"Дружная семья - крепкая Россия"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дружная семья - крепкая Россия"
Автор: Черенкова Елена Викторовна

АННОТАЦИЯПособие содержит теоретический и практический материал из опыта работы педагога дополнительного образования Дома детского творчества Гармония» с. Борское - Черенковой Е.В. (д/о Школа раннего развития) по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В пособии подробно рассматривается тематический блок Дружная семья – сильная Россия» воспитательной программы объединения. Прилагается диск «Музыкальное сопровождение мероприятий».Данное пособие предназначено оказать помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и педвузов в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Использовать материалы пособия можно не только в воспитательной работе, но и в учебном процессе.СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение 3
  • Пояснительная записка 3
  • Подготовительная работа
  • Тексты и стихи о семье и членах семьи 6
  • Картотека бесед на тему «Российская семья»
  • Беседа «Моя семья» 13Беседа «Сердце семьи» 18Беседа «Семья глазами ребенка» 20Беседа «О маме» 21
  • Досуговые мероприятия для детей и их родителей
  • «Мой папа — лучший!» 22«Моя семья» 27 «Моя мама лучшая на свете» 30 «Бабушка рядышком с дедушкой» 33 Занятие «Образ моей семьи» (рисование эскиза) 37Творческая гостиная «Играем вместе: родители и дети» 38Родительское собрание на тему: «Семейный калейдоскоп» 44
  • Список литературы 49
  • Заключение 50
  • Приложение
  • Список произведений художественной литературы для чтения детям и самостоятельного прочтения детьми по теме «Дружная семья – сильная Россия» 51 Фотоархив 52ВВЕДЕНИЕ«Дерево без корней не растет» Эти мудрые слова очень актуальны в настоящее время. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, семье и детскому образовательному учреждению, которое посещает ребёнок. А ведь это основа нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Люди вдруг вспомнили, что они являются наследниками давно ушедших поколений, и хорошо бы детям знать имена своих предков, их дела. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – жителем планеты Земля. Идти нужно от близкого к далёкому.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИсторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Актуальность Как воспитать эту любовь к Отечеству? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечествуПервые чувcтва патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родителям, родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания. Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. С чего же должна начинаться работа по формированию патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за нее, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали более понятны дошкольникам?Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому учреждению, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Прикосновение к «живым» документам истории своей Родины будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.Цель: Создание благоприятных условий для воспитания первых чувств гражданственности, патриотизма у дошкольников, путём ознакомления с понятием «Семья. Родной дом».Задачи:Образовательные: - формировать представление о семье, чувства любви и интереса к культуре, обычаям, традициям своей семьи; своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.-учить строить элементарные родственные связи; - активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;-формировать представление о России как о родной стране. Развивающие:- развивать умения рассуждать, доказывать и мыслить;-развивать коммуникативные и социальные навыки.Воспитательные: -воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью;- воспитывать патриотизм, уважение к семейным традициям, старшему поколению средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей в Школе раннего развития (ШРР) ДДТ «Гармония» с. Борское разработана серия мероприятий. Они объединены в отдельный тематический блок «Дружная семья – сильная Россия», который включён в воспитательную программу ШРР. Данная программа взаимодействует с воспитательной программой Дома детского творчества «Гармония» «Я – Борчанин». Тематический блок включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни должны начинаться в семье. Каждая семья — это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.Подготовительная работаТексты и стихи о семье и членах семьи
  • И. Молчанова "Семь главных правил".
  • Что значит для меня моя семья?Конечно - счастье и уют домашний,Семь правил обязательных храня,Лишь только семь, но очень - очень важных Во - первых, это главное - любовь.Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по азному.Второе - дети. Что за дом без них?Пустыня без колодца - не напиться.А дети - это жизнь, это родникИ продолженье рода. Пусть струится!Потом забота. Лишь онаОчаг семейный сбережет от ветра.Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то.Четвертое - терпение. ОноПоможет пережить невзгоды, беды... И отогреет солнышком окно. Что инеем заледенело белым.А пятое - ответственность и домВ фундаменте семейном веский камень.Они помогут защитить любовь,От ветра уберечь душевный пламень. Шестое — уваженье. Только с нимПриобретешь успех, признанье общееВсегда, считаясь с мнением других,Научишь, чтоб с твоим считались собственным.И наконец, седьмое - чистотаВезде - в дому, в душе твоей и помыслах...Вот так я представляю свой очаг,Где я любима, счастлива где полностью. 
  • Семья Олег Бундур
  • Мама с папою – под ручку,А со мной идёт – за ручку,На руках у папы брат,Сам он топать маловат.А прохожие проходят,А прохожие –ГлядятИ про нас они, похоже,Меж собою говорят:- Сразу видно, что семья!Папа, мама, брат и я!
  • Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиция – это то, что передаётся из поколения в поколение.
  • Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, учителей…Заботиться о престарелых родителях – это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях.В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная.Некоторые семьи хранят вещи, которые им дороги, которыми пользовались их предки. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.Одна из распространённых русских традиций –  отмечать семейные праздники.
  • Мамины руки не знают скуки. То вяжут, то шьют, то готовят, то стирают. Мы верим и знаем, что руки мамы волшебные. Вот почему едва лишь что-то заболит у нас или поцарапаем руку, ушибемся – сразу бежим к маме. Мама! Мама! И, о чудо!!! Едва лишь мама прижмет нас к себе, погладит там, где болит, и вот уже боль вполовину меньше, а то и вовсе пропала.
  • Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамины глаза, мамин голос, мамины руки.
  • Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить. Мама прочла тебе первую книжку.
  • Мамы любят нас такими, какие мы есть, но самое заветное мамино желание – видеть нас здоровыми, добрыми и умными. А мы хотим их видеть всегда молодыми, веселыми и жизнерадостными. Если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать. "Знаете, какие у меня хорошие дети!”Если ты любишь свою маму, не верь в то, что ей не нужна твоя помощь, встань рядом, помоги, устань вместе с ней. Она будет счастлива.
  • В трудных жизненных ситуациях (во время войны, стихийных бедствий, болезней) наши мамы обращаются с просьбой о сохранении жизни, о здоровье своих детей к Пресвятой Богородице с особенными словами – молитвой. "Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!” – так обращается каждая мама к Пресвятой Богородице, Деве Марии Матери Бога нашего Иисуса Христа. Кто как ни она поможет и оградит. Ведь материнская молитва идёт от чистого сердца. Оттого и слова, обращенные к
  • ней, согреты душевным теплом. Мать – Богородицу верующие люди почитают, любят, прославляют. Богородица считается покровительницей нашего отечества. В честь Богородицы строят храмы, пишут иконы, посвящают ей стихи, песни. ПритчаЗа день до рождения, Ребенок спросил у Бога:«Я не знаю, что я должен делать в этом Мире…»Бог ответил: «Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой».«Но я не понимаю его язык»«Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед».«А как зовут моего Ангела?»«Неважно как его зовут… Ты будешь называть его: МАМА…»
  • "Молитва матери” Александра ЯшинаЗаступница, дай мне большую душу,Сердце доброе,Око недремлющее,Голос мягкий, отходчивый, ласковый,Руки крепкие, незлобивые, –Очень трудно матерью быть!Не власти прошу,Не за деньги стою.Вдохни. Сердобольная, в грудь моюСтолько любви и силы,Чтоб до могилыНа всю семью –На мужа, на сына, на дочерь мою,– На каждый характер хватило,На все сомнения И смятения,На спотыкания и причуды,На завихрения И увлечения,На заблуждения И остуды.Только любовь раскрывает сердца,Лишь перед ней отступает горе. Мне нужно очень много любви.Ты – Мать, Ты меня понимаешь...
  • Альбом- знакомство «Это Я»1.Это Я (Фотографии и/или рисунок);2.Меня зовут … (Имя, аппликация с именем, значение имени);3.Мои родители (Имя, фотографии и или/рисунки);4. Мои родственники 5.Придумать герб семьи (рисунок и рассказ)6. Я живу…;7. Мой портрет в лучах солнца или какой Я? (ладошка ребенка – в сердцевине маленькая фотография, на каждом пальчике указана хорошая черта (характеристика));8. Я люблю…;9. Я – красивый (фотографии и рассказ);10. Я – сильный и ловкий (фотографии и рассказ);11. Я сообразительный (рисунок и рассказ);12. Я – умный ( рисунок и рассказ);13. Я хочу … (рисунок и рассказ);14. Я научился (рисунок и рассказ);15. Я хожу в ШРР… (рисунок или фото)СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВРодословная — это история семьи, рассказ о своей семье, о своём роде, о своих предках. О своей семье, о своём роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.Род — родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.Предки — люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).Поколение — люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.Обычай — привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.Традиции — обычаи, которые передаются из поколения в поколение.Картотека бесед на тему «Российская семья»
  • Беседа «Моя семья»
  • Цель: Формирование у детей позитивного представления о семье, своих близких.Задачи:- систематизировать и уточнить знания детей о семье;-закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;- развивать  речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;- способствовать развитию логического мышления.Оборудование: -стульчики по количеству детей,- гелевый шарик с надписью 7Я, - подбор песен о семье,-мяч,- солнышки, тучки, ромашки по количеству детей,- Коллаж «Большой семейный портрет»Предварительная работа:беседа о членах семьи, с которыми вместе живёт ребенок, просмотр семейных фотографий, рисование портретов родителей, сюжетно- ролевые игры «Семья». Составление коллажа из детских работ.Ход беседы:Дети сидят на стульчиках- Здравствуйте, ребята! Я предлагаю всем встать в круг и с улыбкой передать своё хорошее настроение и добрые пожелания друг другу.( Дети вместе с педагогом передают по кругу игрушку «солнышко» и говорят друг другу пожелания)-Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся). - Сегодня мы с вами поговорим об очень важном для каждого человека. - Посмотрите, воздушный шар (показывает на воздушный шарик у потолка), на нём что- то писано ( педагог берёт в руки за веревочку шарик) - Здесь написана цифра и буква.Ребята, это же ребус! Давайте его решим?- Какая это цифра?(цифра 7)- А какая буква? (это буква Я)- Что ж за слово получилось?(семья)- Сегодня разговор наш будет о семье (педагог привязывает шарик к стенду с коллажем).Семья- это слово нам многое скажет.Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.Семья с нами рядом всегда и везде,Она много значит в каждой судьбе. Скажите, ребята, куда вы идёте после занятий?(домой) - А почему?( ответы детей).- В.Да, вас ждет дома ваша семья. - Дети, что же такое семья? Как вы это понимаете? (ответы детей)- Для чего она нужна человеку?- Не случайно слово семья можно зашифровать, как 7-Я.Раньше, в старину на Руси говорили: семья - это семь Я т семь и более человек живущих в одном доме одной большой дружной и крепкой семьёй. Старшие дети заботились о младших братьях и сёстрах.Педагог:Говорят, что в старинуТак оно и былоМного братьев и сестёрВесело дружилоВместе пили молокоВместе ели сушкиНастоящий детский садВ каждой был избушке.Бывают семьи не только большие, но и маленькие. Состоят даже из двух человек. Если эти люди любят и уважают друг друга, заботятся, то такую семью называют - дружной и крепкой.- Я предлагаю рассказать и показать, какая может быть семьяФизминуткаЯ всех родных не могу сосчитать (кружатся на месте с закрытыми глазами)Но про семью вам хочу рассказать (указательными пальцами показывают друг на друга)Дружно мы очень в доме живём,(берутся за руки и поднимают вверх- вниз)Полезное дело у каждого в нем (хлопают в ладоши).Папа- наш друг и защитник,(берут друг друга за руки)Деньги приносит он в дом ( пальцы в замок и на правое плечо, шагают)Мама нам вкусно готовит,(гладят себя по животу)Чинит и гладит бельё.(движения рукой вправо- влево)Дедушка мудрый советчик( левая рука на пояснице , указательный палец правой руки поднять вверх).Бабушка вяжет носки (поднимать ноги поочерёдно, согнув в коленях) Маленький брат карапузик, лишь начинает ползти (приседают)Ну а сестра повзрослела, (руки поднять вверх)В школу пошла в первый класс.( руки сложили перед собой, пружинка вниз)И я не сижу без дела (руки на поясе, наклоны вправо-влево)Всем помогала не раз (наклонились в круг, руки раскрыли друг перед другом).- У вас у всех есть семья. А можете вы рассказать нам о своих родных?- Света, о ком ты нам расскажешь?- О своей маме.С мамой в парке мы гуляемС мамой пазлы собираем,Изучаем всё вокруг Мама – самый лучший друг!- Какие самые хорошие слова можно сказать о маме? Какая она? (нежная, ласковая, внимательная, заботливая и т.д.) - Лёша, ты о ком будешь говорить?( О папе).Кто не в шутку, а всерьёзНас забить научит гвоздь?Кто научит смелым быть?Ну, конечно, папа.- Какие хорошие и теплые слова ты скажешь о папе? Какой он твой папа?(сильный, смелый, мужественный и т.п.).- А я расскажу о своей бабушке (Матвей П.)Моя бабушка такаяРукодельница большаяВяжет, шьёт и вышивает ,Пирожочки выпекает.-Матвей, какая твоя бабушка?(добрая, ласковая, мудрая,) - Я расскажу о дедушке (Павел П.)У меня есть дед родной- Он такой мастеровой.Коль ремонт – в один момент Он отыщет инструмент,Открывает сундучок, Рядом я - его внучок.- Какие хорошие слова ты скажешь о дедушке? (отзывчивый, трудолюбивый, внимательный).- Ребята, а кто еще хочет нам рассказать о своих близких?- О старшей сестре (Лёша С.)Кто любит и меня и братца?И ещё любит наряжаться.Очень модная девчонкаМоя старшая сестренка.- Какие добрые слова ты скажешь о ней?(Заботливая, весёлая, красивая).- Кем члены семьи приходятся друг другу?Игра «Кто кем приходится»- Я буду по очереди каждому из вас задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы должны поймать его, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.1.- Девочка для мамы и папы кто? (дочка).2.- Мальчик для папы и мамы кто? (сын).3. - Мальчик для дедушки и бабушки кто? (внук).4. -Папа для дедушки и для бабушки кто? (сын).5. - Мама для бабушки и дедушки кто? (дочь).6.- Кто папа для мамы? (муж)7.- Кто мама для папы? (жена)8. -Мальчик для девочки в семье кто? (брат)9.- Девочка для мальчика в семье кто?(сестра).10.-Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)- Молодцы, ребята, хорошо усвоили это! -Русский народ сложил ещё с древних времён много пословиц и поговорок о семье - Родители трудолюбивы – дети не ленивы ( Кристина И.)-Человек без семьи, что дерево без плодов (Катя К.)- В семье дружат, живут, не тужат. (Лиза Л.)- Добрая семья прибавит ума.( Тимофей С.)- В хорошей семье хорошие дети растут ( Софья Б)- Какие вы умницы!- Дети, как вы выражаете свою любовь к близким?- Верно, надо совершать хорошие поступки, и стараться не делать плохих, чтобы не огорчать своих родителей.- Как вы думаете, радость на что похожа: на солнышко или на тучку?(На солнышко)- На что похожа печаль? (На тучку)- У вас под стульчиками лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Достаньте их .- Я буду называть поступки, если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимите тучку, если порадует - солнышко. (Подрались с другом, помирились с другом, убрали на место игрушки, разбили чашку, нарисовали красивую картину, порвали рубашку, обманули бабушку, нагрубили маме, обняли дедушку, погуляли с младшим братом)- Ребята, есть такой праздник, который называется « День семьи, любви и верности» У праздника очень нежный символ- цветок ромашки. Предлагаю украсить нашими ромашками, сделанными на занятии коллаж из ваших работ, но прежде сделаем гимнастикуПальчиковая гимнастикаПоднять руки ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать пальцы, начиная с безымянного.- Знаю я, что у меня Дома дружная семья;Это- мама (безымянный палец)Это – я ( мизинец)Это – бабушка моя (указательный)Это- папа (средний)Это – дед (большой)И у нас разлада нет. Звучит песня группы «Непоседы» «Про Петра и Февронью»Дети подходят к столу и наклеивают ромашки, украшая коллаж по рамкеПосле работы дети становятся в ряд, воспитатель снимает украшенный коллаж, отдаёт в руки, чтобы показать гостям свою работу.- Ребята, я хочу, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света в ваш дом.( Дети читают стихи).- Семья- это труд, друг о друге забота.Семья- это много домашней работы.Семья- это важно! Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно. Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб о вас говорили друзья, Какая хорошая ваша семья!-На этом наше занятие закончилосьЗвучит песня «Моя семья» группа «Непоседы»
  • Беседа «Сердце семьи»
  • Цель: Закрепление представлений детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.Задачи: - учить детей мыслить самостоятельно, понимать единство и противоречия окружающего мира,- дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев,- воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение к членам семьи.Оборудование:Большая мягкая игрушка «Сердце»Модель «Радость» (изготовлена из пенопласта)Модель «Счастье» (изготовлена из пенопласта)Подборка песен о семьеХод беседы-На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?Семья должна учить любить,Жалеть и вежливыми быть.Когда семья такою станет,Другая сразу жизнь настанет!– А кто ещё знает стихи о семье?Дети читают стихи о семье– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.Радость – это свет в окошке,Радость – ягоды в лукошке,Радость – тысяча улыбок,Радость – стая мелких рыбок.Радость в сердце жить должна.Очень нам она нужна.– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.Игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».Радость в одиночку в семье не живёт, С ней всегда за ручку Доброта идёт. - Заботитесь ли вы о своей маме? Как?- Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. - Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? -Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата.-Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.Мы сами можем сделать себя счастливыми!Хорошим поведением, заботой, уважениемМы радуем родителей и бабушек своих,За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!Семья наша огромная и очень-очень дружная,Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт! Песня «Моя семья»
  • Беседа «Семья глазами ребенка»
  • Цель: определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.Методика проведения. Данная методика позволит педагогам увидеть, какие изменения произошли в отношениях дошкольников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.Вопросы:1. За что ты любишь свой дом, своих родных - папу, маму? 2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?4. Во что ты больше всего любишь играть дома?5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой), когда возвращаешься домой?7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?8. Ссорятся ли твои родители?9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?19. Любишь ли ты с ним играть, как?20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали? 4. Беседа «О маме»Цель: формирование понимания значимости матерей в жизни ребёнка, семьи, страныЗадачи: - воспитание у детей чувства любви и уважения к родным и близким людям, гордости за своих матерей; - развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям о маме. – Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама – это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)– Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.Вопросы:– Какая у каждого из вас мама?– Какие чувства вы испытываете к маме?– Какое отношение вы чувствуете от мамы?– Почему каждому человеку нужна мама?– Какие добрые слова вы говорите маме?Мы будем вечно прославлятьТу женщину, чье имя – МАТЬ!8 Марта мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этот день мы будем петь им песни, читать стихи. Послушайте стихи о маме разных поэтов:Разные дети живут на планете,Но мам своих любят все дети на свете.Мамы все могут, мамы помогут,Мамы умеют все понимать!Вот такие наши мамыМы всегда гордимся вами.Умными, спокойными,Будем вас достойны мы! М. СадовскийНа земле хороших людей немалоСердечных людей немало,И все-таки лучше всех на ЗемлеМама. Моя мама. Р. РождественскийМного мам на белом свете.Всей душой их любят дети.Только мама есть одна,Всех дороже мне она.Кто она? Отвечу я:Это мамочка моя. В. Руссо– Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?– Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?– Какие строки вам понравились из стихотворения В. Руссо? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.Педагог читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2–3 раза, 5–6 детей читают стихотворение самостоятельно.Досуговые мероприятия для детей и их родителей
  • «Мой папа — лучший!»
  • Цель: повысить роль и статус отца, популяризация отцовства.Задачи:- привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям;- развивать взаимоотношения родителей и детей посредством включения в совместную деятельность;- оказать родителям помощь в приобретении опыта проведения семейных праздников; - укреплять психофизическое здоровье детей.Ход мероприятияЗвучит МУЗЫКАВыход детей по песню Ассоль «Ты самый главный, ты мой кумир…» Педагог:- Дорогие папы и мамы, мы благодарим вас за то, что вы нашли время и пришли к нам на встречу, которая посвящена вам, уважаемые папы.Сегодня мы будем много говорить о папах, о любви и уважении к ним. Уважаемые папы, вы бесконечно нужны и вашим детям и мамам ваших детей! Будьте сильны, надежны, милосердны, и мудры!Ребенок:Папы разными бывают:Тот молчит, а тот кричит,Тот, бывает, напевает,Тот у телека торчит,Тот, бывает, обнимаетТеплотою сильных рук,Тот, бывает, забывает,Что он ребенку лучший друг.Папы разными бывают…И, когда проходят дни,Дети их вырастаютТочка в точку, как они. (Автор: Олег Бундур) Песня «Папа может, папа может…»- Современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то на работе занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. В наши дни любовь отца к детям выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Интервью «Детский лепет» (отцам включается аудиозапись рассказа ребёнка о своём отце. Отец должен понять, его ли ребёнок это говорит) Педагог: Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, ответственным, обязательным, открытым и честным. Предлагаем посмотреть на примеры такого воспитания.Ребенок Может он в футбол играть,Может книжку мне читать,Может прокатить меняВместо быстрого коня.Может чашки он помыть,Кран на кухне починить.Для меня всегда герой –Самый лучший ПАПА мой!МУЗЫКАРебенок Папа мой не просто папа,Он мне самый лучший друг,Во дворе качели, мостикСделал папа для ребят.«Золотые руки просто!»Все соседи говорят.Педагог:- Константин Юрьевич, Лёшин папа, один из тех пап, кто показывает пример своему сыну в любом деле. Одним из его увлечений является рыбалка. Предлагаем сыграть с Лёшиным папой в игру. Игра «Рыбалка»Конкурсантам (папам) с завязанными глазами нужно ловить «рыбу» (мягкую игрушку) удочкой. Ребенок должен будет голосом помочь папе дойти до пруда и поймать «рыбку» на крючок (левее, правее, прямо). Кто больше наловит тот и победил. Ловля сопровождается комментариями ведущего.Педагог:- Наша следующая игра называется «Ладошки». Посмотрим, насколько хорошо отцы знают своих детей.МУЗЫКАИгра «Ладошки»Пары-конкурсанты (папа с ребенком- 2-3 пары) становятся спиной друг к другу. Ребенку даются две ладошки зеленая («ДА») и красная («НЕТ»). Ведущий задает вопросы. Сначала отвечает ребенок, показывая карточку нужного цвета, затем папа отвечает вслух.1. Любит ли ваш ребенок манную кашу?2. Моет ли ваш ребенок посуду?3. Любит ли ваш ребенок чистить зубы?4. Ложится ли спать ваш ребенок в 9 часов вечера?5. Играет ли ваш ребенок в шашки?6. Любит ли ваш ребенок слушать чтение книг?7. Любит ли ваш ребенок смотреть телевизор?Педагог:- Молодцы! Предлагаю далее продолжить и посмотреть на следующую семью.Ребенок У папы работа! У папы забота!И некогда с нами ему поиграть.А мы его любим! А мы его ждем!Но если наш папа берет выходной,Как здорово с ним, он такой заводной!МУЗЫКА Запевай папулечка,Подпою тебе и я.Мы с весёлою частушкойНеразлучные друзья.Я папулечку люблю, как конфетку сладкую.Его никем не заменю – даже шоколадкою.У кого отец учитель, у кого отец – строитель,А мой папа, а мой папа – превосходный починитель.Педагог:- Есть в нашей группе ребята, чьи папы служат на благо Родины. У них не всегда есть возможность прийти к нам в гости, но дети представят нам их.Ребенок Все стихи про мам читают,Пап как будто забывают,Расскажу Вам сказочку,Про своего папочку.Я для папы своегоНе жалею ничего.Мы с ним лучшие друзья,Куда он, туда и я.На работу он идет,Меня в садик заведет,А придет с работы,Расскажет про работуМы с ним сядем на диван,Книжку почитаем.Сварим маме суп-пюре,Все поубираем. То в кино меня ведет,То на горку в парке,Только в баню не берет,Говорит - там жарко.Ребенок Ты сильный и смелый,И самый большой,Ругаешь — по делу,И хвалишь – с душой!Ты друг самый лучшийВсегда защитишь,Где надо – научишь,За шалость простишь.Любую поломкуЛегко устраняешь,И головоломкуТы быстро решаешь.Я рядом шагаю,За руку держусь!Тебе подражаю,Тобою горжусь!Ребенок Папа, папочка, папуля,Знаешь, как тебя люблю я!Ты весёлый и красивый,Самый умный, самый сильный!Чтобы дети не болели,Наряжались, вкусно ели,Дома редко ты бываешь -На работе пропадаешь.А сегодня день прекрасный,Нерабочий, выходной.В папин праздник, в папин праздникОтдохни, побудь со мной!Ребенок Мой милый папа, в День отцаТебя сердечно поздравляюИ благодарность выражаюЗа сделанное для меня.Папуля, я люблю тебя!Педагог:- Предлагаем папам посмотреть на своего ребёнка и на его достижения в области танца.Танец детейПедагог:- Сегодня мы с вами провели интересно время, играли, подарили друг другу радость. Если вы, папы, хотите, чтобы ваши дети, когда вырастут, сказали вам Спасибо, то никогда не читайте им нотаций, а учите их жизни своим примером! Желаем вам много любви и терпения с детьми, пусть ваш дом будет полной чашей!МУЗЫКА - Мы хотим вас наградить грамотой и еще раз сказать «спасибо»!Вручение грамот отцамПедагог:- Предлагаю под музыку в исполнении Сашиного папы спеть всем дружно знакомую нам песню «Изгиб гитары желтой» (Общее фото, подарки детям)«Моя семья»Цель: Создание тёплого нравственного климата между родителями и детьми.Задачи: - развивать творческие и актёрские способности детей, а также желание устраивать праздники для близких людей.- воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение к мамам.Оборудование: - компьютер, - музыкальный ряд: песни о женщинах, маме;- оформление кабинета воздушными шарами, цветами.Ход мероприятияЗвучит песня группы «Непоседа» «Моя семья» Дети и родители сидят на стульчиках, образуя 2 круга: дети-во внутреннем, родители - во внешнем.Ведущий: У каждого человека есть семья. В семье мы учимся любить, узнаём что-то новое, учимся взаимопониманию и уважению. Что для вас,  ребята, семья? (дети отвечают на вопрос) 1 ребёнок Семья-это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные  даты, Подарки, покупки,  приятные траты.2   ребёнокРожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем,  волнение и трепет.Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно! 3 ребёнокВсегда будьте вместе, любовь берегите,Обиды и ссоры подальше гоните,Хочу, чтоб про нас говорили друзья:Какая хорошая Ваша семья!Ведущий. Хорошо, что у нас у всех есть семья. Мы самые счастливые люди на свете, потому что в наших семьях любят друг друга. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.В зал под музыку входит ДюймовочкаДюймовочка: - Добрый день. Я хочу задать вам несколько важных вопросов:(обращается по очереди к детям и задает вопросы, дети отвечают)- Сколько в вашей семье человек?- Кто самый старший?- Кто самый младший?- Кто для дедушки и бабушки папа и мама? (сын и дочь)- Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка? (внук и внучка)- Кто для папы и мамы в семье мальчик и девочка? (сын и дочь)- Кто в семье мальчик для девочки? (брат)- Кто в семье девочка для мальчика? (сестра)Дюймовочка:- Спасибо вам большое за ответы.  Пойду,  расскажу всем  о  ваших замечательных семьях. До свидания. (уходит)Ведущий: - Вот мы и узнали, кто живет у вас в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат). Все они живут в одной семье и помогают друг другу.Послушайте загадку: Кого всегда с работы ждем?А он несется под дождем.Всем очень нужный и родной, Картошки  купит в выходной.Починит чайник и утюгМне и братишке – лучший друг.Он ростом чуть пониже шкафа.Давно всем ясно – это … (папа)Песня «О папе»Ведущий:- Чем занимается в семье папа? (дети отвечают)Предлагаю проверить ваших пап. Приглашаю взрослых участников.Конкурс для пап «Чистим картошку» (папы должны почисть картошку так, чтобы очистки оказались длиннее, чем у соперника)Ведущий:- О ком эта загадка:Заботливая, ласковая, строгая,Почти что молодая, длинноногая.Ей хочется всегда, чтоб мы поели,Не сердится, но это еле-еле…Особенно, когда молчу упрямо –Вы догадались?Это наша - … (мама)-Что делает в семье мама? (ответы детей)Песня «Про маму»Ведущий: - А чья  мама умеет шить? Конкурс для мам «Новое платье» (мамам предлагается из бумажных салфеток и прищепок «сшить» дочкам платье)Ведущий:- Сейчас следующая загадка. Она совсем не старая, хотя совсем седая.Она расскажет сказку мне,На картах погадает.Я сяду с нею рядышком.Продолжит сказку … (бабушка)- Чем занимается в семье бабушка? (ответы детей)Подарок для бабушек. Танец «Бабушки- старушки»Конкурс для детей «Бабушкины вещи» (детям предлагается из корзинок выбрать только те вещи, которые принадлежат  их бабушке)Ведущий: Мы сегодня много говорили о тех, кто живет рядом с нами в семье. А какие красивые слова вы можете сказать о своих близких родственниках, о людях, которые живут рядом с вами?Мама какая? (добрая, любящая, нежная, справедливая…)Папа какой? (сильный, мужественный, добрый, умный…)Бабушка какая? (добрая, ласковая, заботливая, мудрая…)Какой дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.- Чтобы вы хотели пожелать своей семье? (ответы детей)Ведущий: - Предлагаю вам, ребята, сделать большой коллаж. Вы наклеите на лист ватмана фотографии своей  семьи, а рядом с фотографиями символы - солнышко, цветочек, звоночек, бабочку. И тогда мы увидим и узнаем, какая ваша семья - добрая, красивая, дружная, весёлая.В завершении звучит песня «Это моя семья».«Моя мама лучшая на свете»Цель: Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребёнка, семьи, общества. Задачи:оздание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность;- установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества.- формирование у детей артистических навыков через использование речевых средств выразительности: естественной интонации, логических пауз и ударенийПредварительная работа:1. Беседа по теме “Мама – лучшее слово на свете”;2. Рисование маминого портрета и оформление выставки;3. Конструирование поделок для мамы из бумаги 4. Заучивание стихотворений о маме.Ход праздникаМамы сидят за столами, входят дети и встают полукругом.Ведущий: Мы рады видеть вас в нашем зале в такой замечательный день – День матери.День матери – праздник пока молодой, но все ему рады, конечно,Все, кто рождён под счастливой звездой и мамы опекой сердечной.На праздник хотим вас сейчас пригласить и дружно поздравить, конечно,Желаем мы вам никогда не грустить, любим мы вас бесконечно.Дети по очереди читают стихотворение И.Яворцева “Мама”.1.Кто может быть дороже мамы?!Кто свет и радость нам несёт?!Когда больны мы и упрямы,Кто пожалеет и спасёт?!Украсит будни вечерами,А к празднику накроет стол!2.Спасибо беспокойной маме,За наш уютный мирный дом.Нам мамы многое прощают, Не обижаясь, не браня.Лишь терпеливо объясняют,Не осуждая, не виня.3.Спасибо, мамочка за нежность!Твою святую доброту.Любви вселенскую безбрежность,Терпенье, такт и теплоту.Ведущий: У мамы самое доброе сердце, в нём никогда не угаснет любовь. У мамы самые лучистые глаза и самые нежные руки, а также самая родная улыбка. Я предлагаю послушать песню и ещё раз полюбоваться на свою маму.Звучит песня “Мама” из кинофильма “Волк и семеро козлят”.Во время песни ведущий предлагает детям сесть рядом со своей мамой, посмотреть ей в глаза, погладить волосы, поцеловать мамину руку.Ведущий: Вы все полюбовались на маму, а хорошо ли вы знаете её?Игра “Расскажи о своей маме”.Ведущий задаёт ребёнку вопросы: имя, отчество мамы; какого цвета её волосы, носит ли мама серёжки, какого цвета любимая помада, её любимое платье?После вопросов к детям ведущий задаёт вопросы мамам, с каким весом родился ребёнок, когда он стал ходить, когда появился первый зуб, первое слово?Ведущий: Прошло шесть лет, а мамы всё помнят о вас. А теперь давайте вспомним потешки, рассказанные нам в детстве, колыбельные песни.Дети и родители называют потешки и поют отрывки колыбельных песен.Ведущий: Мама – это окно в большой мир, это хозяйка дома, любящая заботливая жена.Слово мужчине:Без сна ночей прошло не мало,Забот, тревог не перечесть,Земной поклон вам всем, родные мамы!За то, что вы на свете есть!Ведущая предлагает поиграть в игру “Мамин голос”.Ребёнок узнаёт маму по голосу и выводит её в кругИгра “Разминка”.Дети, вместе с мамами выполняют задания ведущего: попрыгать на одной ножке, покружиться лодочкой, потереться носиками и.т.д.После игры разминка дети и мамы выполняют произвольную ритмическую композицию.После ритмической композиции дети приглашают мам на медленный танец, звучит песня “Моя мама лучшая на свете”. Дети кланяются, провожают мам к столу и уходят за подарками.Ведущий: Дорогие женщины, не описать те минуты счастья и радости, когда вы стали мамами, а ведь у вас тоже есть свои мамы, давайте сейчас вспомним о них.Мы в диких бегах суеты городской подчас забываем о маме, Спешим, растворяемся в массе людской, всерьёз увлекаясь делами…А мама нас ждёт и ночами не спит, волнуясь и думая часто –“Ах, как там они?” и сердце болит, и стонет, и рвётся на части…Звучит медленная музыкаВедущая читает стихотворение “Не обижайте матерей” В. Гин.Не обижайте матерейВыходят дети с подарками для мам, встают в полукруг, поочерёдно говорят слова о своей маме и дарят ей подарок.Игра для мам “Узнай себя”.Мама должна узнать себя по нарисованному портрету.Ведущий: Наши мамы самые, самые и дети у них настоящие таланты и поэтому сейчас мы увидим себя в настоящем кино.Просмотр презентации “Наши мамы”.Ведущий: Мы желаем всем мамам, что бы дети их меньше огорчали и больше радовали, что бы были вам благодарны и всегда заботились о вас. Я приглашаю всех к столу на чаепитие)Сценарий праздника для бабушек и дедушек«Бабушка рядышком с дедушкой»Цель: привлечение бабушек и дедушек к эмоциональному взаимодействию с детьми, формирование у детей чувства уважения к старшему поколению.Предварительная работа: предложить семьям подготовиться к празднику: с бабушками – испечь что-либо к сладкому столу, с дедушками – подготовить призы для конкурсов.Оборудование: музыкальный центр, атрибутика для конкурсов.Ход мероприятия:Групповая комната украшена шарами, звучит веселая музыка, гости рассаживаются на стулья. Выходят дети и читают стихотворения для бабушек и дедушек.1 ребенок: Как испечь большой пирог? Как связать цветной носок?Кто даст правильный совет?Догадались или нет?Нету бабушки родней,Поцелуй ее скорей!2 ребенок:Мой дедуля дорогой, Мы гордимся все тобой!И скажу я по секрету:Лучше нет на свете деда. Буду я всегда старатьсяНа тебя во всем ровняться!3 ребенок: Бабушке солнышко, дедушке стих, Много здоровья вам на двоих.Счастья желаем еще на два века, С днем пожилого вас человека!Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости – бабушки и дедушки. Мы рады видеть вас рядом с вашими внуками, видеть вашу любовь и заботу о них. Сегодня мы пригласили вас на праздник, посвященный Дню пожилого человека. Мы поздравляем вас, желаем крепкого здоровья, спокойствия и радостных дней. Песня «Бабушка и дедушка».1.Кто умеет нам косички заплетать, заплетать?Кто умеет всё, как надо всё понять, всё понять?Кто нам на ночь сказку добрую прочтет? Кто прочтет?Кто нам праздничных ватрушек испечет, испечет?Припев: Бабушка и дедушка – самые родные,Как хотим, чтоб долго вы вместе жили-были!Бабушка и дедушка, если бы вы знали,Как хотим, чтоб вы всегда нам бы помогали!2.Кто заплатку нам поставит на штаны, на штаны?Во дворе кому мы лучше всех нужны, всех нужны?Кто расскажем про Великую войну, про войну? Кто расскажет, как любить свою страну, свою страну?Припев3. Кто разделит всю клубнику пополам, пополам?Отругает непослушных пап и мам?кто задачки вместе с нами разберет?Кто поверит, что нам точно повезет?ПрипевВедущий: А сейчас приглашаем вам немного отдохнуть, и поучаствовать в веселых конкурсах.1 конкурс «Найти внука с закрытыми глазами».Бабушке (или дедушке) закрывают глаза, они должны узнать на ощупь своего внука (внучку). (Повторить 3-4 раза). В ходе игры позволяется «подшутить»: вместо внука (внучки) посадить другого ребенка. 2 конкурс «Одень внука».Ведущий: А сейчас посмотрим, помните ли, каково быть молодыми родителями. Бабушка и дедушка на скорость одевают внуков. (Заранее подготовлены два стула с одеждой: штаны, свитер, шапка, шарф, куртка, обувь, перчатки, рядом стул, на котором будут сидеть внуки).Ведущий: Кто всё штопает и вяжет? Кто поможет и подскажет? Раньше всех всегда встает? Кто печет оладушки? Дети хором: Это наши бабушкиСтихотворение «Ходит наша бабушка, палочкой стуча»Ходит наша бабушка, палочкой стуча,Говорю я бабушке: «Вызови врача!Даст тебе лекарства, станешь ты здорова!Если будет горько, – что же здесь такого?Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,Мы с тобой на улице поиграем в мяч!Будем бегать, бабушка, прыгать высоко!Видишь, как я прыгаю? Это так легко!»Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора?Я не заболела, просто я стара!Просто очень старая, волосы седые.Где-то потеряла я годы молодые:Где-то за огромными, за лесами тёмными,За горой высокою, за водой глубокою.Как туда добраться, людям неизвестно…»Говорю я бабушке: «Вспомни это место!Я туда поеду, поплыву, пойду!Годы молоды я твои найду!3 конкурс «Кто сильнее?». Создаются две команды из бабушек и дедушек; между ними натянут канат. Под музыку команды перекидывают друг другу воздушные шары. По окончании музыки побеждает та команда, на чьей стороне окажется меньше шаров. В ходе игры к своим родным присоединяются их внуки, что только приветствуется. Как показывает практика, результат не важен. Игроки увлекаются и получают удовольствие от самого процесс.4 конкурс «Отгадай сказку».1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся бабушкой. В чепчике, очках, под одеялом узнать его было трудно. Кто это? (Волк. Ш.Перро «Красная шапочка»)2. Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал для нее дедушка? ( Колобок)3. Видно у этих семи ребятишек не было бабушки и маме пришлось оставить их дома одних без присмотра, чтобы сходить за молоком. Из какой сказки это семейство? (Бр. Гримм «Волк и семеро козлят»)4. В какой сказке в одном деле участвовали не только бабушка и дедушка, но и разные звери? (Р.н.с. «Репка»)5. Эта старушка мечтала о богатстве и даже превратилась уже в царицу, но жадность привела ее к прежней нищете. Из какой сказки эта старушка?(А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).6. У этого Малыша не было бабушки и дедушки и родителям пришлось обратиться к услугам сварливой домработницы. Из какой сказки этот герой?(А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше») 7. В какой сказке пришлось плакать бабушке и дедушке из-за того, что разбилось золотое изделие (Р.н.с. «Курочка Ряба»)5 конкурс «Дотронься». Вызываются 4-5 пар, состоящие из бабушек и внучек. Под музыку участницы танцуют, дотронувшись друг до друга определенной частью тела (ладонью, спиной, лбом и т.д.).Ведущий: Уважаемые бабушки, дедушки, ваши детки приготовили вам подарок – спектакль, который сейчас они вам представят.Спектакль «Сказка о глупом мышонке» (С.Я.Маршак).1 ребенок:Мы благодарны вам за прожитые годы, За то, что вы ненастьям всем назло,Преодолев все бури и невзгоды,Смеетесь так задорно и светло.2 ребенок:Спасибо вам за искорки веселья, Они в восторг любого приведут,И осень жизни за одно мгновеньеЦветущею весною обернут.3 ребенок: Мы любим вас, оптимистичных, бодрых, За то, что не хотите раскисать.Благодарим за мудрость песен добрых,По жизни с ними веселей шагать!4 ребенок:С почтеньем головы склоняем перед вами. Мы вам стихи слагать еще могли бы.За то, что вы живете рядом с нами,От всей души вам говорим «Спасибо!»Ведущий:Оставайтесь сердцем молодымиИ живите много-много лет,И улыбкой вашею отнынеОзарён пусть будет белый свет!Дети, воспитатели, гости вместе исполняют песню «Бабушка рядышком с дедушкой».Занятие «Образ моей семьи» (рисование эскиза)СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Аромштам М.С. Дом, в котором живет малыш. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001г. – 192 с.: ил. – (Серия: «семейная педагогика»).2. Кугач А.Н. Праздники, игры и развлечения для младших школьников – Ярославлькадемия развития, 2008. – 192 с.3. Кумицкая Т.М. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание – М.:ВАКО, 2009. – 224 с.4.Периодические издания. Газета для учителей начальной школы «Педсовет», 2014, 2015, 2016Интернет-ресурсы1.2.3. 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕНадеюсь, это методическое пособие принесёт пользу и немного упростит вам работу по патриотическому воспитанию детей.Педагогу, воспитателю нужно твёрдо знать, что успех любого начинаемого дела, зависит от того, с каким настроением педагог подходит к его реализации. Помните легенду, которая существует у многих народов мира?…Один путешественник проходил мимо большой стройки, на которой трудилось много рабочих. Он остановил одного рабочего, который вёз тяжёлую тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?» «Разве не видишь?» - ответил тот. - Толкаю тяжёлую тачку, будь она проклята!»Затем путешественник задал этот же вопрос второму рабочему, который вёз такую же тачку. «Я зарабатываю хлеб для семьи», - с достоинством ответил рабочий. Третий с такой же тачкой на тот же вопрос путешественника гордо ответил: « Я строю прекрасный храм!»…Пусть ваш труд, уважаемые педагоги, тоже будет направлен на строительство прекрасного храма души ребёнка, фундаментом которого станет патриотизм. И тогда данное пособие обязательно станет полезным, а дорога ваших воспитанников к новому и неизведанному – яркой и интересной! И пусть шагая по этой дороге, они оставляют глубокие следы, которые надолго запомнят потомки. И пусть наши дети пополняют ряды гуманистов, патриотов – родных людей своего родного отчества.ПРИЛОЖЕНИЕ №1СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для чтения детям и самостоятельного прочтения детьми по теме «Дружная семья – сильная Россия»
  • Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
  • В. Осеева «Просто старушка».
  • Я Сегель «Как я был мамой».
  • Д.Габе «Моя семья».
  • М. Родина «Мамины руки».
  • Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
  • Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  • Е. Пермяк «Мамина работа»
  • В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
  • Л. Квитко «Бабушкины руки».
  • С. Михалков «А что у вас?».
  • А Барто «Вовка – добрая душа»
  • Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
  • Е. Благинина «Аленушка».
  • З. Александрова «Родина»
  • С. Михалков «Моя улица».
  • Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»
  • С. Баруздин «Страна, где мы живём».
  • О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
  • А. Твардовский «Рассказ танкиста».
  • З. Александрова «Дозор».
  • С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
  • Ю.А. Гагарин «Вижу землю».
  • С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
  • М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».
  • А. Твардовский «Рассказ танкиста».
  • А. Митяев «Мешок овсянки».
  • М.Исаковский «Навек запомни».
  • С. Баруздин «Слава».
  • К. Симонов «Сын артиллериста»..
  • А. Прокофьев «Родина».
  • З. Александрова «Родина».
  • М.Ю. Лермонтов «Родина»
  • С.Баруздин «За Родину».