"Инновационные технологии в обучении детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационные технологии в обучении детей с ОВЗ"
Автор: Федулеева Галина Александровна

Инновационные технологии в обучении детей с ОВЗ
Категория детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью представляет собой разнородную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики, мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией. Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще системное недоразвитие речи. Это дети- инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Для этих детей характерна слабая познавательная восприимчивость и низкая продуктивность воспроизведения предъявленной информацией. Коррекция в этом случае осуществляется путем неоднократных предъявлений одних и тех же знаний, а также повторного обращения к раннее усвоенному материалу. Деятельность ребенка необходимо постоянно стимулировать, развивать его эмоционально – волевую сферу, познавательные процессы. Стимулы должны вызывать преимущественно позитивное эмоциональное отношение, поэтому весь процесс обучения детей с умеренной умственной отсталостью должен быть окрашен положительным фоном.Необходима частая смена видов деятельности на уроке, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым играм, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время.
При работе с умственно-отсталыми детьми применяют особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:
- личностно-ориентированное обучение;
-технология разноуровневого обучения;
-коррекционно-развивающее обучение;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- здоровьесберегающие технологии;
-проблемное обучение;
- нравственная технология;
- проектные методы обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Системой методов и приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях являются инновационные технологии.
Понятие инновация означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащимся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Способы инновационного обучения детей с интеллектуальными нарушениями– проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии и т.д.
Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Элементытехнологии проблемного обучения в части урока применяются при изложении учебного материала с помощью рассказа, беседы. Учитель сообщает фактический материал, а школьники сами пытаются делать выводы.
Проблемная ситуация не только содержит противоречия, но и является интересной, вызывает у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети чувствуют, что решение проблемы им посильно.
Рассматриваемая форма организации обучения требует большого внимания к правильной постановке проблемных вопросов, поэтому вопросы проблемного характера даются учащимся только в том случае, если они имеет логическую связь, как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определенной учебной ситуации. Они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известными. Вопросы подбираются по сложности очень тщательно, для того чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильными для самостоятельного нахождения ответа учениками. Формулировка проблемных вопросов включают в себя сочетания слов Почему,…. хотя……?, Если…. то почему….? и т.д.
Применение данной технологии способствует коррекции у детей с нарушением умственного развития логического мышления, повышает познавательный интерес к предмету.
Метод проектов стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Всё более широкое распространение получает применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках и внеклассных мероприятиях. Они могут использоваться на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала,
при контроле знаний,
при закреплении,
при обобщении и систематизации материала.
В учебно-воспитательном процессе используются:
компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
тестовые технологии (презентации);
аудиовизуальные технологии;
компьютерные тренажеры.
Методика применения информационно-коммуникационных технологий является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Методика ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.
Информационные технологии на уроках используют в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации уроков, созданные средствами программ PowerPoint, Excel, средствами программ мультимедиа) не только усиливает мотивацию учащихся к предмету, но также служит опорой ученикам при самостоятельной деятельности.
Создание уроков–презентаций даёт возможность использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом центральный, проговаривая все, что видят учащиеся, обсуждая все незнакомые объекты, педагог добивается концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках используют различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово подумай. Интересными являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.
Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию всех психических функций: внимания, развитие мышления, воображения, развитие мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование общеучебных умений и навыков. Специфика реализации методов в школе-интернате для обучающихся по адаптированным образовательным программам обусловливается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков. Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства.
Цифровая наглядность, способствует активизации познавательной деятельности учеников, пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служит систематизацией приобретаемых знаний. Использование ИКТ позволяет проектировать грамотный, профессиональный, технологичный урок, обеспечивает высокую результативность урока во всех отношениях (подача материала, объем, скорость и качество, эффективность и т. д.).
Также методически грамотное применение ИКТ на уроках способствовало развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и памяти, стимулировало познавательную активность. А это, в свою очередь, позволило сформировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков.
При использовании цифровых наглядных средств обучения, необходимо соблюдать следующие требования:
-подбирать только такие материалы (картинки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые служат решению основной задачи обучения;
-заранее определять место и вид технических демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими средствами;
-строго ограничивать количество цифровых образовательных ресурсов на уроке, так как с каждым из подобранных видов должна быть проведена соответствующая работа;
-всю подобранную цифровую наглядность демонстрировать последовательно;
-подбирать доступные материалы, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными их видами;
-и самое главное при использовании цифровых материалов, предназначенных для общеобразовательной школы, взятых из разных источников, адаптировать их с учетом программных требований и возможностей учеников школы-интерната.
В ходе наблюдений было выявлено, что достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Использование метода презентаций, как способ эффектно и современно преподать учебную информацию. Использование компьютерных и аудио– визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий является неотъемлемой частью воспитательного процесса, значительно повышающего его качество, делают его более современным, разнообразным и насыщенным.
Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию обучающихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой коррекционная школа для обучающихся с особыми образовательными возможностями.
Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса. Следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества, отвечающие требованиям ФГОС для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
На основании анализа диагностических срезов выявлено: у учащихся повысилось качество знаний по предметам с 3,4 до 4,4, повысилась мотивация к предмету – 100%, сложилась положительная динамика к выполнению умственных и практических действий. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческихспособностей, школьной мотивациивучебно-воспитательномпроцессе.