Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
Автор: Попов Вадим Иванович
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ«ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯпо выполнению самостоятельных работпо учебной дисциплинеБЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИдля специальностей 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования; 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилейГолышманово2018Методические указания по выполнению самостоятельных работ подисциплине «Безопасность жизнедеятельности» разработаны для реализациисреднего общего образования. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Голышмановский агропедагогический колледж» (ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»).Разработчик: Попов В.И., преподаватель ГАПОУ ТО "Голышмановский агропедколледж».СодержаниеПояснительная записка 41.Карта самостоятельной работы обучающегося 62.Порядок выполнения самостоятельной работы обучающегося 72.1Инструкция по овладению навыками самостоятельной учебной работы 72.2Инструкция по выполнению самостоятельной учебной работы 15Список литературы 21Пояснительная запискаМетодические указания по выполнению самостоятельных работ по учебнойдисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлены в соответствии с рабочейпрограммой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всехспециальностей.Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе организации их выполнения.Задачами методических указаний по выполнению самостоятельных работ являются:активизация самостоятельной работы обучающихся;содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;управление познавательной деятельностью обучающихся.Методические указания по выполнению самостоятельных работ состоят из картысамостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работыобучающимся, инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы,инструкции по овладению самостоятельной учебной работы, списка литературы.В карте самостоятельной работы указаны наименования тем, которые вынесены насамостоятельное изучение, наименование самостоятельных работ, количество часов,отведённых на выполнение самостоятельной работы, обязательные формы самостоятельной работы и формы контроля.Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоватьсярекомендованными литературой, интернет источниками и другими источниками поусмотрению обучающегося.Выполненные работы позволяют приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки к занятиям, что очень важно в дальнейшем.Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории.Предусмотрены следующие виды контроля:-устный опрос;- письменный опрос.Результаты контроля выставляются преподавателем в журнал учебных занятий.В данном методическом указании описаны обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», дан порядок их выполнения.Методические указания содержат список литературы, необходимой для выполнения самостоятельной работы обучающихся.В дальнейшем методические указания могут перерабатываться при изменениирабочей программы учебной дисциплины.Самостоятельная работа обучающегося выполняется в рабочей тетради длявыполнения самостоятельных работ, за исключением тех работ, которые требуют иногооформления.Карта самостоятельной работы обучающегосяПорядок выполнения самостоятельной работы обучающимся2.1 Инструкция по овладению навыками самостоятельной учебной работыПодготовка сообщенияПодготовка сообщения - это вид внеаудиторной самостоятельной работыпо подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания насеминаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характеруточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд поопределенным проблемам.Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации,но и ее характером - сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическимиили статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно можетвключать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.Для подготовки сообщения нужно:собрать и изучить литературу по теме;составить план или графическую структуру сообщения;выделить основные понятия;ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;оформить текст письменно;сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.Сообщение выполняется в соответствии с общими требованиями кподготовке и оформлению рефератов в ГАПОУ ТО "Голышмановский агропедколледж»Критерии оценки сообщения:Оценка «5» ставится, в случае если выполнены все требования к написанию изащите: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткийанализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логичноизложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрытаполностью, соблюдены требования к оформлению, даны правильные ответы надополнительные вопросы.Оценка «4» - основные требования к сообщению и его защите выполнены, но приэтом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложенииматериала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеютсяупущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполныеответы.Оценка «3» - имеются существенные отступления от требований. В частности:тема оснащена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании илипри ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.Оценка «2» - тема не раскрыта, обнаруживается существенное непониманиепроблемы.Подготовка докладаДоклад - это словесное или письменное изложение сообщения наопределенную тему. Способствует формированию навыков исследовательской,работы расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить.При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобратьосновные источники. Работая с источниками, следует систематизироватьполученные сведения, сделать выводы и обобщения.Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места илисделать выписки.Составить план доклада.Написать доклад, в заключении которого обязательно выразить своёмнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.Прочитать текст и отредактировать его.Оформить в соответствии в соответствии с общими требованиями кподготовке и оформлению рефератов в ГАПОУ ТО "Голышмановский агропедколледж»Критерии оценки доклада:Оценка «5» ставится, в случае если выполнены все требования к написанию изащите: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткийанализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логичноизложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрытаполностью, соблюдены требования к оформлению, даны правильные ответы надополнительные вопросы.Оценка «4» - основные требования к докладу и его защите выполнены, но приэтом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложенииматериала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполныеответы.Оценка «3» - имеются существенные отступления от требований. В частности:тема оснащена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании илипри ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.Оценка «2» - тема не раскрыта, обнаруживается существенное непониманиепроблемы.Составление таблицы и её заполнениеСоставление сводной (обобщающей) таблицы по теме -это видсамостоятельной работы обучающегося по систематизации объёмнойинформации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формированиеструктуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизацииматериала и развивает его умения по структурированию информации. Краткостьизложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамкахтаблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановыйматериал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицысоздаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придатьему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носитобязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний впроцессе контроля. Оформляется письменно.Критерии оценки заполнения таблицы:Оценка «5» ставится, если таблица оформлена и заполнена в полном объёме;смысловые части выделены правильно.Оценка «4» - таблица заполнена в полном объёме небрежно или допущена ошибка;Оценка «3» - таблица заполнена не в полном объёме с более 3-х замечаний;Оценка «2» ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено большеошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».Обзор СМИСредства массовой информации (с фр. калька) - это система сообщениявизуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательногоканала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую формураспространения.К видам СМИ относятся:Печатные издания (журналы и газеты);Электронные СМИ (интернет-издания, радио, телевидение);Средства массовой информации (СМИ) - это способ, позволяющийдонести разного рода информацию, используя принцип широковещательногоканала. Они вещают для большой аудитории, их работа постоянная. СМИдоносят до народа различную информацию - словесную, звуковую, визуальную.При обзоре СМИ следует руководствоваться следующими рекомендациями:Изучить рекомендуемые источники СМИ, законспектировать в рабочейтетради, продумать план своего выступления на занятии. Продумываниематериала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этапсамостоятельной работы и залог успешного выступления.При возникновении затруднений по выполнению данного вида работы,обратиться к преподавателю за консультацией.Критерии оценки:Оценка «5» ставится, если обзор СМИ полностью соответствует предложеннойтеме; наличие в тексте убедительных фактов и аргументов; сделаны правильновыводы и проработана логика изложения.Оценка «4» ставится, если обзор СМИ выполнен недостаточно правильно, естьнедочеты в изложенном материале; работа выполнена небрежно; выводысделаны недостаточно полно.Оценка «3» ставится, если выполнено 2\3 всей работы и обзор СМИ неполностью соответствует предложенной теме.Оценка «2» ставится, если выполнено менее 2\3 работы или есть замечания инедочеты, обзор СМИ не соответствует предложенной теме.Подготовка презентацииПрезентация (от англ. «рrеsеntаtiоn» — представление) — это наборкартинок-слайдов на определенную тему, которые хранятся в файлеспециального формата. На каждом слайде можно содержать произвольнуютекстовую, графическую или видеоинформацию, анимацию, звук изподготовленного аудиофайла, а так же и записанный с микрофона. Презентациилегко создавать с помощью программы MSPowerPoint.Критерии оценки презентации:Оценка «5» ставится, в случае если выполнены все требования к оформлению изащите: обозначена тема, изложена собственная позиция, сформулированывыводы, тема раскрыта полностью, соблюдены требования к оформлению, даныправильные ответы на дополнительные вопросы.Оценка «4» - основные требования к презентации и её защите выполнены, но приэтом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложенииматериала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеютсяупущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполныеответы.Оценка «3» - имеются существенные отступления от требований. В частности:тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании илипри ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.Оценка «2» - тема не раскрыта, обнаруживается существенное непониманиепроблемы.Составление схемыСоставление схем - это более простой вид графического способаотображения информации. Задания по составлению схем удобны, особенно там,где представлен большой объём информации.Схемы отражают точность и лаконичность ответов, формулировок,необходимых для точной визуализации задания.Критерии оценки:Оценка «5» ставится, если схема составлена правильно и в полном объёме;смысловые части схемы выделены правильно.Оценка «4» - схема составлена в полном объёме, но небрежно или допущенаошибка;Оценка «3» - схема составлена не в полном объёме с более 2-х замечаний;Оценка «2» ставится, если составлено менее 2\3 схемы, допущено большеошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».Составление конспектаКонспект - это краткое, связное и последовательное изложениеконстатирующих и аргументирующих положений текста. В ходе выполненияработы обучающийся читает текст учебника и подразделяет его на основныесмысловые части, выделяет главные мысли, понятия, взаимосвязи, делаетвыводы.Составление конспекта осуществляется по следующему алгоритму:В ходе выполнения работы обучающийся читает параграф и подразделяет егона основные смысловые части, выделяет главные мысли, понятия,взаимосвязи, делает выводы.Как писать конспект:В ходе подготовки к составлению конспекта изучить основную литературу,ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями впериодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендациипреподавателя и требования учебной программы.Прочитайте текст и выделите основные смысловые компоненты.Составьте план - основу конспекта.Основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте втетради после наименования темы;Прочитайте еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы)последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие ихвыводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания);Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писатьсокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делатьлишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условныеобозначения;Для того чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала егосодержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам иподпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания,используйте карандаши и ручки разного цвета.Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает»Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется насоблюдении настоящих правил и изучении рекомендованной литературы.Правила оформления конспекта:Конспект должен быть оформлен в тетради;Конспект должен начинаться с наименования темы;Каждый новый смысловой компонент должен начинаться с нового абзаца;Определения, термины должны быть выделены (подчеркиванием, другимцветом);В конспекте необходимо оставить место (широкие поля) для дополнений,заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.Критерии оценки конспекта:Оценка «5» ставится, если конспект составлен правильно; тема раскрытаполностью, смысловые части выделены в соответствии;Оценка «4» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта полностью,смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии справилами оформления конспекта;Оценка «3» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта не полностью,смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии справилами оформления конспекта.Оценка «2» - конспект не в полном объёме или не составлен вообще,обнаруживаются существенные ошибки.Подготовка к устному опросуОтвет нужно строить так, чтобы всё в нём было подчинено одной главноймысли. Готовясь к устному или письменному ответу, обдумайте, с какой цельювы будете говорить, какую мысль и как доказывать, в чём убеждать и к какимвыводам подводить.Подберите материал и составьте план ответа.Определите стиль своего ответа и соответствующие ему выразительные средства.Определите, как будете говорить: торжественно, спокойно, критически, громко,тихо, в каком темпе.Проговорите свой ответ перед зеркалом или близким людям, другу или подруге,словами, жестами, мимикой.Критерии оценки:Оценка «5» обучающийся глубоко изучил учебный материал; последовательно иисчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.Оценка «4» - обучающийся твёрдо знает учебный материал; отвечает безнаводящих вопросов и не допускает при ответе серьёзных ошибок.Оценка «3» - обучающийся знает лишь основной материал; на заданные вопросыотвечает недостаточно чётко и полно, что требует дополнительных и уточняющихвопросов преподавателя.Оценка «2» -обучающийся имеет отдельные представления об изученномматериале; не может полно и правильно ответить на поставленные вопросы, приответах допускает грубые ошибки.Подготовка ответов на контрольные вопросыПодготовка ответов на контрольные вопросы - один из методов активизациитворческого процесса.Ответ нужно строить так, чтобы всё в нём было подчинено одной главной мысли.Готовясь к устному или письменному ответу, обдумайте, с какой целью вы будетеговорить, какую мысль и как доказывать, в чём убеждать и к каким выводамподводить.Подберите материал и составьте план ответа.Определите стиль своего ответа и соответствующие ему выразительные средства.Определите, как будете говорить: торжественно, спокойно, критически, громко,тихо, в каком темпе.Проговорите свой ответ перед зеркалом или близким людям, другу или подруге,словами, жестами, мимикой.Критерии оценки:Оценка «5» обучающийся глубоко изучил учебный материал; последовательно иисчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.Оценка «4» - обучающийся твёрдо знает учебный материал; отвечает безнаводящих вопросов и не допускает при ответе серьёзных ошибок.Оценка «3» - обучающийся знает лишь основной материал; на заданные вопросыотвечает недостаточно чётко и полно, что требует дополнительных и уточняющихвопросов преподавателя.Оценка «2» - обучающийся имеет отдельные представления об изученномматериале; не может полно и правильно ответить на поставленные вопросы, приответах допускает грубые ошибки.Подготовка к зачёту являетсяОсновной формой учета (контроля) успеваемости и знаний обучающихсяявляются зачеты.Обучающиеся заранее должны подготовится к устному зачёту по вопросам.Устный зачет проводится в форме устной беседы без предоставления времени наобдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному обучающемусявопросу производится без подготовки к ответу по изученным разделам курса илиего частям. Во время зачёта обучающиеся должны продемонстрировать и знания,и умения вести полемику и отстаивать свою точку зрения.2.2 Инструкция по выполнению самостоятельной учебной работыТема: Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характераСамостоятельная работа №1.Заполнение таблицы «Классификация ЧС».Методические указания: заполнить таблицу в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Таблица «ЧС природного, техногенного и военного характера» оформляется изаполняется в тетради для самостоятельной работы обучающегося по предложеннойформеТема: Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военноговремениСамостоятельная работа №2.Подготовка доклада по теме: «ЧС природного характера характерные для территорииТюменской области, действия в них».Методические указания: подготовить доклад в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирногои военного времениСамостоятельная работа №3.Подготовка презентации по теме «Средства индивидуальной защиты».Методические указания: подготовить презентацию в соответствии спорядком выполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Защита населения при авариях (катастрофах) на транспортеСамостоятельная работа №4.Подготовка ответов на контрольные вопросы.Методические указания: подготовить ответы на контрольные вопросы всоответствии с порядком выполнения самостоятельной работы п. 2.1Контрольные вопросы:Какие существуют рекомендации по обеспечению безопасности во время авариина автотранспорте?Что следует делать при возникновении пожара в общественном транспорте?Как обезопасить себя при аварийной посадке самолёта?Как обезопасить себя при экстренном торможении поезда?Какие аварийные ситуации могут произойти на борту самолёта во время полёта?Тема: Защита населения при авариях (катастрофах) на производственныхобъектах-Самостоятельная работа №5.Подготовка презентации по теме: «Пожароопасные и взрывоопасные объекты»Методические указания: подготовить презентацию в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологическойобстановкеСамостоятельная работа №6.Составить конспект по теме: «Экологическая безопасность в России».Используя, интернет ресурсы составьте конспект по теме: «Экологическая безопасностьв России».Методические указания: составить конспект в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ)Самостоятельная работа №7.Подготовка презентации по теме: «Влияние сотовой связи на организм человека»Методические указания: подготовить презентацию в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Защита населения от террористических воздействийСамостоятельная работа №8.Подготовка презентации по теме: «Мероприятия по обеспечению личной безопасности»Методические указания: подготовить презентацию в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономикиСамостоятельная работа №9.Подготовка ответов на контрольные вопросы.Методические указания: подготовить ответы на контрольные вопросы всоответствии с порядком выполнения самостоятельной работы п. 2.1Контрольные вопросы:Что понимается под устойчивостью объекта?Охарактеризуйте условия устойчивого функционирования объекта.Каков порядок проведения исследования устойчивости объекта?Перечислите основные мероприятия по повышению устойчивости объекта.Тема: Основные правила оказания первой медицинской помощи (ПМП)Самостоятельная работа №10.Заполнение таблицы «Виды ран»Методические указания: заполнить таблицу в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Таблица «Виды ран» оформляется и заполняется в тетради для самостоятельной работыобучающегося по предложенной формеТема: Основные правила оказания первой медицинской помощи (ПМП)Самостоятельная работа №11.Подготовка ответов на устные вопросы.Методические указания: подготовить ответы на вопросы для устного ответав соответствии с порядком выполнения самостоятельной работы п. 2.1Вопросы:Что такое рана, и какими признаками она характеризуется?Какие различают виды ран? Чем они характеризуются?Какие могут быть опасные осложнения ран?4.Какие используют меры профилактики осложнений ран?5.В чём заключается первая помощь при раненииТема: Основы обороны государстваСамостоятельная работа №12.Составление схемы «Структура Вооружённых Сил Российской Федерации».Методические указания: составить схему в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Военная служба - особый вид федеральной государственной службыСамостоятельная работа №13.Обзор СМИ по теме: «Возможные войны или конфликты против России».Методические указания: провести обзор СМИ в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Тема: Уставы Вооружённых Сил Российской ФедерацииСамостоятельная работа №15.Заполнение таблицы «Уставы ВС РФ»Методические указания: заполнить таблицу в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Таблица «Уставы ВС РФ» оформляется и заполняется в тетради для самостоятельнойработы обучающегося по предложенной формеТема: Основы военной службы в воинских частяхСамостоятельная работа №16.Подготовка ответов на устные вопросы.Методические указания: подготовить ответы на вопросы для устного ответав соответствии с порядком выполнения самостоятельной работы п. 2.1Вопросы:Что означает понятие «воинская обязанность»?Что предусматривает воинская обязанность?С какого момента гражданин приобретает статус военнослужащего?Что такое внутренняя служба?Каков порядок прохождения военной службы по призыву?Самостоятельная работа №17.Подготовка к зачётуМетодические указания: подготовиться к зачёту в соответствии с порядкомвыполнения самостоятельной работы п. 2.1Теоретические вопросы:Классификация чрезвычайных ситуаций.Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, наиболеевероятных для Тюменской области.Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.Инженерные защитные сооружения.Защита населения при авариях на производственных объектах.Вредные и опасные производственные факторы.Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захватев качестве заложника.Оповещение и информирование населения об опасности.Основы обороны государства.Порядок прохождения воинской службы.Общевоинские уставы.Правила безопасного поведения при пожарах.Первичные средства пожаротушения.Правила и приёмы остановки кровотечений.Порядок и правила проведения реанимационных мероприятий.Гигиенические основы рационального питания.Список литературыБондин, В.И., Семехин, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебноепособие. - Москва: ИНФРА-М: Академцентр, 2014. - 349 с.Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник /Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательскийцентр «Академия», 2012. - 320 с.Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник / В.Ю.Микрюков. - Москва: КНОРУС, 2014. - 288 с.Микрюков, В.Ю. Основы военной службы [Текст]: учебник / В.Ю. Микрюков. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 384 с.Интернет-источники