведения познавательно-игровой программы «Возьми себе в пример героя», посвященной Дню Победы. Разработчики: Бойко Е.Н., педагог д.о. Саурина А.Н., педагог д.о. г. СальскДата и время проведения: 25.04.2019г. в 13.00 час.Место проведения: МБОУ СОШ №6.Участники: учащиеся детских объединений «Аллегро», «Страна мастеров», 2-6 классов в количестве 24 человек.Описание работы: интегрированное мероприятие, посвящённое подвигу Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко.  Форма проведения: беседа- игра- практикум.Цель: Способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за свой народ, его боевые заслуги на примере подвига Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко.  Задачи: 1.Закрепить представление о празднике Дня Победы.2.Познакомить детей с биографией Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко. 3.Развить духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами; музыкальной культурой, художественным словом, декоративно- прикладным творчеством.4. Способствовать формированию интереса к истории своей малой Родины.5.Воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели посредством игры.Предварительная работа: Проведение беседы о Великой Отечественной войне, разучивание песен и стихов к празднику.Оборудование и материалы: ноутбук, магнитофон, экран, проектор, электронная презентация «Жизнь и подвиг Н.И. Филоненко», 2 флажка, 2 обруча, 3 военных головных убора, 2 мяча, 2 автомата, наборы кубиков, 2 пилотки, 2 лавки, 1 лист ватмана, клей-карандаш (6шт.), бумажные заготовки для оформления поздравительного плаката, фломастеры, георгиевские ленточки. Ход программы: Звучит «Марш Артиллериста» Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена самому дорогому празднику для каждого российского человека. У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Не только наша страна, но и весь мир чтит подвиг наших дедов, победивших фашизм и освободивших людей от немецких захватчиков. 9 мая наша страна празднует День Победы - самый светлый и радостный праздник. В этот день люди поздравляют ветеранов войны и празднуют Победу. Все мы с благодарностью вспоминаем наших воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Быть героем на войне или в мирной жизнивеликое достижение. Каждая страна имеет и чтит своих героев, увековечивая их имена в книгах, фильмах и мемориалах, слагая о них песни. 8 сальских бойцов получили звание Героя Советского Союза за героизм, проявленный при освобождении Родины, священную любовь и мужество к Отечеству. Полина Кузнецова читает стихотворение Ведущая: Сегодня я расскажу вам о судьбе Николая Ивановича Филоненко – Героя Советского Союза, почетного жителя города Сальска, имя которого носит Дом пионеров и школьников города Сальска. (Приложение 1) В 1923 году в городе Торговый (ныне Сальск) в семье простого рабочего на свет появился маленький Коля Филоненко. Это был обычный мальчишка, который гонял футбол, бегал на станцию смотреть поезда. Ему очень легко давалась учеба, он «…точно в бою очень споро брал за высотой высоту». Уже с самого детства Николай Иванович стремился быть нужным своей стране. Так, окончив 8 классов, он пошел работать на завод и быстро освоил профессию токаря. А потом началась война… Страшная, жестокая, кровавая… Народная война против фашизма… Жизнь Николая Ивановича коренным образом изменилась… В первые месяцы войны, в августе 1941 года, Николай Филоненко был призван в ряды Красной армии. Начались суровые солдатские будни. Идти в первый в жизни бой – нелегкая штука. Ведь он совсем еще мальчишка, восемнадцатилетний паренек. В любом бою было страшно, а в первом - особенно. Главное было не дрогнуть, найти в себе силы двигаться вперед. Вот здесь-то и пригодились детские игры, детская закалка. Первый бой - самый памятный: первое ранение и первая боевая награда медаль «За Отвагу» (Приложение 4). Когда потом у него спрашивали о войне, говорил: «Воевал, как все, за других не прятался». Главный воинский подвиг наш земляк совершил при освобождении Белоруссии во время форсирования реки Западная Двина. 23 июня 1944 года был получен приказ. Боевому артиллерийскому расчету, которым командовал Филоненко, необходимо было закрепиться на берегу и удержать плацдарм, обеспечив переправу войск в районе поселка Шумилино. Бой длился двое суток. Николай остался один на один с немцами. Немецкая самоходка перевела огонь на другой объект, считая, что с расчетом покончено. Николай Иванович сам зарядил снаряд. Выстрел. Самоходка задымилась. Из люка выпрыгнули фашисты. Солдат взял автомат, отбежал от орудия, расположился и стал расстреливать бегущих немцев. Но тут показался танк, он всей своей громадой кинулся по направлению к пушке. Прицелился. Выстрел. Фашистский танк задымился. И вот танк горит, а в ушах звенит. Теперь он стал понимать, что оглушен, а рана, хоть и пустяковая, но кровь он теряет. С пехотой никакой связи. А на позицию снова ползет танк. Он наводил вновь и вновь ствол орудия на фашистский танк. Загорелся второй, а за ним – и третий. Но силы были не равны. Танки стали обходить его орудие с фланга. Но он до последней минуты находился у родной пушки, пока не потерял сознание. Филоненко не помнил, через сколько времени его нашли, он был отправлен в медсанбат, где и пришел в сознание, но речь к нему долго не возвращалась, а в зеркале он увидел свои седые волосы. В этом бою своим орудием он лично уничтожил 340 гитлеровцев, 5 пулеметов, 2 самоходных орудия «Фердинанд», 3 танка. За смелость, отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками, Филоненко Николаю Ивановичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (Приложение 6). Впоследствии Николаю Ивановичу задавали вопрос о том, страшно ли было на фронте? «Очень страшно. Если бы я решился убежать, то наверно бы погиб. Потому что легче немцам стрелять мне в затылок, чем, когда я был за щитом орудия и вел огонь», - говорил Николай Иванович.В 1947 г. Филоненко был уволен в запас (Приложение 7). Он стоял на пороге новой жизни. Впереди – новые подвиги и победы.Война все разрушила, все сожгла. Филоненко, как и многие в то время, работали не покладая рук, восстанавливая город. За добросовестный труд Филоненко Николай Иванович был награждён орденом Октябрьской Революции. Многолетняя дружба с Домом пионеров – это еще одна страница в жизни Николая Ивановича. Он участвовал во всех праздниках и охотно общался с молодежью (Приложение 10). Он был одним из инициаторов открытия музея боевой славы сальчан в Доме пионеров и способствовал его работе. Поэтому к 70-летию Дома пионеров было присвоено ему имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Филоненко (Приложение 11). В благодарность за участие в жизни города в 1995 году Филоненко Николаю Ивановичу присвоено звание «Почетный гражданин города Сальска и Сальского района» за номером один. 16 марта 1999 года Николай Иванович ушел из жизни. Память о герое увековечена в нашем городе. Его именем названа улица, на торцевой части дома по улице Заводской, 20, установлена мемориальная доска (Приложение 12). На мемориале «Поклон» установлен памятник Герою (Приложение 13).Но не только у нас в Сальске помнят Героя. Память о нем жива и в тех местах, где он воевал, где получил свою награду в п. Шумилино Витебской обл. Белоруссии (Приложение 14). Жизнь обычного гражданина нашей страны Филоненко Николая Ивановича – это, действительно, подвиг, пример мужественности и порядочности, преданности своей земле и своему народу. Ведь Николай Иванович всегда и везде честно исполнял свой долг гражданина Великой страны. Вокальная группа «Аллегро» исполняет песню «Не уроните шарик»Ведущая: Ребята, а сейчас настало время показать, что вы сильные, быстрые, ловкие, что вы достойная смена нашим победителям! Мы проведем учение школы молодого бойца.  В бою побеждает наверняка тот, кто умеет сражаться. А сейчас нам нужно с вами разделиться на 2 команды. Дети строятся в команды.ВедущаяНу что, все нашли свою команду? (Да) Тогда начнем наши учения? (Да) И первое наше задание – эстафета «Крепость».В руках участников команд кубики. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и ставят свой кубик, строя крепость. Побеждает команда, первой выполнившая задание.ВедущаяТяжело в ученье, легко в бою! Нести тяготы службы, с честью выполнять воинский долг бойцам помогают регулярные тренировки и тактические учения. И следующее наше учение — это «Марш–бросок».Участники команд по сигналу с рюкзаком и автоматом добегают до ориентира и обратно, передавая атрибуты следующему. Побеждает команда, первой выполнившая задание.ВедущаяМолодцы и с этим задание справились. Теперь мы проверим какие у нас быстрые, ловкие и сообразительные бойцы, а наше учение называется «Смелые моряки».Капитан команды берёт шлюпку (большой обруч) на противоположной стороне команды, обегает буй (фишку), в лодку садится пассажир, на лодке капитан переправляет на другой берег, затем бежит за вторым пассажиром, и так, пока вся команда не будет спасена.ВедущаяНу теперь можно маленько и отдохнуть, сейчас я буду каждой команде загадывать загадки, а вы будете отвечать, наше учение называется «Боевые отгадки».1. Майский праздник,День Победы!Отмечает вся страна.Надевают наши дедыБоевые… (ордена)2. Май… Вовсю щебечут птицы,И парад идет в столице.В орденах шагают деды.Поздравляем с Днем… (Победы)3. Подрасту, и вслед за братомТоже буду я (солдатом),Буду помогать емуОхранять свою. (Страну)4. Моряком ты можешь стать,Чтоб границу охранятьИ служить не на земле,А на военном. (Корабле)5. Ловко вырулил на взлетРеактивный… (Самолет)6. Снова в бой машина мчится,Режут землю гусеницы.Та машина в поле чистомУправляется... (Танкистом)7. Тучек нет на горизонтеНе раскрылся в небе зонтикЧерез несколько минутОпустился… (Парашют)8. Любой профессии военнойУчиться надо непременно,Чтоб быть опорой для страны,Чтоб в мире не было… (Войны)ВедущаяНу что отдохнули? Готовы дальше к нашим учениям? А теперь вас, детвора, ждёт необычная игра! Сможем все мы превратиться в моряков и пехотинцев, врага условного разбить, команде званье заслужить!Наши мячики – снаряды. Поднести их к пушкам надо.Уронить снаряд нельзя, Взорваться может он, друзья!И учение наше называется «Поднеси снаряд».Дети стоят в колоннах. Капитан держит мяч – «снаряд». По команде быстро передаёт его назад над головой следующему игроку своей команды. Последний ребёнок, получив мяч, бежит с ним вперёд и снова передаёт его назад над головой. Эстафета заканчивается, когда дистанцию пройдут все игроки команды, и мяч снова окажется у капитана.Ведущая: А вот и важный пакет, его надо доставить в штаб своему «командиру». Игра—эстафета «Секретное донесение»Играют две команды. У каждой команды важный пакет, его надо доставить в штаб своему «командиру». По сигналу ведущего воспитанники преодолевают препятствия: пробежать по «мосту», перепрыгнуть через «ров»,  подлезть под «проволоку», пройти через «болото». Последний в команде забирает «донесение» и отдаёт своему «командиру».Ведущая: Ребята, а как вы думаете: какие самые первые войска пострадали от немецких захватчиков? () Сейчас пограничникам предстоит задержать нарушителей. Игра «Пограничники и нарушители» Мальчики берутся за руки и образуют круг. Они – пограничники, а девочки – местные жители. Девочки тоже образуют круг, но за спинами у мальчиков. Пограничники несут свою службу, они находятся в дозоре. Когда мальчики поднимают вверх руки, значит граница открыта, и местные жители могут свободно забегать и выбегать в эти ворота. Но как только прозвучит слово «Патруль», бойцы опускают руки, и те, кто оказался во внутреннем круге, задержаны «до выяснения личности». Все задержанные выбывают из игры.Прим.:  игра повторяется несколько раз – до тех пор, пока во внешнем круге не останется 2 – 3 человека.Ведущая: Ребята, вы стойко прошли все испытания. А теперь все на парад. Игра «Парад»Все дети образуют большой круг. Под музыку по кругу пускают несколько военных головных уборов. После того как музыка заканчивает играть, дети, у которых в этот момент оказались головные уборы, одевают их на голову и под маршевую музыку проходят по кругу.Ведущая: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями! А что запомнилось больше? Ну, а теперь предлагаю сделать большую поздравительную открытку в честь Дня Победы. Коллективная творческая работа Ведущая: Память может быть вечной. Но такой она бывает только тогда, когда человек проживает достойную жизнь, оставляя добрый след на земле.Поэтому хочу с твердой уверенностью сказать, что жизнь обычного гражданина нашей страны Филоненко Николая Ивановича – это, действительно, подвиг, пример мужественности и порядочности, преданности своей земле и своему народу. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!