«Реализация педагогической деятельности при формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Реализация педагогической деятельности при формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Автор: Тужилина Анна Юрьевна

Выступление Тужилиной А.Ю.Тема: «Реализация педагогической деятельности при формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в условиях современной социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Экономическое воспитание – относительно новая область в воспитании детей, особенно дошкольников. В теории и практике ещё много противоречий и нерешенных вопросов. Но актуальность экономического воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени. Экономика - это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Экономическое образование понимается, как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Основными условиями формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является обогащенная развивающая предметно-пространственная среда в группе и проведение с детьми систематической НОД по разделу «Финансовая грамотность».При организации развивающего пространства группы был использован принцип интеграции, позволяющий сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, речевой, изобразительной и другими видами деятельности, что, обогащает познавательную деятельность, наполняет ее реальным смыслом и содержанием. Начали мы с оформления «Экономической игротеки». Многие дидактические игры и пособия были созданы воспитателями и родителями группы. Это такие игры, как «Семейный бюджет», «Валюта разных стран», «Предприятия моего города», «Найди и назови», «Экономические пазлы», счётный материал в виде монет разного номинала, схемы районов города и ближайшего окружения ребенка.В группе я создала уголок «Экономика Димитровграда», в котором расположила карту города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же, крупные магазины. Здесь же вместе с родителями сделали разместили макеты известных экономически-значимых заданий в городе («НИИАР», «ДААЗ», ДУС», Супермаркет «Лента», Гипермаркет, магазин «Ермак», завод «Химмаш»).Развивающую среду пополнила следующими дидактическими играми по экономике: «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет», «Где хранят деньги?». В ходе дидактических игр знакомили детей и уточняли их представления о мире экономических явлений, терминах, дети приобретали новые экономические знания, умения и навыки. В ходе работы, мы обращали внимание на появившийся интерес детей к данной теме, их желание играть в игры экономической направленности.Много внимания мы уделяли и сюжетно-ролевым играм. К сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги. В этом году пополнили игру «Банк», создали в группе терминал, подготовили печатные листовки, буклеты о деятельности банка, бейджики для сотрудников банка, оформили вместе с детьми банковские карты.В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Туристическое агентство», «Супермаркет» создавали наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям с помощью приближенной к реальности обстановки.Так же, в этом году, в группе я оформила картотеку экономических понятий, которая выглядит, как понятие (в виде картинки или символа) и пояснение, доступное ребенку. Картотеку регулярно пополняю по мере изучения материала. В группе имеется так же план НОД с детьми. При планировании использовала книгу «Уроки кота Белобока».Большое внимание уделяли таким темам, как «Труд – продукт – стоимость», «Заработная плата», «Деньги», задавшись целью дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений. В темы занятий вносила информационный материал. Занятия были по такой тематике: «Деньги», «Цена и стоимость», «Магазин, в котором я покупаю товары», «Мои затраты» и пр. Так же детей продолжили знакомить с профессиями. В этом нам помогли игры «Знаю все профессии» (2 части), в игре мы вспоминали известные профессии (продавец, строитель, врач) и знакомились с новыми (рекламный агент, рекламодатель, брокер, менеджер, банкир).Создали, совместными усилиями с родителями, мини-музей «Денежка». Здесь разместили разные монеты, валюту разных стран, кошельки и копилки разного происхождения (старинные и современные), различные сувениры и амулеты с изображением денежных знаков.Закрепляли знания мы в продуктивной деятельности (рисовали монеты, создавали денежное дерево, рисовали банковские карты, делали аппликацию «Символика Сбербанка», создавали Рекламные буклеты).НОД проводила в форме игр и бесед: давала детям доступные исторические знания – происхождение денег в обществе людей; теоретические знания – как и куда можно потратить деньги; практические – откуда появляются деньги и как их тратят в семье.Созданию папки «История бумажных денег России», предшествовала предварительная игра в «Супермаркет». Игра в игру и «расплачиваясь» за купленный товар, дети первоначально не обращали внимания на достоинство денег. Нередко от детей можно услышать: «У меня была одна денежка, а теперь несколько (две, три, пять и т.д.)», поэтому провели дополнительные беседы, посвященные ознакомлению с денежными знаками России. Чтобы проследить историю русских денег и была создана папка «История бумажных денег России».Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира», т. к. деньги являются важнейшим, а иногда и единственным источником информации о государстве, его истории, экономике, искусстве. В ходе рассмотрения папки дети с удовольствием рассказывали о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрировали имеющие там хождение деньги.Во время бесед, занятий стремилась дать как можно больше важной и необходимой информации. Например: «Что такое рынок?», «Какие товары существуют?», «Какие бывают деньги?», «Банк». В группе создан авторский Лепбук, все задания в нем экономического содержания. В лепбук вошли такие задания и игры, «Богатые сказочные персонажи», «Раскраски», «Какой магазин?», «Валюта», «Собери пазл» и другие. Лепбук применяю для индивидуальной работы и работы в парах.Для того чтобы педагогическая деятельность дала хорошие результаты, мною был составлен план мероприятий с родителями, в план вошли консультации, создание буклетов, совместные праздники, анкетирование, оформление родительского уголка «Экономика для вашего ребенка». Очень заинтересовал родителей выпуск газеты «Экономика малышам». С удовольствием родители участвовали в диспуте на тему: «Нужны ли детям карманные деньги?», проведенном на одном из родительских собраний. Экономическое воспитание – одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Молодое поколение вступает в жизнь в условиях конкурентных, жестких, рыночных отношений с их законами, поэтому крайне важна педагогическая помощь по экономическому воспитанию уже на этапе дошкольного детства, когда формируются основные индивидуально – психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования активной, уверенной, социально-грамотной личности.