Работа со слабоуспевающими учениками


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа со слабоуспевающими учениками
Автор: Иванова Нина Леонидовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные: - с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка. Цель и задачи программы: - ликвидация пробелов у учащихся по предмету: математика; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.Задачи:
  • Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  • Развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной деятельности.
  • Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  • Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  • Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  • Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  • Активизация слабых учащихся.
  • Планируемые результаты - Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей. - Внедрение новых образовательных технологий, , которые помогут слабоуспевающим усвоить программу. - Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях. Основные компоненты
  • Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
  • Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
  • Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
  • Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.
  • Использовать наглядный материал.
  • Планируемые результаты - Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей. - Внедрение новых образовательных технологий, , которые помогут слабоуспевающим усвоить программу. - Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях. Особенности неуспевающих учащихся
  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
  • Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:1. Низкий уровень умственного развития.Причины:
  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
  • Проявляется:
  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и. д.
  • 2. Несформированность учебных навыков.Ребенок не умеет учиться:
  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
  • 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.Характеризуется:
  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.
  • 4. Отсутствие познавательного интереса.Обусловлено:
  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
  • 5. Несформированность произвольной сферы.Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.6. Конфликтные отношения
  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.
  • 7. Низкий познавательный интересНе срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)Нуждается:
  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
  • Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.8. Низкий уровень развития словесно-логического мышленияНеобходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.9. Низкая работоспособность
  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы
  • Чему учить?Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. Как учить?Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.Основополагающие направления  и виды деятельности: 1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.Как повысить работоспособность:
  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
  • Виды работ со слабоуспевающими учениками
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  • “карточки-информаторы”,
  • “карточки-с образцами решения”,
  • “карточки-конспекты”.
  • Учитель должен:
  • Знать психическое развитие ребёнка:
  • - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)- память (вербальная, невербальная)
  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
  • Проявлять
  • - разумную требовательность- неиссякаемое терпение- справедливую строгость- веру в возможности ученика
  • Уметь встать на позиции ученика
  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести непринуждённый диалог
  • Стремиться к внешней занимательности
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом
  • В обучении применять
  • - опережающее обучение- различные формы групповой работы- взаимоопрос, самоконтроль- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности
  • Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее. В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
  • Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  • Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  • Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  • Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  • Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  • Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
  •  План работы со слабоуспевающими  учащимися на 2015 -2016 учебный год.            Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемостиПрофилактика неуспеваемостиРабота с неуспевающими детьми должна вестись систематически