Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
Автор: Власова Ирина Владимировна
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:· к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;· в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.В мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, большинство западноевропейских и американских исследований, в которых утверждалось, что девочки и мальчики по — разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п... Что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного.Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п... Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Рассмотрим особенности данного возрастного периода более подробно.Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок – своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям.Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” – склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство – она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д...Современные исследователи считают, что в возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация.По данным родителей основная часть, как мальчиков, так и девочек испытывали первую влюбленность в 5-6 лет.Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений – гендерных схем – способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик – девочка, дядя – тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки – мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени.Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно.