Личностно-ориентированные технологии на уроках в начальной школе с обучающимися с умственной отсталостью.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Личностно-ориентированные технологии на уроках в начальной школе с обучающимися с умственной отсталостью.
Автор: Блинова Олеся Андреевна

Личностно-ориентированные технологии на уроках в начальной школе с обучающимися с умственной отсталостью.
Личностно-ориентированные технологии- это организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности.
Цель личностно-ориентированных технологий – это создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.
Средства достижения педагогом этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания;
- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Основными подходами личностно-ориентированного образования являются:
Разноуровневый подход— ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход— выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход— распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Субъектно-личностный подход— отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
В своей работе я использую объяснительно-иллюстративные технологии для облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации. Это использование наглядных пособий, раздаточного материала, презентаций.
(Звуковичок, Минутка выразительности (остановки), буквы из наждачной бумаги, цифры из гофрированной бумаги, элементы букв (зонтик, крючок).
На своих уроках я применяю технологии уровневой дифференциации обучения, все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя трехуровневые задания, таким образом у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с сильными детьми. Сильные обучающиеся активно реализуют свое стремление быстро продвигаться вперед, слабые – меньше ощущают свое отставание от сильных учащихся.
(Числовые домики; соотношение количества предметов с цифрой (карточки с прищепками); элементы букв ( показ цветных элементов, обучающиеся выкладывают у себя на листе; другие выкладывают без демонстрации элементов, по названию учителя; другие выкладывают буквы из перечисленных элементов);карточка (знакомство с новой цифрой (слева выложить 3 квадрата, справа 1 круг; знакомство с составом числа(наверху карточка с цифрой 4, слева 2 квадрата, справа 2 круга); закрепление знания состава числа(наверху карточка с цифрой 6, слева карточка с цифрой нет, справа цифра 1. Какая цифра пропущена?)
Применяю технологию индивидуального обучения (работа с индивидуальными карточками). Обучающийся получает индивидуальную карточку, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно. Для каждого ученика карточку подбираю в соответствии с его умственными способностями. После выполнения задания провожу беседу: Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 19? В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование индивидуальных карточек активизирует ребенка в процессе беседы. Ситуация успеха дает возможность вовлекать ученика в работу по выполнению дальнейших заданий.
С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на уроке использую информационно-коммуникативные технологии. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. На своих уроках я использую следующие нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках обучающиеся ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность,творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.
Здоровьесбережение является одним из подходов в личностно-
ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции.
Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием в ходе уроков чтения и речевой практики. Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки. Детям нравятся уроки, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку.
Использую технологию мнемотехники. Как известно, у детей с умственной отсталостью, способность к произвольному и осмысленному запоминанию развита слабо. У обучающихся низкий уровень мышления, память механическая и кратковременная. Им требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал.
Поэтому для улучшения процесса запоминания обучающихся с умственной отсталостью, я выбрала технологию мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Первым этапом обучения являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, учитель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Работа с использованием мнемотаблиц состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.
Этап 1: Рассмотрение таблицы, разбор того, что на ней изображено.
Этап 2: Преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3: После перекодировке осуществляется пересказ с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при её показе ему. При этом основной упор делается на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?
Для детей с уо желательно давать мнемотаблицы цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята- желтого цвета, елочка –зеленая и т.д.
Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание самой сказки.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е всё то что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтоб было понятно детям!
Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:
ЁЛОЧКА Н.Нищева
Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки.Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки.
–Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
–Перед нами елочка. Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – Шишечки иголочки. Рисуем …. И т.д.
–Наше стихотворение нарисовано, мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
–Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.
Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.
–Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?
–Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.
–На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..