"Использование инновационных технологий в обучении грамоте дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование инновационных технологий в обучении грамоте дошкольников"
Автор: Крыжановская Гульсулу Гайнисламовна

Мастер-класс для родителейпо подготовке детей к обучению грамотеТема: «Использование инновационных технологий в обучении грамоте дошкольников» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного мастер – класса считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
  • Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии (нарушение процесса чтения) и дисграфии (нарушение письменной речи) и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Важно, чтобы ребёнок:
  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
  • Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.I этап - Подготовительный этап.Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук". Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание. И в соответствии с этим применяю следующие дидактические пособия: паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин и т.д.II этап - Знакомство с гласными звуками.На этом этапе важно научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, что поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик?. Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.Предлагаемые игры: "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл); "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о.
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас).
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис).
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали).
  • После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных.На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, а затем в середине слова.На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.III этап - Знакомство с согласными звуками. Начинаем со звуков [м], [н], потому что артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Для того, чтобы детям было легче рассказывать о звуке, мы используем следующую схему:Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам. Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов:
  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове;
  • назвать их по порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий.
  • IV этап - Знакомство с буквами. На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:Села мышка в уголок,Съела сыра кусок. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой! Написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, пуговиц, бусинок.На следующем этапе ребенок составляет предложения, затем сокращает, распространяет и заменяет слова в предложении.Работа с родителями: Мальчик лепит - распространите предложение. Мальчик лепит снеговика. Мальчик лепит снеговика из снега. А теперь сократите его. Мальчик лепит. - Изменился смысл? Что еще может лепить мальчик, или кто еще может лепить.Далее составляется схема предложения и называется сколько слов в предложении, какое первое слово, второе и тНа своих занятиях я стараюсь использовать интересные методы и формы, современные инновационные технологии: презентации (показ отрывков из нескольких презентаций), специальные таблицы по звуковому анализу слов (автор таблиц – Соловьева Н.В.). Их особенность — в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твердости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях в специально отведённых ячейках таблицы.Я предлагаю вам задания, которые дети выполняют на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Давайте вместе с вами заполним одну таблицу: С родителями проводится звуковой анализ слов КОТ, КИТ. Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.По окончании мастер-класса родителям раздать памятки «О том, как работать со звуковыми таблицами в домашних условиях» и схему «Характеристика звука».Список литературы:
  • Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
  • Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.
  • Соловьева Н.В. Таблицы для анализа звукового состава слова: новые варианты традиционной методики. - Логопед №08, 2008 г.
  • Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия»