"Весна"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Весна"
Автор: Руднева Елена Ивановна
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.Цель : обогащать словарь по лексической теме “Весна”.Задачи:Закреплять о признаках весны; выявлять простейшие причинно-следственные связи; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата). общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.Воспитывать к природе.Предварительная работа:Беседы, о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.Разучивание подвижных игр, чистоговорок.Оборудование: картинки, с изображением характерных признаков весны, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, кукла с набороми зимней и весенней одежды, скворечник, заготовки - ладошки-лучики,План занятия:1.Организационный момент.-введение в тему занятия «Весна»;-антонимы зима-весна;2.Развитие речи. Актуализация лексики по теме «Весна».-рассматривание картин и ответы детей на вопросы воспитателя;-развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;-солнечная зарядка;-подбор прилагательных-синонимов;3. Пальчиковая гимнастика «Покачай лодку».4. Игра “У кого кто родился?» 5. Развитие речевого дыхания. 6.Физминутка “Подснежники просыпаются”7. Слушание аудиозаписи со звуками птиц.8. Чистоговорка «Весна пришла».9. Игра “Мама и детеныш”. 1.Организационный момент.-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг - друга и наших дорогих гостей словами:-Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!-Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.1).Введение в тему «Весна»-Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:Тает снежок,Ожил лужок.День прибывает.Когда это бывает?-Весной!-Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!-Молодцы!-Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? -Пришла весна и каждый радСпешит весна и месяц ---------(март)За ним другой стучится в дверьОн называется---------(апрель)И третий месяц вспоминайКак называется он--------(май) -Арина, ещё раз назови три весенних месяца.-Март, апрель, май.-Правильно! Приходит в гости кукла Маша.-Ребята, вы заметили к нам ещё одна маленькая гостья заглянула?Кто же это?. Да, конечно, - это же кукла Маша. Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?-Нет, она надела зимнюю одежду. -Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она весну ещё ни разу не видела.Вот и не знает ничего о весне-красавице.Расскажем ей о весне? Хорошо! А ты ,Маша , посиди и внимательно слушай детей.- А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.2).Развитие умения подбирать антонимы.Зима ушла, а весна -…….(пришла).Зима холодная, а весна -……(тёплая).Зимой солнце светит, а весной -……(греет).Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)Всё правильно ответили, молодцы!-Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети. -На проталинах появляются первые цветочки .Их называют подснежниками. Ребята, подснежник-это первый вестник весны.Какие они красивые. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.) Почему? КартинкаЕсли я сорву цветокЕсли ты сорвешь цветокЕсли все: и я и тыЕсли мы сорвем цветыОпустеют все поляныИ не будет красоты! Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.Физминутка “Подснежники просыпаются”В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.В: Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.Дети садятся на корточки и закрывают глаза.–А как меняются деревья?— На деревьях и кустарниках набухают почки. А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.) Солнце стало ярче греть,Вот набухли почки,Скоро уж появятся Нежные листочки.-А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.-А как вы думаете, где может быть медведь весной?-Спит, не проснулся ещё от зимней спячки.В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.Пальчиковая гимнастика “Весна пришла”10. Игра “Мама и детеныш” КартинкаВ: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.У медведицы нос, а у медвежонка носик.У медведицы уши, а у медвежонка ушки.У медведицы лапы, а у медвежонка лапки. У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик. У медведицы спина, а у медвежонка спинка.У медведицы живот, а у медвежонка животик.Насекомые -Ребята, а кто еще пробуждается от зимней спячки весной?- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Я предлагаю вам сейчас украсить нашу групп разноцветными бабочками, для этого вам надо поделиться на пары и сделать свою бабочку.( объяснить как делать бабочку) А чтобы к вам пришло вдохновение, я предлагаю послушать звуки весны Слушание аудиозаписи со звуками Работа в парахРефлексия -Ребята, посмотрите, какое грустное солнышко, оно потеряло свои лучики, поможем ему? если у вас все на занятии получилось, возьмите длинный лучик, а если были затруднения - короткийЗавершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?- О весне.- Какие весенние месяцы вы знаете?- Март, апрель, май.- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.Ребята, как вы думаете, МАША теперь знает , что такое весна?-Да!Я тоже надеюсь, что мы помогли МАШЕ. А я ещё хочу ей подарить вот такую курточку и шапочку, чтобы она немедленно поменяла свою зимнюю одежду.Давайте всем скажем до свидания, до новых встреч!