Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Автор: Толпегина Галина Алексеевна

МБДОУ детский сад №1 с. СелиховоКонаковский район.Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила воспитатель 1 категории:Толпегина Галина Алексеевна Май 2019 г. Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.Пояснительная записка.Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Задача родителей на данном этапе - помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям. Задача ДОУ - оказать родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте, и ежегодно мы сталкиваемся с важной задачей адаптации детей к условиям детского сада. К сожалению, в большинстве случаев процесс адаптации протекает довольно сложно, и далеко не все дети проходят его успешно. Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду (т. е. успешного прохождения адаптационного периода ребенка).Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода. Федеральные государственные требования указывают на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом. Именно поэтому нами проводится работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период.Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Я работаю в первой младшей группе детского сада. Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад. В своей деятельности выделяю одно из основных направлений – работа с родителями. Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.Взаимодействие педагогов группы с родителями начинается с анкетирования и собеседования с каждой семьей с целью узнать, какие вопросы их интересуют, какой помощи ждут от педагогов, определить какие факторы могут затруднять адаптацию и выявить сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности. По итогам составляется тематический план работы. В его основе - тематическое родительское собрание по адаптации и цикл консультаций о том, как сделать жизнь детей более радостной и интересной, развить способности детей. Обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание, проводимое нами в нетрадиционной игровой форме. Сначала мы проводим игру - знакомство «Клубочек» родители передают по кругу «клубочек ниток», называя при этом свое имя, отчество и имя, фамилия ребенка. Родители рассказывают о своих увлечениях, интересах и высказывая при этом свои пожелания для дальнейшей совместной работы с нами. Образовавшийся круг символизирует дружбу и сплоченность родительского коллектива. Затем предлагаем родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду»Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики, участвуют в игровой деятельности, пользуются дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей раннего возраста. Далее идет обсуждение проблемы адаптации, обмен мнениями, т. е. получение обратной связи от родителей, которая необходима педагогу, для планирования дальнейшей работы.Для того чтобы организовать и провести родительское собрание, используем такие методы и приемы, как:
  • Приглашение на собрание.
  • Моделирование игровых ситуаций с детьми, т. е. объяснить родителям, какие игровые ситуации использовать с детьми во время адаптационного периода.
  • Проигрывание педагогической ситуации, т. е. какие использовать игровые методы для ребенка, чтобы вернуть его в спокойное состояние.
  • Просмотр видеофрагментов.
  • Мы стараемся оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Самым главным, на мой взгляд, является то, как ребенка встречает воспитатель и дети, атмосфера в группе. Детский сад начинается с групповой раздевалки. Важно чтобы она была уютная и красивая.Форма работы через родительские уголки является традиционной.В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах. Для информаций имеются папки – передвижки; «Адаптационный период без слез», «Проблемы адаптации», «Алгоритм прохождения адаптации», «Адаптация – что это такое». В раздевалке вывешиваем плакаты-поздравления для родителей, детей с праздниками, днем рождением.Мы используем и другие формы организации работы с родителями:  консультации, опросы, советы и рекомендации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, праздники,В работе с семьёй используем следующие принципы взаимодействия с родителями:
  • Индивидуальный подход,
  • Сотрудничество, а не наставничество,
  • Системность.
  • Заключение.Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: многие родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.Анализ результативности опыта показал следующее:
  • у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
  • родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,
  • повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
  • Используемая литература.1.Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.2 Шитова, Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.3.Л.В. Загик, В. М. Иванова « Воспитатели и родители». Просвещение , 1985г.