Экологического мероприятия с элементами народного фольклора для детей средней группы "Праздник русской берёзы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологического мероприятия с элементами народного фольклора для детей средней группы "Праздник русской берёзы"
Автор: Зырянова Елена Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка»р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Конспект экологического мероприятияс элементами народного фольклора для детей средней группы «Праздник русской березы» Воспитатели: Зырянова Е.В. Волкова Н.А. 2019г Праздник русской берёзы Семик — девичий праздник(фольклорная игротека для дошкольников)Проводят игротеку Ведущая и Семик. Ведущая, с березовым веночком на голове, предлагает детям свободно расположиться вокруг березки, которую так любили и почитали наши предки. Она рассказывает детям о том, что на Зеленые святки (Семик, Троица) березки в лесу украшали и устраивали вокруг них веселые хороводы, игры, забавы. Затем обращает внимание на гостя, одетого в русскую рубаху.Семик: Я — Семик. Прихожу в четверг перед Троицей. В старину меня любили и почитали. В этот день в лесу зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу — в воскресенье — дом ими украсить.Ведущая: А почему, Семик, в народе тебя называют девичьим праздником?Семик: Девушки меня особенно любили. На Семик они венки заплетали и гадали по ним на суженых, загадывали желания. А делали они это так: бросали венки в воду и смотрели, чей первым к берегу приплывет, той девушке и первой замуж выходить.Ведущая: Приглашаем тебя, Семик, вместе с нами порадоваться лету красному, поиграть.Игра «Ручеек» Ведущая и Семик встают в пару, берутся за руки и поднимают их над головой. За ними — все играющие. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к истоку, началу ручейка, и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (выбирает себе пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, сразу идет в самое начало ручейка. Игра продолжается. Семик достает корзину с разноцветными полосками, лентами и приглашает девочек подойти к березке, «заплести ей косы», украсить ее по старинному обычаю.Семик: Березка, березка, Завивайся, кудрявая. К тебе девушки пришли, К тебе красные пришли.Девочки образуют вокруг березки хоровод и водят его с песней «Во поле береза стояла»:Ведущая: На поляне, на лугуГнулася березонька.Завивали девушки,Лентой украшали,Березоньку прославляли:— Белая березонька,Ходи с нами гулять,Пойдем песни играть.Семик: А кто знает, какая игра была самой любимой на Зеленые святки? Правильно, горелки. Давайте поиграем.Игра «Горелки» Горелки были традиционной игрой весенних и летних праздников, поэтому известно много вариантов этой игры. Предлагаем один из них. Семик выбирает водящего — «горелку» («горящего»). Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в последней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой — по левую и стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флажками или веточками березы), к которому стоящие в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все. «Горящий» бежит за любым играющим и старается запятнать его прежде, чем он добежит до условленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «горит», т. е. ловит следующую пару. Когда все соберутся на условленном месте, играющие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова. При этой игре используются разные приговорки, в каждой местности свои: Гори, гори жарко! Едет Захарка, Сам на кобылке, Жена на коровке, Дети на тележках, Слуга на собаках, Погляди-ка вверх — Там несется пест. Стой, гори на месте, Гори, не сгорай, По бокам глазами Поменьше стреляй, А гляди на небо, Там журавли А мы ноги унесли! Гори, гори ясно Чтобы не погасло Стой подоле Гляди на поле Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды горят, Журавли кричат: Гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!После игры Семик собирает детей вокруг нарядной березки и рассказывает о традициях народного праздника: в этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; девушки загадывали желание и кумовались. Предлагает девочкам кумоваться. Семик: Кумушки, кумитеся, Где сойдетесь, поклонитеся, Домой пойдете — не бранитеся. Девочки разбиваются на пары, приговаривают: Покумимся, кума, покумимся, Чтобы нам с тобой не браниться, Весело дружить. Ведущая передает им березовый веночек, девочки троекратно целуются через него и обмениваются самодельными подарками (украшения из природного, бросового материала, бумаги и пр.).Игра «Колечко»Это игра для девочек. На ленточку надевают колечко (все это Семик достает из своей корзинки), а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, — «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» — а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживаем что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».Песня «Про лето»