"Волшебный город звуков"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебный город звуков"
Автор: Букало Наталья Владимировна

Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №2пгт Максатиха Тверской обл. Букало Н.В.Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема занятия : «Волшебный город звуков»Программное содержание:- обобщить ранее приобретенные знания детей о звуках: гласных и согласных; закреплять умение определять позицию заданного звука в слове;- продолжать формировать умение различать по акустическим признакам твердые и мягкие, глухие и звонкие ранее изученные согласные звуки;- отрабатывать навыки слогового анализа слов и умения работать со схемами;- закреплять полученные навыки анализа звукового состава слов: анализ двусложных слов с открытым и закрытым слогом; составление схем этих слов;- дифференцировать понятия «звук, слог, слово»;- продолжать работу над предложением: работа со схемой повествовательного распространенного предложения; закреплять умение схематически обозначать союзы и предлоги в предложении. Ход занятия:
  • Оргмомент
  • - Сейчас из вас сядет тот, кто назовет первый звук своего имени.
  • Основная часть.
  • 1. Определение позиции первого звука в слове. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости.– К нам в гости на занятие прилетели КТО это? (Звуковички). Они очень огорчены и просят нас о помощи. Налетел ураган, и вместе с ним прилетел Звукомор и сорвал с окошек Звукограда наши звуки. Пропали звуки и с имен наших помощников, и они превратились в Вуковичков. Какой первый звук пропал с их имени? (Дети: Звук З). - Звуковички хотят убедиться, что вы уже много знаете, многому научились и своими знаниями победите Звукомора. А вот вам и первое испытание. Этот звук вернется в Звукоград, если мы выполним первое задание: расскажите все, что вы знаете про звук «З» и верните его на улицу Звукограда. (Дети: Это согласный звонкий звук. Он бывает твердым и мягким. И жить он будет на улице Звонкой).- Молодцы. Но посмотрите на улицы Звукограда… Здесь не хватает еще нескольких звуков, давайте мы их найдем и вернем в свои квартиры. А помогать нам будут КТО? (Дети: Тим и Том). Они собираются с нами в дорогу. Как вы думаете, кто из них будет нести мешок, а кто палатку? (Дети определяют первые звуки в этих словах и дают ответ. В слове «палатка» первый звук в слове «П» и нести ее будет Том, а в слове «мешок» - первый звук «МЬ» и нести будет Тим.) Вас ждет следующее испытание-задание: помогите Тиму и Тому собраться в дорогу и тогда на улицу Звукограда вернется какой звук? (Звук Т).- У вас на столах лежат картинки. «Поймайте» первый звук в слове. Какой это звук «твердый согласный звук или мягкий»? Обозначьте фишкой соответствующего цвета этот звук, а затем отнесите свою вещь Тиму и Тому.(Дети выполняют задание, а логопед возвращает картинку- символ звука «Т». Дети возвращают этот звук на улицу Тихую, объясняя свой выбор.) 2. Работа со звуковыми схемами слов.- Каждый звук живет на своей улице, в своей квартире. Но вот посмотрите – стоит дом. (На мольберте изображение многоэтажного дома, где окошки квартир – это сочетание синих, красных и зеленых квадратов.) Сосчитайте, сколько в этом доме этажей. (Дети: В доме четыре этажа. Этот дом – четырехэтажный.)- Да вот беда – жильцы этого дома просят вас помочь найти им квартиры. Давайте построим «звуковые домики» для «мухи, слона, волка и утки». (Дети строят звуковые схемы слов и «расселяют» всех по этажам.)- А давайте соберем слово «дом» из наших карточек и Звукомор нам вернет сразу три звука, если вы правильно выполните задание. (Логопед возвращает детям звуки «Д», «О», «М».)3. Игра «Звук, слог, слово».- Мы славно с вами потрудились, и я приглашаю вас на полянку отдохнуть. Прежде чем выполнить это задание, мы поиграем с вами в игру «Звук, слог, слово». 4. Работа со слоговыми схемами слов.- На полянке цветы: мак, колокольчик, ландыш и ромашка. На цветах лежат слоговые схемы слов. А вот и те, кто больше всего любят цветы. Кто это? (Дети: Насекомые.) У каждого насекомого есть свой любимый цветок. А как узнать? Вам надо выбрать насекомое, назвать его, и название этого насекомого разделить на слоги. Количество слогов в названии насекомого должно совпадать с количеством слогов названия цветка. Посадите правильно насекомое на цветок. (Дети выполняют задание).5. Зрительная гимнастика «Птичка» с использованием ИКТ.Дети садятся на коврик перед экраном и следят глазами за траекторией движения птички. Звучит спокойная музыка.6. Характеристика гласных и согласных звуков по акустическим признакам.- Молодцы. А теперь посмотрите, под цветком у вас спрятались пропавшие звуки. Давайте вы вернете их на улицы Звукограда. (Дети выполняют задание, «расселяют» звуки «А», «У», «С», «М» и садятся на свои места).7. Работа с предложением. - Последнее задание: придумайте предложение, которое начинается со слова «насекомые». (Дети придумывают предложения).Логопед повторяет одно из предложений, придуманных детьми, и вместе с ними выкладывают схему предложения, просчитывая количество слов в предложении, называя самое короткое слово в предложении.
  • Итог занятия.
  • Вас Звуковички благодарят за работу, за то, что вы помогли вернуть звуки в свои квартиры на улицы Звукограда. За ваши труды Звуковички вам приготовили сладкое угощение. Назовите самое длинное слово из трех: торт, конфеты и пирог. (Дети называют самое длинное слово – «конфеты» и получают угощение.) Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?