Формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста через призму нейропсихологического подхода.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста через призму нейропсихологического подхода.
Автор: Губанова Мария Викторовна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №32"Конкурсный материал для участия в районном этапе краевого конкурса "Детский сад года -2019"в номинации "Лучший воспитатель образовательной организации"с.Пелагиада, 2019г.КОНКУРСНАЯ ЗАЯВКАНоминация: "Лучший воспитатель образовательной организации"__________ 1. Общая информация.Участник конкурсаФамилиямя,отчество Губанова Мария Викторовна______________________Должность воспитатель______________________________________________Дата рождения 25 ноября 1986 г.______________________________________Полный адрес места жительства Ставропольский край, Шпаковский район, село Пелагиада, улартизанская, 68___________________________________Номера контактных телефонов, адрес электронной почты 8-(903)-41-40-943, mash.gubanova@yandex.ru____________________________Образование, ученая степень (уровень, учебное заведение) бакалавр/специалист, ГБОУ ВПО "Ставропольский государственный педагогический институт"____________________________________________ Профессиональная карьера (общий стаж работы/педтаж работы, даты места работы, должности) 10 лет/8,5 лет МКДОУ "Детский сад №32", воспитатель, старший воспитатель_____________________________________Наличие наград, званий (если имеется) почетная грамота Главы администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края_______________________________________________________________Наименование образовательной организации (полностью) Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №32"______________________________________________________________Полный адрес организациисубъект РФ: Ставропольский край ____________________________________индекс: 356200_____________________________________________________населенный пункт: село Пелагиада____________________________________улица: Ленина _____________________________________________________дом:71____________________________________________________________федеральный телефонный год города 886553____________________________телефон: 4-76-78____________________________________________________факс: нет__________________________________________________________Руководитель образовательной организации (ФИО, контактный телефон): Козлова Марина Анатольевна 8(905)-41-52-062_________________________Награды и иные достижения организации:______________________________Грамота отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края за 3место в районном смотре-конкурсе «Двор детства», 2016г.;Районный детский конкурс «Юный чтец» - участие, 2017г.;Районный творческий конкурс «Земля – наш Дом: экология в рисунках детей» - кубок, 2017г.;Районный экологический (заочный) конкурс «В союзе с природой» - 1, 2 место, 2017г.;В муниципальном этапе III Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности в творчестве» - 3 место, 2017г.;Краевой конкурс творческих работ «Имею право и обязан» - участие, 2017г;Краевой смотр-конкурс среди дошкольных образовательных организаций по безопасности дорожного движения «Зелёный огонёк – 2017» - участие;Районный конкурс методических материалов «Я выбираю экологию…» - участие; 2 участника, 2018г.;Районный конкурс детских талантов «Звездный дождь» номинация «Лучшая танцевальная композиция» - 3 место, номинация «Юный умелец» - участие; 1 участник., 2018г.;Районный экологический (заочный) конкурс «В союзе с природой» номинация «В мастерской природы» - 1 место, 3 участника, номинация «Краски природы» - 2 место, 4 участника, 2018г.;Районный интеллектуально-творческий конкурс «Всезнайка» индивидуальная номинация «Юный знаток»-участие, 1 участник, 2018г.;Краевой конкурс «Светлый праздник Пасхи» - участие, 1 участник, 2018г.Районный конкурс театрализованной деятельности «В гостях у сказки» - 3 место, 2019г.;Районный интеллектуально-творческий конкурс «Всезнайки», участие, 1 участник, 2019г.;Районный этап XVВсероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»,-3место, 4 участника, 2019г.2. Описание. Почему Вы выбрали эту профессию?Педагогическая направленность профессии была определена мною благодаря наставникам: учителям, воспитателям, встретившимся на педагогической практике и в начале трудовой деятельности. Это были творческие люди, бесконечно преданные и влюбленные в свою профессию. Наблюдая за их работой с детьми, все мои сомнения исчезли: я поняла, что «воспитатель» - это и есть моя судьба. В этом слове кроется истина: чувственный, ласковый, подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное…_______________________________________________________Почему Вы решили участвовать в Конкурсе?Прежде всего, мне понравилась цель конкурса: выявление, поддержка и распространение инновационного опыта, определение успешно работающих педагогических работников. ______________________________Участвую в конкурсе, чтобы:_________________________________________ - Открыть в себе новые возможности самовыражения, испытать себя, поделиться с коллегами полученным опытом, достижениями, умениями. ___- Самосовершенствоваться, и тем самым подняться на ступень выше в своём развитии.__________________________________________________________ Участие в конкурсе - прежде всего опыт, повышение педагогического мастерства, интересная страничка в жизни._____________________________Желание победить, стать лучшим профессионалом - одна из движущих сил._______________________________________________________________Как Вы представляете идеальную дошкольную образовательную организацию будущего?Детский сад будущего-необычной архитектуры здание, его яркие цвета поднимают настроение, дают возможность погрузиться в атмосферу лёгкости, света и радости. Современное техническое, игровое и спортивное оснащение способствует безграничному потенциалу для воображения детей и выплеска их неуёмной энергии. В таком детском саду каждый ребенок на виду у грамотного, заботливого педагога, потому что в группе их всего десять.____________________________________________________________ Дети: разновозрастные, дети-инвалиды, дети разных национальностей; взрослые – все они как одна семья, где все заботятся друг о друге, учатся толерантности,находятсебезанятия по душе._____________________ В детском саду сетевая форма реализации образовательной программы, освоение ее осуществляется с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. Воспитатель в таком детском саду овременный тьютор,высокообразованныйтворческийспециалист,_____ владеющий широким спектром предметных, психологических и общекультурных знаний и умений, работа которого - синтез образовательного курса, посещение музеев, концертных залов, а также обучение иностранным языкам. Тьютор – домашний учитель, наставник, который работает по индивидуально составленной для ребенка программе, обучая, наставляя и руководя им. Он ненавязчиво развивает детей в обстановке сотрудничества и взаимоуважения. Хорошие манеры, правильная речь, уровень общей культуры ребенка-тоже поле деятельности тьютора. Эстетический и эмоциональный комфорт ребенка, развитие и поощрение индивидуальности-главное отличие детского сада нового поколения._________________________________________________________Мой подход к работе с детьми.Проблема развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) подчеркивает, что формирование первичных представлений о пространстве должно обязательно включаться в содержание образовательной программы (п. 2.6).Ориентировка в пространстве является сложным и достаточно многогранным явлением. Она играет важную роль в жизни человека, поскольку является необходимым условием его социального бытия, успешного познания и активного преобразования действительности. Умение ориентироваться в пространстве проявляется практически во всех видах деятельности человека.Изучением вопросов развития восприятия и формирования у детей представлений о пространстве занимались многие психологи и педагоги- исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом (Б. Г. Ананьев, М. В. Васильева, Л. А. Венгер, М. В. Вовчик-Блакитная, Р. К. Говорова, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко др.).На наш взгляд, формирование навыка ориентировки в пространстве будет наиболее эффективным при использовании нейропсихологического подхода.Нейропсихологический подход опирается на мозговую организацию ребенка с помощью определенных упражнений и игр, развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции. При этом с точки зрения нейропсихологического подхода, рассматривается физиологически обусловленное движение развития ребенка, в траектории которого первичное место занимают упражнения на крупную моторику, сенсомоторное развитие, межполушарное взаимодействие, пространственные отношения, зрительно-моторную координацию.Цель наших занятий – развитие пространственных навыков у детей 5-7 летнего возраста.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
  • формирование навыков ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • сенсорное развитие пространственного восприятия;
  • развитие межполушарного взаимодействия, пространственного воображения и зрительно-моторной координации;
  • разработка перспективного планирования с использованием нейропсихологических упражнений для развития ориентировки в пространстве и на листе бумаги.
  • В начале учебного года проводилась нейропсихологическая диагностика детей. Нами использовалась методика нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Глозман Ж. М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.). Это комплекс нейропсихологических проб, адаптированный к дошкольному возрасту. Результаты проводимой нами диагностики позволяют выявить группу риска возможных будущих осложнений при обучении в школе. На основе полученных данных нами была разработана программа занятий. Организованная образовательная деятельность, а также режимные моменты строятся с учетом возрастающей сложности и включают в себя:
  • дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность ("Дышим носом", "Ныряльщик", "Свеча", «Вдох-задержка-выдох-задержка» и др.);
  • растяжки-система специальных упражнений, основанных на естественном движении. Нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Ребенку важно дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним. ("Снеговик", "Дерево", "Тряпичная кукла" и др.);
  • глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. ("Взгляд влево, вверх", "Глаз-путешественник", "Горизонтальная восьмерка"- по методике профессора В.Ф. Базарного и др.);
  • ползание-развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкенезии и мышечные зажимы;
  • игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и самоконтроля ("Клубочек", "Зеркало", "Живая картина", "Интервью"-авторы О.Хухлаев, О.Хухлаева, "Ладонь в ладонь", «Укрась матрёшку», «Яйцо Калумба» и др.);
  • упражнения для развития мелкой, крупной моторики рук («Кулак-ребро-ладонь», «Фонарик», «Дом-ёжик-замок», «Зайчик-коза-вилка», «Раскрась рисунок правой и левой рукой одновременно», «Зеркальное отражение» и др.);
  • упражнения для релаксации, и когнитивной сферы ("Дирижер", "Путешествие на облаке" и др.).
  • Материалы из опыта работы были опубликованы в Социальной сети работников образования «Наша сеть», на персональном мини-сайте, а также были представлены публичными выступлениями на мастер-классах для педагогов ДОО, консультациями и разработкой памятки для педагогов ДОО. Помимо этого, проводились консультации для родителей (законных представителей) на тему: «Использование игровых технологий для развития ориентировки в пространстве и на листе бумаги в домашних условиях».При проведение контрольной диагностики уровня развития пространственных способностей нами было выявлено повышение числа детей со средними и высокими показателями пространственных способностей, активного словаря, мелкой и крупной моторики. Помимо этого отмечается повышение самооценки и уменьшение рассеянности.Считаем целесообразным продолжить работу в данном направлении. При этом необходимо начинать профилактическую работу с детьми более раннего возраста 2-3 лет, так как только комплексная и целенаправленная работа может дать лучшие результаты и помочь добиться поставленной цели.3 раздел «Рекомендации»РекомендацияГубановой Марии Викторовне,воспитателю МКДОУ «Детский сад №32» для участия в районном этапе краевого конкурса «Детский сад года – 2019», в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации».Фамилия, Имя, Отчество рекомендующего: Козлова Марина АнатольевнаМесто работы, должность: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32», заведующий. Контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты, телефоны): адрес: 356200, Ставропольский край, Шпаковский район, селагиада, ул.Ленина, 71, электронная почта: mkdoudetskiysadv32@bk.ru, телефоны: 8(86553)-4-76-78, 8(905)-41-52-062.Какие профессиональные качества работника Вы бы хотели отметить? Губанова М.В. молодой, грамотный педагог высшей квалификационной категории, способный самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения и воспитания. Педагог показывает добросовестное, ответственное отношение к своему труду.Она творчески подходит к вопросу организации жизнедеятельности детей, умеет координировать свою деятельность с другими воспитателями, тщательно изучает особенности детей, обеспечивает индивидуальный подход, дифференцирует сложность заданий, осуществляет помощь. Какие личные качества воспитателя Вы бы хотели отметить? Губанова Мария Викторовна обладает личными качествами, обеспечивающими ее профессиональный успех – это любовь к детям, доброта, терпение, она выдержана в общении с детьми, их родителями, коллегами. Мария Викторовна-творческий воспитатель, она ответственно относится к своим обязанностям, требовательна к себе и к коллегам, доброжелательная к родителям воспитанников, внимательна к детям. Мария Викторовна всегда интересна своим воспитанникам. Детям нравится её обязательность и стильность. Какие особенности методики обучения и воспитания Вы хотели бы особо отметить? Хочется отметить творческий подход к реализации педагогической деятельности, а также использования нейропсихологического подхода на занятиях, что влечет за собой разностороннее развитие личности ребёнка через воспитание и обучения. Реализация личностно-ориентированного подхода происходит через внедрение передовых педагогических технологий. Особо хочется отметить работу с родителями, которая способствует их вовлеченности в жизнь образовательного учреждения.Почему на ваш взгляд, кандидат достоин победы в Конкурсе? Победы в конкурсе достойны многие, участвующие в нем педагоги. Ведь они совершают каждодневный подвиг учительства! Мария Викторовна делает свою работу с огромной самоотдачей, её труд пронизан любовью и безграничным творческим подходом к свой работе. Таких молодых, инициативных, талантливых и грамотных специалистов, безусловно, необходимо поощрять, а победа в таком конкурсе будет огромной мотивацией и толчком к еще более плодотворной работе.Каким вы видите будущее кандидата в качестве воспитателя? Воспитатель должен постоянно совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывать доброе старое. Современный воспитатель – это мама, психолог, учитель, артист, наставник.Желая Губановой М.В. победы в конкурсе, уверена, что эта победа станет стимулом и вдохновением в её дальнейшей творческой деятельности.Заведующий МКДОУ«Детский сад №32» М.А. КозловаРЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЕЙКакие профессиональные качества воспитателя Вы хотели бы отметить? Одним из профессиональных качеств Губановой Марии Викторовны мы считаем любовь к детям. Именно это чувство позволяет ей искать правильные решения в трудных ситуациях. Нам очень повезло, что у наших детей именно такой воспитатель - знающий, творческий человек, способный находить общий язык с детьми. Дети группы видят в Марии Викторовне друга и наставника, а не просто человека на рабочем месте. Воспитатель обладает чувством меры во всём, что касается отношений с детьми. Она умеет слушать ребенка, разделяет с ним его радость и огорчения. Это помогает детям быстрее адаптироваться в группе и найти общий язык со сверстниками. Какие личные качества воспитателя Вы хотели бы отметить? Из личных качеств хотим отметить огромное терпение и спокойствие во всех ситуациях, а также, что немаловажно, уважение к детям, честность и искренность, уравновешенность, умение понимать детей, наличие жизненного опыта. Коммуникабельность нашего воспитателя, позволила создать хорошие взаимоотношения не только с детьми, но и с родителями. Она всегда доброжелательна, обходительна, успевает уделить внимание каждому - будь то родитель или ребенок. Она тактична, отзывчива, всегда очень аккуратна. Мария Викторовна заряжает всех своим оптимизмом, дети всегда получают от нее теплоту, внимание, готовность прийти на помощь. Ее доброта радует не только детей, но и родителей, ведь нужен огромный труд, что бы воспитать, достойного человека. Мария Викторовна всегда очень внимательно относятся к просьбам родителей. Любовь Марии Викторовне к каждому ребенку искренняя и это видят все родители. Какие особенности методики преподавания Вы хотели бы особо отметить? Хочется отметить большой объем и разнообразие творческих мероприятий в нашей группе. Дети узнают много нового и интересного, учатся вести себя среди других людей, этикету, правилам дорожного движения, а также ориентировки в пространстве и на листе бумаги, и все это происходит в интересной игровой форме. Дети дома с удовольствием рассказывают обо всем, что с ними происходит в течение дня, что нового они узнали и сделали. Мероприятия приятно посещать, так как уровень подготовки и проведения занятий очень высокий, сама обстановка доброжелательная и располагающая к сближению родителей и детей. Мария Викторовна идёт в ногу со временем, использует в своей работе инновации, различные методики, обладает целеустремленностью, мудростью и профессиональной грамотностью.Почему, на Ваш взгляд, кандидат достоин победы в Конкурсе? Мы знаем, что Мария Викторовна достойный и опытный воспитатель, которому мы доверяем своих детей. Самая большая награда для родителей, когда ребенок идет с улыбкой в детский сад, интересуется, скучает по своему воспитателю. А Мария Викторовна прекрасный педагог, который искренне верит в наших детей, а мы верим в нее. Мы считаем, что она должна победить в конкурсе, так как наш воспитатель отличный профессионал своего дела. Победа в конкурсе придаст ей уверенности в правоте своих действий, даст толчок к совершенствованию профессиональных качеств.Каким Вы видите будущее кандидата в качестве воспитателя? Это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________сопроводительное письмо.Прошу принять заявку для участия в районном этапе краевого конкурса «Детский сад года-2019» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации» 14.05.2019 ___________________4 раздел. Фотоколлаж.