Ребенок и сенсорная интеграция
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ребенок и сенсорная интеграция
Автор: Светушкина Юлия Анатольевна
Работа по самообразованию: Ребенок и сенсорная
интеграция
Пояснительная записка
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений,
которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.
Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода
ощущает движения материнского тела.
Ребенок должен развивать сенсорную интеграцию, по-разному
взаимодействуя с окружающим миром.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры,
-это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Интересно - это детское определение сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция: -является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
-организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид,
звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и необращать внимания на уличный шум);
-позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres - трудотерапевтом,
работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно
остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине).
Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут
послужить телевизор и компьютер. Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем
богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные
ребѐнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребѐнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок,каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.
2.Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
3.Расстройства мышечного тонуса
4.Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
5.Двигательная неуклюжесть
6.Трудности в концентрации, импульсивность
7.Быстрая утомляемость
8.Отказ от социальных контактов
9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
10.Слабая организация поведения, отсутствие планирования
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие
сенсорной интеграции, т.е. то, как как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название,
он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом
случае в головном мозге формируется эта связь.Сейчас в детских садах много
детей, у которых какая -либо связь или несколько выпадает.
Актуальность работы.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания
взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.
Познавательная активность ребенка 3 -5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Мною организован сенсорный уголок, в котором представлены
игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.
Если у ребѐнка отмечается трудности с распознаванием тактильной
информации, то в детском саду могут возникнуть проблемы в продуктивной
деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми - агрессивно. Воспитатель может сердиться на детей т.к. они часто неловкие, импульсивные или им трудно следовать указаниям и инструкциям.
Вот некоторые другие общие проблемы, которые отмечаются в жизни ребенка с осязательными трудностями:
* избегает определенных структур и материалов (одежда, краски, пластилин);
* дети стремятся постоянно быть чистыми, не любят пачкаться;
* дети нетерпимы к обычному контакту и касанию;
* дети постоянно "трутся"о предметы иногда их облизывают;
* не любят стоять близко друг к другу (в очереди,толпе, детские праздники);
* любят только определенную одежду (без швов);
* трудно определить предмет на ощупь;
* любит быть в ограниченном пространстве (например, обернутым в одеяло);
* иногда избирательны в еде.
Практика показывает, что нарушения в ЭВС и поведении также часто
оказываются связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью
Таким детям свойственна:
-раздражительность, нервозность
-трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация
-не переносит прикосновений, не смотрит в глаза
-сложности в общении, предпочитает играть один и т.д.
Целью моей работы является обогащение чувственного опыта детей,
создание связей в головном мозге,путем экспериментирования, игр,
продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами,
знакомство со свойствами.
Здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют запах.
Ценность сенсорного уголка заключается в его универсальности:
-доступность обогащения среды;
-нет возрастных ограничений;
-разнообразность наполнения;
-взаимозаменяемость;
-возможность разнообразного выбора.
Организация коррекционно - развивающих групп
Цель –решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
(развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды
восприятия, обогащать их чувственный опыт;
(развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические
ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
(повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и
воспитанию дошкольников;
(повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию
дошкольников у педагогов.
Сенсорный уголок предназначен:
(для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
(развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
(снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
(создания положительного эмоционального фона, повышения
работоспособности ребенка;
(активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия,
памяти);
(повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной
деятельности дошкольников.
Игры проводятся индивидуально и по подгруппам (от 4 до 6 детей).
Рекомендуется формировать подгруппы с учетом возраста.
В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2 -х лет.
Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий.
Время проведения игр варьируется в зависимости от возраста.
Организация сенсорного уголка
Данный сенсорный уголок располагается в кабинете психолога и поделен на 2 зоны: для работы с песком и для работы с крупами. Также им может быть и
оборудована группа или даже отдельная комната. Рекомендуется несколько рабочих столов, за которыми работают дети, емкости для круп и песочница. Затем необходимо только пополнять уголок интересными
дидактическими пособиями для обогащения чувственного опыта детей.
В сенсорном уголке собрано много материала на развитие тактильных
ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жѐлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое др
угое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
С помощью упражнений в сенсомоторном уголке я помогаю детям
взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, ―рождения образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях
похожи на крону деревьев и т.д.
Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даѐт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами
Блок 1.
Игры с песком
Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы
Далее представлены примеры некоторых игр
1.Отпечатки наших рук
-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
-выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
-пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
-создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные
причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими
-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, ежиком и т.д.);
- пройтись по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после –двумя руками одновременно (сначала только указательным, потом –средними, затем –безымянными, большими, и наконец -мизинчиками);
-поиграть пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или
компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук,
совершая мягкие движения вверх-вниз.
Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
-сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке
загадочные следы.
2. Что же спрятано в песке? -взрослый и ребенок вместе погр
ужают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности;
- Мина. Можно в качестве мины использовать руку, или любую игрушку.
В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям
предмета, что же именно закопано.
-Узнай на ощупь, ребенку предлагается на ощупь узнать, что спрятано
(вариации игры Чудесный мешочек).
3. Откопай разгадку. Ребенку рассказывается загадка, а разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.
4."Печем куличики. В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даѐм малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с
песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти
(откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики.
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй
половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличик и будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Затем мы можем предложить малышу сравнить "куличик" и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твѐрдый и хрупкий). А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?
5. Следы. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.
Идут медвежата —ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на
песок.
Прыгают зайцы —кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Ползут змейки —ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук
делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Бегут жучки-паучки —ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом —жучки здороваются).
Кроказябра —дети оставляют на песке самые разнообразные следы,
придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать егожителем песочной страны).
6."Спрячь игрушки"
Ход игры: Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).
После того как ребенок отберѐт нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.
7. Сказка "Три медведя"
Ход игры: Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнѐм наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нѐм должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.
Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.
8. Упражнение Песочный дождик
В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
9. Песочная фея.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
10. Упражнение Песочный ветер (дыхательное)
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, задувая его в песок, можно также выдувать углубления,ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля
Блок 2.
Игры с крупой
Игры с крупами –это универсальное средство. У каждой крупы разная
текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду.
Перед тем как начать игры с крупами, идет предварительная работа с детьми
по ознакомлению с названием круп, их свойств. Для детей старшего возраста
–способами приготовления.Также используется литературное слово: сказки про кашу, загадки, поговорки, стихи и т.п.
Для этого разработаны дидактические
пособия: Какая бывает крупа, Рассказ о каше
Чудесный мешочек
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая вмешочек, найти нужный предмет.
Узнай фигуру
Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно
-воспринимаемому образцу.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Содержание: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.
Гремушечки
Насыпьте в яички из-под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные
баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте, что каждая из них различна по звучанию.
Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.
Рисование Насыпьте крупу на поднос или другую плоскую поверхность и немного разровняйте. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиком на крупе.
-Рисовать пальцем по подносу с крупой простые
объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек).
-Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные). Бассейн для пальчиков
Подготовка: Насыпать крупу (от 1 кг.) в большую емкость (таз, надувная игрушка).
Как играть:
-Прятать в крупе кисти рук.
-Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, маленькие мячики,
ракушки, шишки и т.д.), а потом находить их.
-Сжимать и разжимать в крупе кулачок. Можно сопровождать эту игру такими
словами: Вот как пальчики играются: открываются, закрываются.
Рекомендации:В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп.
Пересыпание
Как играть:
-Зажимая крупу в кулачок (кулачки), пересыпать ее из одной емкости (тазик,
миска, кастрюля) в другую. Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко);
насыпать крупу в ячейки коробки от конфет.
-Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком
(например, воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей), различными
ложками, совочками.
-Пересыпать из одного стаканчика в другой.
-Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. Вставить воронку в бутылочку и насыпать в воронку ложкой крупу, наблюдая исчезновение последней.
Раскладывание
Как играть:
-Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда) двумя пальчиками или при помощи большого пинцета.
Просовывание
Подготовка:Сделать небольшое отверстие в крышке бутылочки (например, после детского йогурта).
Как играть.
-Просовывать фасоль (горох) через отверстие в крышке бутылочки.
Просеивание крупы
Подготовка:Перемешать в миске манку и горох (фасоль). Приготовить ситечко, ложку, и еще две миски: большую и маленькую.
Как играть:
-Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки).
Оставшуюся фасоль (горох) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.
Сортировка
Подготовка:Перемешать в миске красную и белую фасоль. Подготовить две миски, желательно, красную и белую.
Как играть:
-Сортировать фасоль по цвету. Брать по одной двумя пальчиками.
-Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат,
солнышко, цветочек).
-Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).
Аппликация
Подготовка:Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея.
Как играть:
-Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой,
придавливая крупу, стряхнуть лишнее.
Рекомендации.
Эффектно выглядит аппликация на темных листах бумаги.
Пластилиновые картинки
Подготовка:Размазать пластилин по картону, нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой.
Как играть:
-Выкладывать горох (фасоль, чечевицу) по контуру рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку.
Вдавливание
Подготовка:Сделать лепешку из теста или пластилина.
Как играть:
-Взять одно зернышко (фасоль, горох, чечевицу) двумя пальцами, положить на
лепешку и надавить одним пальчиком. От обратного процесса
–вынимания зерен из теста дети получают огромное удовольствие.
Игра Чтобы было чисто
Насыпьте горкой мелкую крупу и предложите ребенку собрать ее в пакет с
помощью ложки или другого приспособления на ваше усмотрение.
Игра Золушка
Для этой игры заранее смешивают, например горох с бобами или гречу с
фасолью, затем дают поручение ребенку отделить одно от другого.
Игра Варежки
Для этой игры в варежки насыпают разную крупу и просят ребенка на ощупь определить какая это крупа. Если ребенок затрудняется можно обратить
его внимание на то, что цвет варежки соответствует цвету баночки
Результаты работы
На данном этапе моей работы можно подвести следующие итоги:
У детей:
(повысилась любознательность, пытливость;
(сформировались знания об определенных сенсорны
х эталонах;
(дети овладевают рациональными приемами обследования;
(дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;
(проявляется желание творить;
(повысился интерес к опытно -экспериментальной деятельности.