Мастер-класс "Пишем творческое эссе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс "Пишем творческое эссе"
Автор: Серова Тамара Васильевна

МАСТЕР – КЛАСС «ПИШЕМ ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ»Цель: в процессе активного педагогического общения по освоению техники написания эссе продемонстрировать, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.Задачи:- показать педагогам способы ознакомления детей с жанром эссе;- активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.Форма проведения: лекционно – практическая; для педагогов, без участия детей.Оборудование: компьютер, проектор, «ПАМЯТКА №1», «ПАМЯТКА №2»; разноцветные лепестки с надписями – 3 шт.; живой цветок для описания – 1 шт.; фломастеры, ручки; листочки; ваза с цветами.ХОД ЗАНЯТИЯ
  • Вхождение в занятие
  • СЛАЙД 11.     ПриветствиеПедагог. Здравствуйте! Свой мастер-класс я хочу начать с высказывания К. А. Ушинского: «Отнимите у народа всё – и он всё может воротить; но отнимите язык, и он никогда более не создаст его; вымер язык в устах народа – вымер и народ». На протяжении всей школьной программы мы с ребятами изучаем лексику. Это важный момент в обучении, в формировании лингвистической культуры образованного человека. Ни для кого не секрет, что лексический, словарный запас молодежи оставляет желать лучшего, дети мало читают.Для сравнения, Пушкин имел словарный запас, равный 21 тысяче уникальных слов, при общем их количестве в 300 тысяч. Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас индейца из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина из известного произведения легко и свободно обходилась тридцатью…». Задача учителей-словесников – заинтересовать ребят своим предметом, приобщить к чтению, тем самым обогатить их читательскую культуру, формировать культурную, образованную личность, способную грамотно и красиво выражать свои мысли как письменно, так и устно. Многолетняя работа и анализ словарной работы в школе привел к выводу о том, что наши школьники имеют скудный словарный запас. Цель моего мастер класса - показать многообразие форм и приемов для обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся.Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу сегодня поделиться с Вами своим педагогическим опытом. СЛАЙД 2Приём «Позитивное настроение» Предлагаю создать позитивное настроение: встаньте, пожалуйста, круг. Сейчас мы будем передавать цветок и говорить друг другу комплименты. Я начну. Педагог. Спасибо, я надеюсь, что вы с интересом будете работать на сегодняшнем мастер-классе, немного почувствуете себя в роли ученика, возможно, какие-то элементы возьмете на заметку.Педагог. Прошу всех присесть, но прежде разделимся на группы. Сделаем это с помощью цветов, которые вы сами выберете.(3 пары)Итак, начнем работу. Рассуждение о зеркале.- Для чего нужно зеркало?- Когда мы им пользуемся?- Какие ассоциации связаны с зеркалом?- Почему человеку необходимо самопознание?2.Объявление темы Слайд 3 Этот огромный мир и есть зеркало, в которое нам нужно смотреться, чтобы познать себя до конца.М.МонтельИстория жанраРодоначальником эссе считается французский философ Мишель де Монтень. В 1589 году Монтень опубликовал книгу, которую назвал «Les Essais» (Опыты) (фр. «essai» - очерк, попытка, проба), куда вошли размышления «О любви», «О воспитании детей», «О пытке», «О совести», «О страхе» и др.Тема нашего занятия «Творческое эссе»СЛАЙД 4 ДомысливаниеИсходя из темы, сформулируйте цель нашего занятия.Предлагается слова "помощники" (по группам):Хочу узнать…Приобрету навык…Буду уметь…С помощью слов "помощников" участники формулируют цели урока (Помещаем на доску)Сегодня на занятии мы с вами будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, мы расширим знания о жанре эссе и будем продолжать учиться культуре общения в совместной творческой работе.II.               Актуализация опорных знаний1.    Погружение в темуПедагог. Прежде чем мы займемся творчеством, я хотела бы пригласить вас в путешествие по жанру эссе и напомнить, что такое эссе, какова его структура и характерные черты. Таинственное слово «эссе»Эссе – это, пожалуй, один из самых распространённых и таинственных жанров.Работа со словарями в поисках определения эссе. ВыступлениеШкольный толковый словарь русского языка (А.А.Семенюк, М.А.Матюшина):Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и др. проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной, авторской форме.Большой Российский энциклопедический словарь:Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.Словарь русского языка С.И.Ожегова:Эссе жанр философской, литературно-критической, публицистической и художественной литературы – сочинение небольшого объёма по какому-либо частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения.Популярный словарь русского языка толково-энциклопедический (А.П.Гуськова, Б.В.Сотин):Эссе – небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.СЛАЙДЫ 5,6,7Каковы же характерные особенности эссе? К ним относятся: образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.СЛАЙД 8,92.    Словарная работа с «ПАМЯТКОЙ №1»Педагог. Если вам в определении встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, в этом вам поможет ПАМЯТКА №1. Памятка №11.   Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.2. Афористичный – построенный на афоризмах, содержащий афоризм.3.   Образность (образ) – живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь4.   Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.5.   Философский – глубокомысленный, серьезный.6.   Раздумье – состояние сосредоточенности, задумчивости.7.   Впечатление – след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.СЛАЙД 10Обратимся теперь к структуре эссе. По сути своей эссе состоит из таких же частей, что и обычное сочинение по литературе: вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.СЛАЙД 11 3.  Первичное закрепление полученных знаний. Прием педагогической техники «Своя опора»Работа с разноцветным конспектом.Педагог. А теперь давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветный конспект, на лепестках которого написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам необходимо убрать лишние лепестки. Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжайте.На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциация, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким. Убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: фантазия, образность, ассоциация, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким, которые они выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.Педагог. Спасибо, мы справились с заданием. СЛАЙД 12 1.  Словарная разминка. Игра в «Ассоциации»Педагог. Продолжаем нашу работу, давайте теперь перейдем к творчеству.Перед вами цветок. О чем вы думаете, глядя на него, какие ассоциации возникают у вас? Оформите, пожалуйста, свои ассоциации словом или словосочетанием. Итак, я начинаю: ЦВЕТОК благоухающий… (ребята продолжают: зеленый, красивый, цветущий, розовый, голубой, прекрасный, нежный, пахнущий, радует глаз и т. д.)2.Творческое задание на развитие логикиПедагог. А теперь мне бы хотелось, что бы мы с вами наполнили наши ассоциации позитивным содержанием. Например: Зеленый цвет успокаивает. (Ребята продолжают: розовый цвет – это символ нежности; жёлтый цвет – это символ солнечного цвета; красота спасет мир и т. д.)3. Подберите афоризмы со словом цветокЦветы — самое лучшее из всего, что Господь создал, но забыл наделить душой. Генри Уорд БичерЗемля смеется цветами.Ралф Уолдо ЭмерсонЦветы в городе — как помада у женщины: с капелькой цвета выглядишь интереснее. леди Берд ДжонсонЦветок, поворачивающийся к солнцу, видит его и за тучами. Роберт ЛейтонСорняк — это цветок, который никто не любит. Элла Уилер УилкоксУ цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично. Малкольм де Шазаль Иные люди ворчат, что у роз есть шипы. А я рад, что у шипов есть розы. Альфонс Карр Цветок в тепле и зимой цветет. Силован Рамишвили О цветах можно сказать — это краски мира…Цветы — самое лучшее из всего, что Господь создал, но забыл наделить душой. Генри Уорд БичерСЛАЙД 134.  Психологическая разгрузка (упражнение с элементами релаксации)Педагог. А сейчас давайте немного отвлечемся от нашей работы.Спросите сами себя, каким цветком вы хотели бы стать (или ощущаете себя). И сейчас вы можете превратиться в него.Нагнитесь, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькие семечки, из которых вырастут большие и красивые цветы. Теперь тёплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулись ростки. И вот из ростков стали вырастать прекрасные цветки. Начинайте медленно вставать. Растит-растите. И вот вы уже большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальцы в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему.4.   Творческая работа в микрогруппах.Педагог. А теперь продолжим нашу работу.Но прежде хочу познакомить вас с алгоритмом написания эссеСлайд 14Алгоритм написания эссе1.В самом начале сочинения привлеките внимание читателя.2.Постройте ассоциативные цепочки.3.Подберите интересные метафоры, сравнения к ключевым словам.4.Приведите примеры из личного опыта.5.Вплетите в своё сочинение цитату, афоризм.6.Эссе – приглашение к размышлению, используйте вопросы и ответы на них, неполные предложения, восклицательные знаки, многоточие.7.Помните, что «краткость – сестра таланта», сокращайте лишнее.8.Прорверье написанное, исправьте ошибки.Итак, наша творческая работа будет посвящена цветку. Всё то, что вы «накопили» в течение работы, можете использовать в своей работе. Используйте алгоритм. 5.  Проверка выполненного заданияПедагог. А теперь давайте послушаем, что у нас с вами получилось. Представьте, что мы с вами работаем на радио в рубрике «Литературная страничка.Группы представляют свои работы.Педагог. Мы с вами успешно справились с заданием. Я благодарю всех за работу.СЛАЙД 15IV.            Итог занятияПрием педагогической техники «Резюме»Педагог. Итак, наше занятие подходит к концу. Подведем итог нашей работы. Давайте еще раз поговорим, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Обратимся снова к разноцветным лепесткам.Здесь участники используют лепестки, выложенные в форме цветка ЭССЕ, на которых написаны слова: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким. Проговаривая по кругу надписи на лепестках, участники еще раз повторяют, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Обязательно возвращаются к целям, поставленным в начале урока.Я надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в работе. СЛАЙД 16V.               Выход из занятияПрием педагогической техники «Ассоциации»Педагог. В заключение нашего занятия я хотела бы узнать, каково ваше настроение на данный момент. Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению.
  • Алоэ – каждый день одно и то же.
  • Кактус – трудно, но интересно.
  • Незабудкизапомню то, что узнал.
  • Герберы – может быть, тут и есть что-то интересное…
  • Васильки - быстро и легко. Пожалуй, даже слишком легко.
  • Луговые цветы – за каждым поворотом открывается что-то новое 
  • Слайд 17Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!Педагог. Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в работе. До свидания.СЛАЙД 18